Использование марочных обозначений для товаров
Элементом товарной политики предприятия является использование марочных обозначений для товаров На практике используют несколько смежных терминов — «торговая марка», «товарный знак» и «бренд».
Торговая марка — слово, знак, рисунок или их сочетание, которые устанавливают соответствие товаров одному производителю (продавцу). Торговая марка или ее часть регистрируются юридически, что дает владельцу исключи- -тельное право использовать марочное имя и марочный знак. Торговая марка выполняет функции гарантии качества, индивидуализации, рекламы и охраны. В Гражданском кодексе РФ (часть 4), который регулирует использование марочных обозначений в России, применяется термин «товарный знак» [13].
Марка (brand) — широко известный среди участников рынка образ организации или ее торговой марки, имеющий влияние на покупателя и учитываемый партнерами фирмы и конкурентами. В Гражданском кодексе используется термин «общеизвестный товарный знак».
Под товарным знаком и брендом предприятия имеются в виду одни и те же обозначения, но разные их аспекты. Товарный знак — это термин в большей степени юридический, предпринимательский. Он устанавливает определенные права предприятия и правила поведения по отношению к ним хозяйствующих субъектов. Термин «бренд» имеет в большей степени маркетинговый «оттенок». Это маркетинговый инструмент воздействия на покупателей. Не всякая марка, по сути, является брендом, если она не имеет никакого значения для покупателя и влияния на него.
Управление торговыми марками включает несколько основных решений (рис. 6.4).
Первое решение: будет ли предприятие использовать для своих товаров марку или продавать товар как безмарочный. Оба подхода имеют свои доводы. Использование марок дает ряд преимуществ: связывает товар с определенным качеством; покупатель может на нее ориентироваться при выборе товара и оценке его качества; марка повышает престиж товара и предприятия, помогает продвижению на рынок новых моделей и товаров предприятия. Товары, продающиеся без марочных обозначений, обычно дешевле за счет экономии на качестве, обслуживании, рекламе. Безмарочные товары обычно ориентированы на сегменты покупателей, заинтересованных в низкой цене, а не высоком качестве товара и престижа. То есть вопрос об использовании марок также связан с сегментацией рынка.
Второе решение: предприятию необходимо определить, под чьей маркой будет продаваться товар — маркой производителя или продавца, под своей собственной или под маркой партнера по бизнесу. Основные преимущества будут у владельца марки. Однако малоизвестной фирме иногда выгоднее, чтобы ее товары продавались под маркой более известного партнера.
Третье решение — о количестве марок: будут ли использоваться индивидуальные марки для каждого товара, единая марка для всех товаров фирмы, отдельные марки для товарных групп или сочетание названия фирмы с индивидуальным именем. Можно выделить 6 используемых предприятиями марочных стратегий [9].
1. Марки товаров.Предприятие присваивает каждому своему продукту отдельное марочное имя. Каждая марка не только имеет свой образ, но и маркетинг каждой ведется по-разному. В данном случае название фирмы не имеет основного маркетингового значения, на первом месте — дифференцирование своих товаров и марок. Пример: фирма Procter&Gamble продвигает марки стиральных порошков Tide и Ariel, поддерживает их индивидуальные отличия. Однако каждая марка требует расходов на продвижение. Новые товары не получают преимущества от известного названия.
2. Марки товарных линий.Предприятие выпускает несколько продуктов под единой маркой. Эти товары объединяет что-то общее. Например, косметическая фирма выпускает под одним названием шампунь, дезодорант, гель и лак для волос со схожим ароматом. Либо это набор взаимодополняющих товаров для одной потребности: набор кремов для тела, которые могут использоваться и не в наборе. Кондитерская фирма «Красный Октябрь» выпускает под маркой «Аленка» плиточный шоколад и несколько сортов конфет. Продвижение общей марки для комплекта товаров сокращает маркетинговые расходы.
3. Марки товарных категорий.При такой стратегии под одной маркой продвигается несколько разных товаров, относящихся к одной товарной категории. Например, предприятие, выпускающее домашнее оборудование, под одной маркой продает бытовые приборы, под другой бытовые инструменты. Уменьшаются расходы на продвижение, однако нет дифференциации по сегментам (дорогие и дешевые приборы имеют одну марку).
4. Двойные марки. Вэтом случае используется два объединенных названия. Марка фирмы или товарной категории и марка конкретного продукта. Это позволяет сочетать преимущества индивидуальных и групповых марок. Марка фирмы определяет идентичность товара, марка продукта говорит о предназначении определенному сегменту.
