Понятие мерчандайзинга и его соотношение с маркетингом
Т.Н. Парамонова И А. Рамазанов
МЕРЧАНДАЙЗИНГ
Допущено
УМО по образованию в области маркетинга в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»
Москва
ИД ФБК-ПРЕСС2004
УДК 339.13(075.8) ББК 65.290-2 Ш8
Рецензенты:
ОА. Третьяк— д-р экон. наук, профессор кафедры политической экономии, руководитель Магистерской программы «Маркетинг» МГУ им. М.В. Ломоносова,
И.И. Кретов— заслуженный экономист России, профессор кафедры менеджмента и маркетинга ВАВТ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А.
П18Мерчандайзинг: Учебное пособие.— М.: ИД ФБК-ПРЕСС,
2004.— 144с.
ISBN 5-88103-137-7
Рассмотрены стратегии и приемы мерчандайзинга в розничном торговом предприятии, направленные на приспособление деятельности предприятия к особенностям природной системы человека. В этом заключается принципиальное отличие данного издания от других работ (посвященных в основном управлению поведением) в области психологии поведения покупателя.
Для студентов и преподавателей экономических факультетов и вузов, а также для практических работников розничных и оптовых торговых организаций, специалистов отделов продаж, маркетинга и рекламы производителей. Особый интерес настоящее издание представляет для маркетологов и коммерсантов, в сферу интересов которых входят розничные торговые предприятия.
УДК 339.13(075.8) ББК 65.290-2
ISBN 5-88103-137-7 |
© Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А., 2004 © Оформление. ИД ФБК-ПРЕСС, 2004
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. .7
ГЛАВА 1.
МЕРЧАНДАЙЗИНГ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА............... .................. 11
1.1.Понятие мерчандайзинга
и его соотношение с маркетингом........................................................ 11
1.2. Мерчандайзинг в системе управления продажами............................. 18
1.3. Значение мерчандайзинга в торговом бизнесе.................................... 27
ГЛАВА 2.
ИСХОДНЫЕ ИДЕИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА „.......................................................... 35
2.1. Поведение потребителя как компонент
технологий мерчандайзинга.................................................................. 35
2.2. Природная система человека
как основная предпосылка при формировании
теоретических основ мерчандайзинга.................................................. 41
2.2.1.Формирование принципов мерчандайзинга
на основе теорий рефлексов........................................................... 41
2.2.2. Распределение познавательных ресурсов
в пространстве торгового зала и во времени................................ 45
2.2.3. Управление поведением посетителей
на основе восприятий и ощущений................................................ 48
ГЛАВА 3.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГА.......................................................... .....58
3.1. Подходы к распределению площади торгового зала
и регулированию покупательских потоков......................................... 58
3.2. Атмосфера торгового зала и поведенческие
составляющие его распределения на зоны........................................... 64
ГЛАВА 4.
МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ
И ТЕХНОЛОГИЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГА..........................................................80
4.1.Метод импульсивных покупок....................................................... 80
4.2. Продажа товаров по методу ABC.................................................. 92
4.3. Анализ привлекательности товарного отдела
ивыбор оптимального варианта его размещения................... 99
ГЛАВА 5
МЕРЧАНДАЙЗИНГОВЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВКЕ
ТОРГОВОГО ЗАЛА И ВЫКЛАДКЕ ТОВАРОВ...........................................102
5.1.Размещение оборудования
иформирование характера движения посетителей.............. 102
5.2. Мерчандайзинговый подход
к выкладке товаров в магазине.................................................... 111
5.3. Оформление товара и места продажи....................................... 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 138
ЛИТЕРАТУРА......... ............................................................................................ 141
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Парамонова Татьяна Николаевна — д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга и рекламы Российского государственного торгово-экономического университета; область научных интересов — маркетинг, реклама, мерчандайзинг; автор двух монографий, шести учебных пособий, одного учебника и более 70 научных статей.
