Раздел 2. Основные аспекты теории потребностей
Еще философы др. Греции и др. Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности, их пытались дифференцировать.
Например, Гераклит отмечал, что «суть потребностей определяется не только естественными внутренними процессами организма, но и зависит от воздействия на живой организм среды существования». Философ подчеркивал, что потребность удовлетворяется ценою душевного равновесия («психеи»), поэтому злоупотребление различными желаниями ведет к ее ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей человека способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.
Демокрит большое значение в жизни людей придавал потребностям как источнику деятельности. Он понимал потребности как нужду, которая оказывает воздействие на многочисленные поступки человека. Именно ему принадлежит высказывание: « Действительно, сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи».
Ксенофонт- идеолог класса рабовладельцев античной Греции, представитель его экономической мысли трактовал хозяйственную деятельность человека как процесс создания полезных вещей, т.е. потребительских стоимостей. В его трудах выделяется мысль об экономической природе человеческих потребностей, степень их удовлетворения зависит от доходов людей. Однако Ксенофонт призывал рабовладельцев к обогащению за счет минимального удовлетворения запросов и нужд рабов.
Аристотелькоренные различия в потребностях между имущими и неимущими объяснял природными причинами. Он первый предпринял попытку классификации потребностей, разделив их на растительные (животные) и истинно человеческие, которые связаны с эстетическими добродетелями, т.е. с понятиями добра и зла.
Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобно стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную душу», цель которой руководить первой. Таким образом, уже в древнегреческой философии во-первых, была поставлена проблема «разумности» человеческих потребностей; во-вторых, выделенная проблема потребностей и потребления рассматривалась в связи с общим взглядом на мир человека; в- третьих, было положено начало делению потребностей на естественные (материальные) и духовные; в-четвертых, античные философы подчеркивали безграничность человеческих потребностей, особенно духовных; в-пятых, они рассматривали потребности во взаимодействии с деятельностью, с поведением человека.
Следующий этап в развитии проблемы потребностей связан со средневековой философией. Ее яркие представители – Августин и Фома Аквинский. Эти мыслители (в целом, общем) понимали потребности отдельного индивида, как следствие, отражение потребностей более высокого уровня – божественного промысла.
Основной вывод: средневековая философия, во-первых, сохраняет противоположность материальных и духовных потребностей и углубляет их разрыв; во-вторых, высшими потребностями считались духовные, так как главнейшее стремление человека – это «потребность любви к богу»; в- третьих, жизненные потребности считались низменными так как земное существование человека рассматривалось как подготовка к потусторонней жизни; в-четвертых, причину бедственного положения трудового люда, постоянного неудовлетворения насущных потребностей средневековая церковь не связывала с общественными отношениями. Более того, она оправдывала и закрепляла такое положение.
Существенные изменения (эволюция) взглядов на проблемы потребностей и потребления произошли в период становления капитализма.
Капитализм как более прогрессивный общественный строй укреплял свои позиции благодаря увеличению и удешевлению производства всех предметов потребления. Это приводило к дальнейшему росту потребностей населения.
Большое значение играют труды английского философа Фр. Бэкона. В своей этике он утверждал, что потребность творить добро заложена глубоко в природе человеческой.
Большое значение он придавал росту общественного благосостояния, которое обеспечивается развитием промышленности и торговли. Вместе с тем он рекомендовал правительству (Англии) уметь «убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды».
Большой вклад в освещение проблемы потребностей человека внесли французские просветители второй половины 18 века – Гельвеций, П. Гольбах. Так, П. Гольбах разделил все потребности на «первые потребности» и «мнимые» или «условные». «Первые» - это природные. Их цель быть телохранителями человека. К ним относились потребности в пище, одежде, жилище, в семье, т.е. – это естественные потребности. Считалось, что именно они являются побудителями человеческой активности, заставляют человека трудиться. Содержанием «первых потребностей» являлось стремлений человека к самосохранению, а всех потребностей к удовольствию, к избежанию страданий. Когда удовлетворены естественные потребности, то они неизбежно заменяются «мнимыми» или «условными». Надо отметить, что у Гольбаха «мнимые» потребности по сути своей ничем не отличаются от естественных. Удовлетворив «первые», человек начинает создавать новые потребности, но через воображения, придавая более утонченный характер старым потребностям («первым»).
Таким образом, «мнимые» потребности – это просто «утонченные» физические (естественные), которые возникают в результате воображения индивида. Гольбах подчеркивал, что « в… наших потребностях источник наших страданий». А Гельвеций считал, что если личность удовлетворяет потребности (как выгоду) в ущерб интересам всего общества – то это безнравственный поступок.
