Консьюмеризм, его эволюция, сущность и значение для потребителей
РЕФЕРАТ
Курсовая работа 32 страницы, 15 источников, 2 рисунка.
КОНСЬЮМЕРИЗМ, ЭВОЛЮЦИЯ КОНСЬЮМЕРИЗМА, ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ, ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Объект курсовой работы – практика развития потребительского движения.
Предмет курсовой работы – консьюмеризм.
Цель курсовой работы – раскрыть тему «Консьюмеризм и его эволюция».
Методы исследования: системный, аналитический, диалектический, метод наблюдения.
Исследования и разработки: рассмотрена сущность понятия «консьюмеризм», эволюция консьюмеризма, изучено поведение покупателя.
Автор работы подтверждает, что приведённый в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
___________
СОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ. 1
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Консьюмеризм, его эволюция, сущность и значение для потребителей. 5
2. Анализ соблюдения прав потребителей кофе «Чибо». 13
3. Пути развития консьюмеризма в Республике Беларусь. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
Список использованных источников. 29
ВВЕДЕНИЕ
С тех пор, когда наиболее развитая часть мира перешла в постиндустриальную эру, доминирующей экономической доктриной, вне всякого сомнения, стал консьюмеризм.
Консьюмеризм – движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.
В середине 60-х гг. в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большинстве стран.
В настоящее время термин приобретает второе значение – перепотребление. Потребление становится своего рода пагубной зависимостью. Для человека, страдающего такой зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом причастности к некой общественной группе. Идея о возможности достижения социального превосходства через потребление порождает в сознании покупателя веру в то, что сам акт покупки способен доставить большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается.
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется изучению потребительского поведения, так как, покупая или не покупая те или иные товары, потребитель тем самым оказывает влияние на размер получаемой производителями и продавцами прибыли. А прибыль – это есть главный движущий мотив, лежащий в основе любого предпринимательства.
Однако в конечном итоге основной целью функционирования любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов.
С достижением этой цели связаны две фундаментальные аксиомы: первая – потребности общества и индивидов безграничны, вторая – материальные ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.
Значительная часть решений, связанных с данной проблемой, может быть найдена в консьюмеризме, среди основных функций которого являются обеспечение свободы выбора, регулирование макроэкономических процессов, защита интересов потребителей, их информирование и просвещение. Однако в Республике Беларусь эта проблема стала предметом научных исследований сравнительно недавно, а сам термин «консьюмеризм» появился в отечественных словарях лишь в начале 90-х годов.
Принятие в 1994 году Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» можно рассматривать как факт вступления Республики Беларусь в мировую систему консьюмеризма, а, следовательно, и признания ею «Руководящих принципов для защиты интересов потребителей», принятых ООН. Поэтому необходимо изучение теоретического и практического опыта развития консьюмеризма в различных странах.
Возможности консьюмеризма, рассматриваемые в международном масштабе, сводятся к решению проблем сохранности невоспроизводимых ресурсов, эффективного их использования, а также экономического роста, унификации и дифференциации глобального производства и потребления.
При этом следует отметить, что законодательная база защиты прав потребителей в Республике Беларусь построена в основном на зарубежном опыте; однако при всей его значимости очень важно учитывать особенности той или иной экономической системы страны, поскольку консьюмеризм способен решать не столько глобальные проблемы человечества, сколько общенациональные задачи, что было учтено в проведении данного исследования.
Актуальность решения проблем консьюмеризма возрастает, так как усиливается тенденция к увеличению напряженности жизненного ритма, к сокращению свободного времени.
В связи с этим возрастает роль торговли и сферы услуг. Кардинально меняется не только организация самого процесса, но и система взаимоотношений «покупатель – продавец». Как построить эти взаимоотношения, соблюдая интересы обеих сторон – одни из главных вопросов, решаемых в рамках консьюмеризма.
Целью исследования является изучение экономического механизма формирования консьюмеризма в условиях переходной экономики Белоруссии на основе комплексного изучения его теоретических и методологических основ, сущности и проблематики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– Изучить теоретические и методологические основы консьюмеризма в Республике Беларусь с учетом национальных особенностей.
– Теоретически обосновать социально-экономические предпосылки возникновения консьюмеризма, проанализировать факторы, оказывающие влияние на его развитие.
– Провести анализ консьюмеризма и на этой основе сформулировать основные его функции.