5. Зонтичные марки.Единое обозначение используется для различных товаров, ориентированных на принципи ально разные рынки Известны случаи, когда российские фирмы выпускали под одной маркой водку и минеральную воду. Рекламируя по телевидению воду, фирма тем самым создавала известность и своей водке, реклама которой запрещена. Основное преимущество «зонтика» — разделение расходов по продвижению марки между продуктами. Основная угроза —- размывание образа марки, поскольку она не связана с чем-то одним.
6. Фирменные марки.Название фирмы используется как единое обозначение для всех товаров предприятия. Это позволяет создать единый образ продуктов, ускорять продвижение новинок под известной маркой. Яркий пример — фирма Sony.
6.5. Решения по использованию упаковки
Упаковка представляет собой эффективный инструмент товарной политики. Она ускоряет и облегчает процесс купли-продажи, укрепляет имидж товара и имидж фирмы. Поместив товар в эффектную упаковку, можно обеспечить значительно больший прирост его продаж, чем проведение других маркетинговых мероприятий, в частности рекламы Поэтому функции упаковки в маркетинге широки. Такими функциями являются:
—защита товара от возможных повреждений;
—сохранение потребительских свойств товара;
—обеспечение рациональных единиц груза для погрузки и выгрузки товара, а также их складирования и транспортировки;
—создание оптимальных единиц для продажи товара;
—содействие продвижению товара посредством привлечения внимания, информирования и стимулирования покупателей.
Указанные функции упаковки можно реализовать, если тщательно обосновать все управленческие решения, касающиеся ее создания и использования.
Процесс разработки упаковки включает принятие следующих решений: обоснование концепции упаковки, формирование дополнительных характеристик упаковки (размер, форма, материал, цвет, текст, размещение торговой марки), тестирование упаковки.
Прежде всего, следует установить, какого конечного результата необходимо достичь благодаря созданию соответствующей упаковки. С учетом этого нужно определить, будет фирма использовать единые элементы на каждой упаковке или нет, т. е. будет использовать групповую или индивидуальную упаковку. Следует также выявить целесообразность использования множественной упаковки, в которую помещаются две или более единиц товара. Это могут быть одинаковые товары (например, лезвия для бритья) и разные продукты (например, парфюмерные или косметические наборы).
Целесообразно также выявить возможности стандартизации упаковки. Наконец, что особенно важно, следует проанализировать стоимость упаковки. Считая, что в среднем до 10% розничной цены товара приходится на упаковку. В отдельных случаях стоимость упаковки составляет до 40% розничной цены товара, а иногда и превышает ее в несколько раз (дорогая косметика и парфюмерия).
Все описанное выше определяет так называемую концепцию создания упаковки. Концепция упаковки содержит основополагающие идеи и принципы, способствующие разработке новых продуктов, обладающих дополнительными для покупателей и потребителей свойствами. Разрабатывая такую концепцию, каждая фирма должна особое внимание уделять дизайну упаковки. Размер, форма, материал, цвет, текст и расположение товарного знака оказывают непосредственное влияние на покупателей, создавая у них определенное отношение к товару и производителю.
Упаковка должна выполняться с учетом следующих требований:
—быть оригинальной и иметь патентную защищенность;
—отвечать эстетическим требованиям;
—обеспечивать функциональность, т. е. быть элементом товара;
—осуществлять коммуникативное воздействие;
—быть недорогой по затратам;
— обеспечивать сохранность товара на пути к потребителю;
—способствовать рационализации складских и транспортных расходов;
—быть удобной для реализации товара;
—быть экологически чистой;
—использоваться как вторичное сырье
Учитывая все сказанное выше, фирма принимает решение о создании опытных образцов упаковки. Данные образцы следует подвергнуть соответствующим испытаниям. Это обычно следующие испытания:
—технические, позволяющие проверить соответствие упаковки различным стандартам, условиям безопасности;
—визуальные, дающие возможность удостовериться, что верно выбран цвет, разборчив шрифт, правильно змещен товарный знак;
—дилерские, призванные установить, соответствует ли упаковка требованиям посредников с точки зрения товародвижения и продвижения товара на рынок;
—потребительские, дающие возможность удостовериться, насколько упаковка соответствует реальным запросам и потребностям потенциальных покупателей.