Рамазанов Ибрагим Агаевич — канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой коммерции и маркетинга Тульского филиала Российского государственного торгово-экономического университета; область научных интересов — поведение потребителей, мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе; автор одной монографии, двух учебных пособий, более 40 научных статей.
Введение
СОВРЕМЕННЫЙ маркетинг ориентирован на поведение потребителей. Исследовать мотивацию человека в целях выявления первопричин отдельных его потребностей и более точной ориентации на них своей деятельности маркетологи начали в 60-е годы минувшего столетия. Выявляя неосознанные побуждения и возможности влияния на поведение покупателя на подсознательном уровне, они исходили из теории 3. Фрейда и методов психоанализа. Посредством психометрических методов специалисты по продажам хотели научиться управлять вниманием покупателя таким образом, чтобы он воспринимал товары в выгодном для продавца (производителя) свете, совершал необходимые фирме действия (делал покупки). Необходимость этого была обусловлена тем, что применение традиционных способов конкурентной борьбы и концепций маркетинга-менеджмента «4Р» (товар, цена, коммуникации, распределение) даже для очень молодого рынка оказалось недостаточно эффективным. Осознав это, практики начали поиск новых путей. Многие полагаются на то, что более глубокие знания психологии потенциальных покупателей позволят предсказывать их поведение.
В маркетинге поведенческие теории традиционно используются:
♦ при разработке новых изделий как ключевого фактора приобрете
ния преимущества. Для этого, в свою очередь, задействуются:
— теории распространения инноваций,
— моделирование поведения человека при решении проблемы
и выборе,
— технологии измерения показателей образа жизни и потребностей;
♦ для выявления различных факторов, влияющих на выбор покупа
теля посредством применения:
моделирования межличностного воздействия и устных коммуникаций,
— теории референтной группы,
— теории социальных классов и методов социальной стратифика
ции;
♦ в целях разработки более эффективных рекламных кампаний
и мероприятий по стимулированию сбыта, в ходе которой задействуются:
— теория мотивации,
моделирование формирования и изменения отношения человека к чему-либо,
— восприятие и осознание информации,
— познавательный диссонанс и поиск информации после покупки;
♦ для формирования приверженности к торговой марке с примене
нием:
— теории познавательного диссонанса,
— количественных моделей (теоремы Бернулли, цепей Маркова и др.)
приверженности к марке и смены марки.
Несмотря на это, назрела необходимость пересмотра или совершенствования отдельных подходов. Том Питере отмечает [1J: «Теперь важнее не конкурентоспособность. Никакие, самые внушительные перемены не защитят даже на ближайшие пять лет от неистовых сил. В современном меняющемся мире, когда мы не знаем даже имен конкурентов, которые появятся в ближайшие месяцы, не говоря уже о структуре их цен, никто не застрахован от проблем. На обозримое будущее придется полюбить перемены и извлекать преимущества из постоянной неразберихи с тем же упорством, с которым прежде мы сопротивлялись переменам».
Многообразие близких по характеристикам марок, их быстрая обнов-ляемость и другие причины приводят к ослаблению лояльности потребителей к конкретным маркам. Кроме того, высокий уровень глобализации мировой экономики выравнивает основные показатели экономического превосходства фирм над конкурентами, что делает ситуацию на большинстве рынков почти одинаковой. Современные технологии, позволяющие гораздо быстрее приспосабливать товары к постоянно меняющимся потребностям покупателей, дифференцировать деятельность по очень мелким сегментам, а также по индивидуальным потребителям, высокий уровень имитации наиболее известных марок и ряд других факторов не оставляют места устойчивому потребительскому мотиву для предпоч-
тения какой-либо марки. Это подтверждается выводами рекламного агентства BBDO [32]: «По многим группам товаров почти две трети потребителей во всем мире не видят какой-либо существенной или заметной разницы между соперничающими марками».