Большое значение формированию и развитию человеческих потребностей придавали представители немецкой классической философии. Так, Гегель широко и глубоко трактовал многие аспекты потребностей человека. Он писал, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей и интересов, которые являются побудительными мотивами этих действий. Подчеркивал, что удовлетворение потребности приводит к установлению мира между субъектом и объектом. Гегель, разрабатывая типологию потребностей, выделяет личные и общественные потребности, которые относятся друг к другу как часть к целому. Он вводит понятие «социальные потребности», которые понимаются как общественные. Рассматривая духовные потребности, выделяет среди них прежде всего значение познавательных потребностей. Гегель показал, что потребности динамичны и разнообразны.
Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н.Г.Чернышевский. Главный вопрос антропологического учения Чернышевского – «…не могут ли быть отношения между людьми устроены так, чтобы способствовать потребностям человеческой натуры». Развитие потребностей он связывал с развитием познавательных способностей человека. К. Маркс подчеркивал, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению».
Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти 20 века.
В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Сходство у большинства ученых состоит только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности.
Итак, что же такое потребность, как нужно толковать это понятие?
Отметим, что его нельзя считать ни ясным, ни однозначным.
Для нас наиболее близко понимание потребности как нужды, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число ученых «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать, как само появление нужды меняет состояние человека. Такое «потребностное» состояние заставляет человека искать причину дискомфортности, выяснять, чего ему не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности.
Большое значение для осознания потребности в процессе принятия решения человеком имеет его сложившаяся система ценностей. Ценность – это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Отметим здесь, что норма – это устойчивое, регулятивное образование, которое утверждено, признано и оправдано членами сообщества и является составляющей частью морального кодекса.
Система ценностей любого общества складывается в зависимости от реальных обстоятельств. Необходимо учитывать, что ценности выступают в виде идеальных характеристик человеческого поведения, принятых в данном обществе в качестве цели, к которой следует стремиться. Реально они существуют как образцы, представляющие собой материализацию идеальных представлений в виде конкретных действий, поступков или вещей, признаваемых «правильными», «хорошими», «культурными». В итоге эти образцы становятся общепринятыми нормами – рамками, в которых развертывается все многообразие человеческой деятельности. Значение ценностей заключается в том, что они помогают осознать потребности в процессе принятия решения человеком. Ценность – это стержень формирования личности, выступая в качестве ориентиров ее деятельности. Эти важные факты помогают нам при изучении различных аспектов поведения потребителей услуг.
Рядом с понятием «потребность» всегда присутствует понятие « интерес».
Термин «интерес» буквально трактуется как «иметь значение» или «это важно» (для чего-либо, для кого-либо). Однако в оценке взаимодействия этих двух понятий мнения ученых расходятся. Одни считают, что именно интересы заставляют человека активно искать способы удовлетворить свою потребность в знаниях чего-либо. В этом случае интерес – это средство, которое побуждает человека к действиям, приносящим эмоциональное насыщение. Другие утверждают, что когда потребность порождает интерес – неизбежно появляется цель деятельности. Следовательно, понятия «цель» и «интерес» рассматриваются ими как однопорядковые. Нам важно, что потребности приобретают сознательную, смыслообразующую силу через интерес.
Виды деятельности
Термин «деятельность» имеет широкое распространение в научной литературе. Часто пишут о «деятельности рек», «вулканической деятельности», «высшей нервной деятельности» и т.д. Однако развитие научной мысли шло не по пути расширения, а по пути ограничения смыслового значения данного термина. В качестве понятия термин «деятельность» используется прежде всего как инструмент изучения общественной жизни. В качестве родового понятия категории деятельности в научной литературе выделяется понятие активности. Деятельность подводится под понятие активности и истолковывается как определенный вид активности. Следовательно, деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования в соответствии с потребностями, целями и задачами.
Деятельность представляет собой сложную и многоплановую систему. Ее дифференциация начинается вместе с преодолением первобытного состояния общественной жизни. В зависимости от характера отношения человека к окружающему миру она подразделяется на два вида – практическую и духовную.
Потребности человека порождаются развитием его производственной деятельности.
Человек утверждается в мире благодаря своей трудовой (производственной) деятельности.
Производственная деятельность человека носит универсальный характер. В этом его отличие от животных, у которых наблюдаются элементы преобразующей деятельности ( например, строят гнезда, плотины ; роют норы и т.п.). Но такие зачатки производственной деятельности ограниченны и односторонни.
Универсальный характер человеческой деятельности дает ей возможность развиваться безгранично. Универсализация производства есть одновременно и универсализация потребления, находящая свой выражение в производстве новых, более богатых, более разносторонних, дифференцированных и утонченных потребностей. Таким образом, потребности производятся точно так же, как и продукты (товары) и различные трудовые навыки.
Главные характеристики деятельности человека: мотив, цель, предмет, структура и средства. Мотивы человеческой деятельности могут быть: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Тип деятельности определяется по ее доминирующему мотиву. Здесь надо учитывать, что всякая деятельность полимотивирована. Цель деятельности – ее продукт. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, но в некоторых случаях мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом.