Макросегментация в маркетинге территорий
Сегментация - это концепция, описывающая разнообразие спроса и позволяющая провести разбивку рынка на четкие группы покупателей (сегменты), имеющих однотипную реакцию на предлагаемый продукт и другие элементы комплекса маркетинга. Для каждого такого сегмента могут потребоваться отдельные - товары и/или комплексы маркетинга.
Ж.-Ж. Ламбен предлагает осуществлять разбиение базового рынка в два этапа: на первом этапе осуществляется макросегментация - идентификация «рынков товара», на втором этапе проводится микросегментация- выявление внутри каждого ранее идентифицированного рынка «сегментов» потребителей.
МАКРОСЕГМЕНТАЦИЯ. Можно использовать трехмерную схему, в которой следует учесть следующее:
1) Функция потребностей - ЧТО удовлетворяется;
Функция потребностей может быть определена через характеристику того, зачем потребители осуществили свой выбор конкретной территории, какие нужды и желания потребители надеются тем самым удовлетворить. Это позволяет:
• сгруппировать основные потребности, которые могут быть у потребителей территориального продукта;
• выделить специфику каждой группы потребностей;
• определить наиболее значимые характеристики территории по разным группам потребностей;
• наполнить действительно полезной и значимой информацией рекламные материалы о территории, повысить эффективность пропаганды территории как места постоянного проживания, посещения, осуществления деятельности.
С такой точки зрения территория может представлять интерес и рассматриваться потребителем как:
Ø место постоянного проживания,
Ø место временного (эпизодического) проживания,
Ø место постоянного ведения деятельности,
Ø место временного (эпизодического) ведения деятельности.
При оценке территории как места постоянного проживания, являются:
§ характеристики климата (температура по году и по сезонам, количество осадков, продолжительность светового дня и др.);
§ наличие работы по имеющейся специальности;
§ ожидаемый уровень заработной платы (прибыли, ренты и др.);
§ возможность получения на территории дополнительных доходов (дополнительная работа, материальные выплаты и другие формы дохода);
§ уровень ожидаемых расходов на данной территории;
§ возможность получить или приобрести собственное жилье на первичном или вторичном рынке, качество жилья и коммунального обслуживания;
§ уровень экологической, санитарной и криминогенной безопасности;
§ наличие образовательных учреждений для детей, качество образования, наличие учреждений дополнительного образования и профессиональной подготовки;
§ возможность получить достаточный уровень медицинской помощи, наличие оздоровительных объектов;
§ наличие объектов и качество услуг в области культуры, спорта, досуга и развлечений;
§ толерантность местного сообщества по национальной и религиозной принадлежности и ряд других характеристик территории.
Как место временного пребывания, в качестве туриста с неделовыми целями визита, то наиболее значимыми выступают такие характеристики территории, как:
§ наличие достопримечательностей - известных, популярных, уникальных;
§ какая-либо специфика территории (местоположение, удаленность, климат, рекреационные, архитектурные объекты, памятники зодчества и др.);
§ условия проживания и развитие сферы обслуживания;
§ безопасность для жизни;
§ количество, качество, формы отдыха и развлечений и досуга;
§ территориальная удаленность;
§ удобство межтерриториального транспорта;
§ уровень цен на товары и услуги;
§ доброжелательность населения и ряд других характеристик территории.
Критериями при оценке территории как места осуществления бизнеса являются:
§ наличие конкретных видов природных ресурсов, условия и формы их использования;
§ уровень издержек производства при осуществлении деятельности на территории (дополнительное увеличение фонда заработной платы при ведении бизнес-деятельности на территории Крайнего Севера или сокращение транспортных расходов для предприятий, экспортирующих товары и расположенных в приграничной территории, и др.);
§ энергообеспеченность, транспортная обеспеченность, существование и уровень качества других форм коммуникаций;
§ возможность приобретения или аренды земли, объектов муниципальной собственности;
§ достаточное количество и качество рабочей силы;
§ достаточный контингент платежеспособного населения;
§ наличие бизнес-услуг;
§ особый статус территории (особая экономическая зона и др.);
§ существующие формы и меры поддержки развития бизнеса на территории;
§ общая оценка бизнес-климата на территории.
В том случае, когда территория рассматривается как место временного (эпизодического) ведения деятельности, вышеизложенные характеристики территории подлежат корректировке и уточняются в зависимости от профиля деятельности и сезонности работ.