Основным местом выбора марки становятся розничные торговые предприятия, где посетители испытывают воздействие множества факторов, которые в условиях низкой лояльности покупателей к большинству марок становятся все более действенными. Понимая это, все участники рынка (производители, промежуточные продавцы, розничные торговцы и т.п.) стремятся использовать эти факторы в свою пользу.
Одним из традиционных стимуляторов сбыта продукции является цена, стимулирующие возможности которой также ограничены: широкие возможности сравнения прочих факторов обеспечивают ей определенную автономию. К таким факторам, в частности, относится политика распределения товаров, которая у многих отечественных фирм ориентирована на экономически неоправданное приближение к потребителю посредством сильного раздробления и уменьшения размеров торговых предприятий и доведения розничной торговли до уровня личных продаж. Так фирмы пытаются опередить конкурентов, предлагающих однотипные товары, что повышает издержки и снижает возможности гибкого реагирования на изменения рынка. В сфере коммуникаций падает эффективность большинства видов рекламных и других средств, что затрудняет создание известности марки и приверженности к ней и, как следствие, повышает значимость коммуникаций, используемых в местах продажи товаров.
Еще одной причиной особого интереса к поведению покупателя в местах продажи и технологиям мерчандайзинга является наметившаяся тенденция к повышению статуса розничной торговой отрасли. Владельцы марок, промежуточные продавцы и сами розничные торговцы стремятся воспользоваться этой ситуацией.
Таким образом, большинство участников рынка уверены в том, что именно от продавца во многом зависит то, насколько желательным и конкурентоспособным будет товар, а уровень продаж определяется не только правильностью выбора сегмента рынка, ассортиментной, ценовой и коммуникативной политикой, качеством и многообразием основных и дополнительных услуг, но и тем, какую роль их марки будут играть в технологиях мерчандайзинга.
Основная идея предлагаемого учебного пособия состоит в приближении стратегий мерчандайзинга в розничном торговом предприятии к прин-
ципам поведения потребителей не столько посредством влияния на поведение посетителя, сколько путем создания предсказуемого поведения и приспособления деятельности розничного торгового предприятия к особенностям природной системы человека. В этом заключается принципиальное отличие данного пособия от ранее известных в этой области работ по использованию поведения посетителя. Результаты многих исследований в области поведения потребителя [1] ориентированы на использование воздействия на поведение покупателя на подсознательном уровне. В большинстве случаев такого рода влияние противоречит морально-этическим нормам ведения бизнеса и раздражает покупателей и общество в целом, воспринимающих его как вторжение в их жизненное пространство. Следовательно, теоретики и практики должны найти замену традиционным подходам использования поведения покупателя.
Конкурентная борьба как между российскими розничными торговыми предприятиями, так и с проникающими на российский рынок иностранными торговыми сетями усиливается. Ситуация усугубляется тем, что товары одних и тех же наименований продаются во многих торговых организациях. Поэтому применение мерчандайзинговых подходов, исходящих из сбалансированного распределения познавательных ресурсов покупателя и не опирающихся на несовместимые с этическими нормами манипуляции поведением, позволяют повысить привлекательность розничного торгового предприятия.
Данное пособие предназначено для преподавателей и студентов экономических специальностей, маркетологов розничных торговых предприятий, коммерсантов, а также для практических работников торговых организаций (розничных и оптовых), отделов продаж, маркетинга и рекламы производителей.
Глава 1.
Мерчандайзинг
В системе маркетинга
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
ПОНЯТИЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА И ЕГО СООТНОШЕНИЕ С МАРКЕТИНГОМ
Возрастающая борьба за более высокий статус в цепочке «производитель — потребитель» и конкуренция среди розничных торговцев заставляют участников рынка концентрировать свои усилия на создании конкурентных преимуществ своих магазинов. Чтобы торговые точки отличались индивидуальностью и привлекали покупателей, необходимо не только умело использовать все традиционные рычаги воздействия на покупателя, но и искать новые. Передовые предприятия розничной торговли успех в конкурентной борьбе в первую очередь связывают с внедрением технологий мерчандайзинга.