– Определить место и роль потребительского движения в системе радикальных экономических реформ, проводимых в Республике Беларусь.
– Охарактеризовать особенности развития консьюмеризма в Республике Беларусь.
Предметом данного курсового проекта является совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с возникновением и развитием консьюмеризма в условиях переходной экономики.
Объектом исследования служит практика развития потребительского движения.
Консьюмеризм, его эволюция, сущность и значение для потребителей
В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители все чаще выступают на рынке не разобщенно и изолированно, а как организованная масса. Это усложняет деятельность товаропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей абсолютны и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей. Для соблюдения прав потребителя возникло такое понятие, как консьюмеризм, которое означает – организованное движение потребителей за расширение и защиту своих прав, а также усиление воздействия потребителя на производителей и торговцев.
Корни консьюмеризма уходят в глубокую древность. В Библии много говорится о нечестных и безответственных дельцах и этичности их поступков. Как общественное движение в защиту прав потребителей консьюмеризм берет свое начало в США с последующим распространением на другие страны.
Первые выступления потребителей, документально зарегистрированные, произошли в США в 1775 г. в штате Массачусетс. Продавцы испорченных продуктов были приговорены к позорному столбу. С течением времени на проблему защиты прав потребителей стало обращать внимание и государство. В 1890 г. был принят закон Шермана, ограничивающий влияние большого бизнеса на сдерживание конкуренции.
В истории западный бизнес испытал три волны консьюмеризма. Первая волна, как массовое явление, движение в защиту прав потребителей получило свое развитие в начале ХХ века. Причиной послужило повышение цен. Изначально внимание потребителей было сконцентрировано только на сфере продуктов питания, включая их производство и реализацию. По данной проблематике была написана книга «Джунгли», рассказывающая о стандартах безопасности, которые надо соблюдать при производстве мясных продуктов. Книга имела большой общественный резонанс, и в некоторой мере способствовала созданию в 1906 году государственного органа «Администрация по надзору за питанием и медикаментами», в соответствии с законом «О чистоте продовольственных и лекарственных продуктов», который запретил фальсификацию и подделку торговых марок продовольственных товаров и лекарственных средств, продаваемых между штатами. Для ограничения монополий и нечестной торговой практики в 1914 г. был принят закон о Торговой комиссии.
Вторая волна выступлений потребителей наблюдалась в середине 30-х годов и была вызвана повышением потребительских цен в период Великой депрессии и очередным скандалом в фармацевтической сфере. В ответ на выступления в США принимается ряд законов, которые должны были оградить потребителя от явных злоупотреблений в сфере обращения. Так, в 1938 г. принимается поправка к Закону о Федеральной торговой комиссии, которая предусматривала судебное преследование нечестной и обманной торговой практики, особенно рекламы. В 1936 г. создается Союз потребителей, независимый от государства и от бизнеса, финансируемый самими участниками [2, стр, 150].
В 60-е гг. прошлого века обостряется проблема качества жизни. Это обусловлено ростом технологических новшеств в материальном производстве, постоянным притоком новых товаров на рынок, совершенствованием методов предложения товаров. Равнодушие политиков к нуждам населения, с одной стороны, и рост организационных протестов общественности, с другой, – привели к резкому подъему движения потребителей, которое считается третьей волной консьюмеризма.
В результате конгрессом США было принято более десятка специальных законов по защите прав и интересов потребителей, среди которых можно назвать следующие:
• Дополнение Кевофера-Харриса к закону 1938 г. «О продовольственных, лекарственных и косметических продуктах» (1962 г.), согласно которому производители новых лекарств должны доказать Администрации пищевых и медицинских товаров, что новые медикаменты не только безопасны, но и эффективны для лечения;
• Закон о маркировании сигарет (1965 г.) установил требование, чтобы на каждой пачке стояло предупреждение о вреде курения для здоровья;
• Закон о добросовестной упаковке и маркировке товаров (1966 г.) объявляет недобросовестную упаковку и маркировку определенных потребительских товаров незаконной;
• Закон о защите детей и безопасности игрушек (1969 г.) защищает детей от игрушек и других товаров, представляющих термическую, электрическую или механическую опасность [9, стр. 171].
Возрождение консьюмеризма в его нынешнем понимании связывают с речью президента США Дж. Кеннеди в 1962 г., в которой он выдвинул идею закона о правах потребителей. 15 марта 1962 г. он представил Конгрессу послание «Специальное сообщение по защите интересов потребителя», в котором были провозглашены фундаментальные права потребителей: право на безопасность, право быть информированным, право выбирать и право быть услышанным. На их реализацию и защиту ориентированы правительства большинства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно, начиная с 15 марта 1983 г. отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.
Важнейшее положение консьюмеризма – в процессе экономической деятельности права потребителей абсолютны, неприкосновенны и не могут быть переуступлены. Потребители имеют право на гарантию того, что их интересы получат полное понимание при определении государственной политики.
Сегодня консьюмеризм распространился на большинство развитых стран в форме различных союзов, деятельность которых порой играет существенную роль в политике правительств. Он представил тремя основными субъектами:
1. Союзы и конфедерации потребителей;
2. Государство, действующее посредством законов и механизмов регулирования;
3. Бизнес, действующий через конкуренцию и саморегулирование в интересах потребителей.
Реакция бизнеса на движение потребителей и усиление госрегулирования экологических проблем не всегда однозначна: с одной стороны, произошел рост социальной ответственности компаний, а с другой стороны — эта ответственность не всегда реализовывалась должным образом. Американские компании, например, повысили внимание к экологическим аспектам бизнеса, но это внимание не всегда оказывалось адекватным интересам потребителей.
Поскольку вопросы экологического маркирования привлекают все больше внимания потребителей, общественности и госструктур, количество компаний, стремящихся позиционировать себя как друзей природной среды и движения Зеленых постоянно растет.
Реакцией бизнеса на усиление защиты потребительских прав явилось саморегулирование в этой сфере, позволяющее снизить риск общества от негативной практики производителей и продавцов и при этом избежать жесткого государственного контроля бизнеса [11, стр. 220].
Для защиты прав потребителей применяются следующие способы:
• Предупреждение (кодексы поведения, требования по предъявлению информации, подтверждение рекламных заявлений);
• Возмещение ущерба (денежное возмещение, суд или арбитраж, корректировка судебных исков);
• Наказание (изъятие полученной прибыли, штраф, возбуждение судебных исков).
В США права потребителей защищают следующие общественные организации: «Потребители за мировую торговлю», «Совет по развитию потребительской политики», «Ассоциация продуктной безопасности» и др.
В нашей стране и в России гарантами прав потребителей являются Гражданский Кодекс и Закон «О защите прав потребителей». Созданы также общества по защите прав потребителей.
В последние десятилетия все больше о себе заявляет инвайроментализм, который Ф. Котлер определяет как организованное движение заинтересованных граждан и государственных учреждений, направленное на защиту и улучшение среды, в которой живут люди [1, с. 257]. Инвайроменталисты не выступают против маркетинга и потребления, а борются за улучшение качества жизни, под которым подразумевается не только количество и качество потребительских продуктов, но и качество окружающей среды. Они считают, что заботу об охране окружающей среды должны проявлять не только производители, но и потребители.
Первые выступления инвайроменталистов в 60 – 70-х годах ХХ века были связаны с резким усилением интенсивности воздействия человека на окружающую среду (открытая добыча полезных ископаемых, громадные выбросы в атмосферу вредных веществ, которые ведут к разрушению озонового слоя и вызывают кислотные дожди). В 80-х годах многие страны Европы, США и Япония приняли ряд законов и норм, регулирующих влияние промышленности на окружающую среду. Так, автомобильная отрасль должна была снабдить машины оборудованием для контроля выбросов, а впоследствии перейти на использование двигателей, которые уменьшают удельные выбросы в атмосферу вредных веществ. Появился в Европе стандарт двигателей по выбросам – Евро-1. В настоящее время есть уже двигатели Евро-4 и 5. Нефтеперерабатывающая отрасль вынуждена была создать сорта бензина без содержания цинка [1, стр. 258].
В настоящее время все больше предприятий пытаются получить прибыль, не причиняя вреда окружающей среде, путем внедрения концепции экологической устойчивости. Предотвращение загрязнения означает отсутствие или минимизацию количества отходов до того момента, как они появляются. Многие компании начали производить упаковку, поддающуюся переработке или биологическому разложению, усовершенствованы методы контроля загрязнения. Современные технологии ориентированы на более экономичное и экологически безопасное производство.
Но консьюмеризм несет так же и отрицательный характер. По словам Друкера (Drucker, 1973, р. 8З), «консьюмеризм – это позор маркетинга». Основные критические аргументы консьюмеристов следующие:
– маркетинг делает попытку удовлетворить краткосрочные потребности клиенов за счет их долгосрочного благосостояния;
– товары разрабатывают с целью достижения прибыли компании, но не с целью удовлетворения потребностей;
– маркетинг акцентирует символическую ценность товаров (эмоциональную и субъективную ценность) в ущерб их функциональной ценности;
– существует фундаментальное несоответствие между юридическими правами покупателей и продавцов.
Важно подчеркнуть то, что консьюмеризм не ставит под сомнение концепцию маркетинга, но скорее требует ее полного осуществления. По сути дела, это движение, подобно рабочему движению начала века, знаменует «социализацию» спроса. В результате фирма имеет дело с более сплоченным потребителем, реагирующим на ее действия организованно и благодаря союзам потребителей располагающим, в дополнение к данным, предоставляемым фирмой, независимыми источниками информации.
Для гарантии потребительских прав компании создали новые средства, облегчающие потребителям доступ к информации и обращение с претензиями. Это и бесплатные телефонные службы, это WWW-страницы Интернета с готовыми ответами на часто задаваемые вопросы (FAQ), это и представители по работе с клиентами. Многие компании ищут возможности улучшения коммуникаций с потребителями с помощью создания специальных служб работы с потребителями (customer affairs offices). Глобальная компания «Unilever», ведущая операции в более чем 90 странах, выделяет в своей системе управления функцию Brand & consumer Management (менеджмент марки и потребителей), по которой ведет конкурсный набор персонала, так же, как и по другим функциям корпоративного управления [11, стр. 22].
На приведенном чиже графике (пример – Рисунок 1) представлена предельная полезность поиска информации потребителем, имеющая форму убывающей функции требуемого уровня знаний наиболее важных характеристик интересующего его товара (кривая R).
Там же представлена функция предельных издержек этого поиска, которая принимается пропорциональной требуемому уровню знаний (кривая С).
Точка А соответствует оптимальному моменту остановки поиска потребителем: н случае его продолжения издержки превысят приносимую пользу.
Рисунок 1 – График предельной полезности поиска информации потребителем
Примечание – Источник [12, стр. 22]
Экономическое развитие приводит к следующим изменениям:
– стоимость личного времени, расходуемого на поиск, возросла;
– число товаров с плохо сопоставимыми свойствами возросло;
– число слабо дифференцированных марок тоже возросло.
Эти изменения влекут, с одной стороны, повышение расходов на поиск (кривая С перешла в С'). С другой стороны, возросла сложность выбора, что снизило предельную полезность поиска информации (кривая R перешла в R').
Рисунок 2 – График экономического анализа движения консьюмеристов
Примечание – Источник [12, стр. 22]
Точка остановки потребителя смещается из А в А', что означает пониженный уровень требований по сравнению с предыдущим.
Следовательно, экономический рост ведет к некоторой сфере суверенитета потребителя, делая его пленником коммерческой информации, предоставляемой изготовителем.
Поэтому у потребителей появляется интерес к объединению и к дополнению данных, получаемых от изготовителя, данными, поставляемыми организациями потребителей при низком уровне издержек.
Благодаря этому потребитель снова может возвратиться на повышенный уровень информированности.
К основным позитивным моментам, связанным с влиянием консьюмеризма на деятельность современных предприятий, можно отнести следующие:
– производители товаров и услуг имеют постоянный стимул для улучшения и модернизации своей продукции, повышения её качества;
– усилия компаний направляются на разработку всё более новой и современной продукции, расширение её ассортимента и номенклатуры;
– активное потребление и расширение рынков сбыта стимулирует производителей разрабатывать новые подходы к рекламным кампаниям, учитывать национальные и религиозные особенности и т.п.
Проблемы, порождаемые производственной деятельностью современных предприятий, вызывают определённые действия отдельных граждан и общества в целом, направленные на регулирование некоторых её морально-этических аспектов. Влияние общественных движений подталкивает субъектов хозяйственной деятельности в большей степени проявлять заботу об окружающей среде, а также более тщательно и продуманно организовывать свою маркетинговую деятельность вокруг потребителя.