Для российской практики понятие мерчандайзинга является сравнительно новым. Считается, что оно пришло к нам, когда на наш рынок вышли такие «мультинациональные» корпорации, как «Кока-Кола», «Пепси-Кола», «Стиморол».
Существует несколько подходов к определению термина «мерчандайзинг».
Слово «мерчандайзинг» (merchandising) происходит от английского merchandise — торговать, окончание —- ing придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как активное средство коммуникации. Ни одна публикация на эту тему не дает четкой характеристики всех процедур мерчандайзинга.
По определению Д. Буймовой [2], мерчандайзинг — это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки или упаковки, результатом которого всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.
Оксфордский толковый словарь бизнеса определяет мерчандайзинг как «сбытовую политику розничного торговца, продвижение и сбыт в своем магазине определенных товаров».
Приведенные выше определения представляют мерчандайзинг как элемент сбытовой политики фирмы.
Уильям Уэллс и его соавторы в книге «Реклама: принципы и практика» [28] определяют мерчандайзинг как маркетинг в стенах магазина. Похожее определение мерчандайзинга можно найти в книге Киры и Рубена Канаян «Мерчандайзинг» [9]: «Мерчандайзинг — это маркетинг в розничной торговой точке, разработка и реализация методов и технических решений, направленных на совершенствование предложения товаров, в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершить покупку». Однако, по нашему мнению, это определение не слишком конкретно.
В научной и учебной литературе, равно как и в практических рекомендациях, мерчандайзинг обычно рассматривается как маркетинг в розничном торговом предприятии. При этом акцент делается на отличительных особенностях применения компонентов маркетинга-микс. Эти компоненты в маркетинге-менеджменте на основе типологии Мак-Карти [27] объединены в концепцию «4Р», которая является результатом систематизации и классификации основных функций предприятия и контролируемых факторов среды его функционирования. Свое название концепция получила от четырех классов объектов, начинающихся с буквы «Р»: product — продукт, price — цена, place — место, promotion — продвижение. Отмечая преимущества и недостатки концепции «4Р», многие авторы [27, 16, 30] в последнее время расширяют ее пределы до «5Р», «6Р», а7Р» и более компонентов. Однако, как правило, это результат дробления уже известных составляющих концепции «4Р», который вряд ли можно считать расширением.
Все эти концепции не раскрывают потенциал мерчандайзинга в полной мере, тем самым ограничивая сферу его применения. Во всех известных «Р»-концепциях присутствует компонент «place — место», несмотря на это они не отражают действия, происходящие в месте продажи, а рас-
сматривают только проблемы выбора и доведения товара до места потребления.
Сточки зрения маркетинга в понятие «мерчандайзинг» входят:
♦ организация и управление торгово-технологическими процес
сами посредством оптимизации планировки торгового зала, размеще
ния оборудования и позиционирования товаров с учетом психологи
ческих особенностей покупателей, с использованием факторов регу
лирования внимания и других составляющих природной системы
человека;
♦ технология продвижения отдельных товаров или их комплексов,
при которой одни товары стимулируют продажу других без задейство
вания дополнительных средств, тогда как множество иных способов
привлечения внимания и других познавательных ресурсов покупате
лей (реклама, стимулирование сбыта и др.) требуют значительных рас
ходов;
♦ метод организации торгово-технологического процесса магазина
и продажи товаров, при котором роль и влияние продавцов снижается, а
покупателей и самих товаров возрастает за счет научно обоснованного
управления природной системой человека, правильного распределения
ролей и статусов групп, видов и марок товаров, позиционируемых в тор
говом зале;
♦ технология продажи, опирающаяся на принцип совместимости
потребительских характеристик товаров и услуг с психологическим вос
приятием их посетителями торгового зала;
♦ метод стимулирования продаж, основанный на сбалансированном
распределении познавательных ресурсов покупателей во времени и в про
странстве торгового зала и создании адекватной психологическому состоя
нию посетителя атмосферы магазина [23].
Предлагаемый в данном пособии подход исходит из того, что мерчандайзинг следует рассматривать как самостоятельный компонент маркетинговой системы, который:
♦ опирается на собственные принципы, специфические методы и т.п.;
♦ активно взаимодействует с другими компонентами системы мар
кетинга и другими системами;
♦ опирается на поведение потребителя, которое формируется под
воздействием непосредственного контакта с марками товаров, в зависи
мости от характеристик магазина и других факторов среды торговой точ
ки и функционирования торгового предприятия в целом.
Многие авторы отождествляют мерчандайзинг с рекламой в местах продажи, обеспечивающей определенные преимущества продвигаемым маркам. С таким пониманием можно согласиться только отчасти и только применительно к ситуации, когда владельцы марок и торговые сети составляют единое целое, т.е. когда производители, промежуточные продавцы и розничные торговцы под эгидой одного из участников объединены в цепочку «производитель — потребитель». Отношение к рекламе свободных розничных торговцев радикально отличается, поскольку они преследуют свои цели, не всегда совпадающие с интересами других участников, в том числе относительно конкретной марки товара. Розничные торговцы используют рекламу, чтобы:
♦ создать известность для собственной торговой марки;
♦ увеличить покупательские потоки в конкретные отделы и секции;
♦ регулировать покупательские потоки и создавать удобные для по
сетителей иблагоприятные для самого розничного торговца маршруты
их движения;
♦ извещать потребителей о привлекательности имеющегося ассор
тимента товаров и услуг, не выделяя при этом конкретные марки отдель
ных производителей;
♦ обеспечить доведение до покупателя информации о платных услу
гах, оказываемых в их торговой точке;
♦ извещать покупателей об услугах, способных стимулировать посе
щаемость их торгового предприятия.
Для разработки методологических подходов к организации мерчан-дайзинга прежде всего следует уяснить механизм принятия потребителем решения о покупке.
Знание того, на какой стадии принятия решения о покупке находится посетитель торгового зала, позволяет специалисту по мерчандайзингу предсказать его потребительское поведение и создать адекватную этому состоянию ситуацию. В зависимости от группы товара и степени осведомленности о нем покупателя процесс принятия решения о покупке может проходить различные стадии. Соответственно и меры воздействия со стороны розничного торговца на этот процесс должны быть различными. Поэтому специалисты по мерчандайзингу должны четко различать поведение посетителя торгового зала и поведение потребителя в традиционном его понимании. Большинство известных теорий поведения потребителя отталкиваются от общего понимания потребности и исходят из необходимости выдвижения марки производителя на рынок.
Поэтому отдельные специалисты по мерчандайзингу механически переносят классическое понимание поведения потребителя (в частности, процесса принятия покупателем решения о покупке, широко используемого в маркетинге) на поведение посетителя торгового зала. Понятия «поведение потребителя», «поведение покупателя» и «поведение посетителя торгового зала» имеют много общего. Некоторые авторы [9]ошибочно полагают, что процесс принятия потребителем решения о покупке в торговом зале магазина проходит следующие этапы: осознание потребности, поиск информации о товаре, выбор товара, оценка товара, покупка товара, выводы после покупки. Такой подход не выходит за рамки концепции «маркетинг — менеджмент», которая была разработана исходя из целей производителя и направлена на обеспечение преимуществ его маркам товаров [11].Данный подход не учитывает вид товара, уровень осведомленности покупателя, узнаваемость марки в торговом зале, ситуацию в торговом зале и т.п. Кроме того, он не учитывает, что решение о покупке покупатель не всегда принимает в торговом зале, а часто делает это до посещения им магазина.
Ряд авторов [19]рассматривают мерчандайзинг как функцию управления розничными продажами. Безусловно, мерчандайзинг имеет отношение к управлению розничными продажами, но отождествлять его с традиционным пониманием управления продажами нельзя. Являясь одним из инструментов воздействия на процесс продаж, мерчандайзинг не заменяет маркетинг-микс розничного торгового предприятия.