Консьюмеризм, несомненно, способствовал повышению уровня этики в практике маркетинга. Этический консьюмеризм - это избирательный подход к приобретению продуктов, в котором критерием является их этическое происхождение. Термин «этический» одинаково применим к компаниям, покупателям и продуктам. В контексте взаимоотношений производителя и потребителя он может означать «не наносящий вреда человеку, животным, природе и не эксплуатирующий их». Для этического потребителя важно, чтобы приобретаемый им продукт соответствовал такому требованию. Этот подход может проявляться в следующих формах:
- позитивный шопинг - предпочтение этических продуктов; осознанная поддержка их производителя путем приобретения его товаров;
- моральный бойкот - практика отказа от покупки продуктов, которые считаются или известны как произведенные при чрезмерной эксплуатации работников, жестоком обращении с животными и т. п.;
- сочетание указанных форм.
Этический консьюмеризм противостоит обычному консьюмеризму, который преследует только личную выгоду. Этический потребитель руководствуется не только функциональными свойствами продукта (полезность, удобство, цена и т. п.), но и нематериальными факторами, такими как условия его производства и последствия использования. Эта идеология предоставляет человеку возможность сочетать личные интересы с интересами общества, осознавая, что они в какой-то мере соприкасаются. Например, отказываясь от приобретения освежителя воздуха и выражая таким образом протест против выпуска товаров, разрушающих озоновый слой, человек в конечном итоге добивается своей выгоды, хотя и далекой от насущных потребностей.
По сути, этический потребитель - это человек, осознавший свою ответственность перед обществом и природой и способный пожертвовать личными интересами ради достижения идеалов гуманности. С другой стороны, следование этим идеалам становится приоритетом его личного поведения.
Распространение указанной идеологии стало возможным только после появления многих соответствующим образом настроенных потребителей. Очевидно, что люди, принимающие решение о покупке на основании имеющихся у них сведений об этической чистоте продукта и его производителя, всегда присутствовали в обществе. Так, например, жители небольшого городка могут не захотеть покупать товары в одном из местных магазинов, узнай они, что его хозяин бьет собаку, третирует работников и просто жестокий и злобный человек, думающий лишь о своей выгоде. Понятно, что мнение потребителей о продукте или его производителе обусловлено имеющейся у них информацией [8, стр. 20].
Сегодня консьюмеризм это уже сфера самовыражения общества, а не только движение за расширение и защиту прав потребителей. Причем ценностные приоритеты в этой сфере со временем меняются, например, в докризисный период консьюмеризм был не очень популярен. С наступлением кризиса все изменилось, потребители стали тщательнее подходить к выбору товаров или услуг, а отражение социального статуса теперь проявляется в консьюмеризме услуг и товаров.
Экономический кризис в первую очередь отразился на доходе потребителя, заставил его более аккуратно и внимательно относиться к продукции и приобретать по возможности универсальную продукцию. Как следствие, продукция, выбранная с точки зрения консьюмеризма, является экономически разумной. И не случайно что при экономическом кризисе идеи био- и эко- моды, которые пропагандируют не только простоту в повседневной жизни но и простоту вещей, пользуются наибольшим интересом.
Считается, что культура консьюмеризма формируется в основном в благоприятных условиях и финансовая состоятельность потребителя составляет основную часть этих условий. Но потребитель не осознает что его мнение, по сути, сформировалось под влиянием обобщенных мнений родных, близких, сокурсников и друзей. Не последнее воздействие на мнение потребителя оказывает так же медийная продукция, например телевидение и газеты для старшего поколения или интернет и глянцевые журналы для молодежи. В итоге собственное мнение потребителя скорее продукт массового мнение, а это уже ведет к массовому консьюмеризму.
Не смотря на то, что в этих организациях и движениях есть свои существенные различия, основная тенденция консьюмеризма все равно просматривается. Практически все они занимаются просветительской деятельностью, защищают потребителя в случае нарушения его прав и оказывают юридическую помощь. Занимаются сбором и анализом информации о товарах, проводят тесты товаров, а также участвуют в работах по стандартизации услуг и товаров. Концентрацию их деятельности можно отметить вокруг следующих вопросов:
§ Удовлетворение жалоб потребителя.
§ Честность в рыночных отношениях.
§ Безопасность и качество услуг и товаров.
Можно сказать, что консьюмеризм является своеобразным защитным барьером между потребителями и недобросовестными производителями. Этот понятие способно существовать только в высокообразованном обществе, где люди интересуется тем, что они покупают и стремятся защитить себя от негативных последствий потребления продукции плохого качестваЯ полагаю, что в конечном итоге консьюмеризм вытеснит с рынка недоброкачественную продукцию, а вместе с ней и её производителей [1, стр. 550].