Часто мерчандайзинг рассматривают как маркетинговый коммуникационный процесс, используемый розничным торговцем в местах продажи. Действительно, отдельные элементы мерчандайзинга взаимодействуют с маркетинговыми коммуникациями, вписываются в них и даже могут иметь общие корни и средства.
Чтобы разграничить маркетинговые коммуникации, стимулирование сбыта и мерчандайзинг, необходимо понимать концептуальные различия между ними. Фундаментальные концептуальные различия между рекламными коммуникациями и стимулированием сбытачетко определены в работах Дж. Р. Росситера и Л. Перси [25], которые утверждают, что:
1) рекламные коммуникации (advertising communications) часто определяют как непрямую форму убеждения, базирующуюся на информационном или эмоциональном описании преимуществ продукта. Ее задача — создать у потребителей благоприятное впечатление о продукте и «сосредоточить их мысли» на совершении покупки;
2) стимулирование (sales promotion) рассматривается как прямое средство убеждения, основой которого нередко служат внешние стимулы (цена, скидки, прилагаемые к товару услуги и т.п.), а не свойственные продукту выгоды (качество, имидж марки, статус покупателя и т.п.). Меры по стимулированию сбыта призваны вызвать в человеке немедленное желание совершить покупку, благодаря этим мерам товары «продвигаются» быстрее.
Если исходить из того, что мерчандайзинг — это инструмент, используемый розничным торговцем для достижения собственных целей, то получается, что розничный торговец:
1) не всегда прибегает к «информационному или эмоциональному
описанию преимуществ продукта»;
2) может не ставить задачу создания у потребителей благоприятного
впечатления о продукте (марке), поскольку его собственные цели в основ
ном связаны с формированием положительных эмоций у посетителей
относительно самого магазина (торговой точки). Эмоциональный же
потенциал марки, созданный ее владельцем, он может использоваться
лишь в качестве дополнительного компонента для установления соответ
ствующих атмосферы и восприятия ситуации в магазине.
Мерчандайзинг нельзя рассматривать как совокупность методов стимулирования продаж в розничной торговой сети отдельных марок, так как розничный торговец, преследующий свои цели, не заинтересован в продвижении марок, требующих стимулирования их сбыта, оставляя эту задачу владельцу марки.
Розничным продавцам, реклама которых адресована физическим лицам, чаще всего рекомендуют использовать 10 способов коммуникационного воздействия на покупателей[21, 25]. К ним относятся:
1) реклама в СМИ (на ТВ, радио, в местных и региональных периоди
ческих изданиях и, по возможности, в кинотеатрах);
2) местная реклама, предполагающая немедленный отклик покупате
лей (каталоги, телевидение, Интернет, брошюры и т.п.);
3) купоны магазинов розничной торговли, размещаемые в местных
СМИ или доставляемые по почте;
4) местная наружная реклама (щиты, плакаты, указатели);
5) выкладка товаров на полках и в витринах магазинов;
6) дисплей со «специальными» ценами;
7) рекламные листки на полках магазинов;
1 8) проведение различных мероприятий в магазинах;
9) спонсорство на местном уровне;
10) собственные торговые марки розничных продавцов.
Включенные в этот перечень способы могут быть использованы и специалистами по мерчандайзингу. Однако в силу различных целей розничного торговца и владельца марки в мерчандайзинге эти способы приобретают совершенно иное содержание и решают другие задачи. Если владелец марки использует, например, выкладку товаров на полках и в витринах магазинов в основном для повышения показателя осведомленности, узнаваемости и т.п., то розничный торговец — для увеличения объемов продаж тех марок, которые приносят ему наибольшую прибыль, или решения других задач (при этом он может не учитывать интересы владельца марки).
Кроме того, приведенный перечень коммуникационных средств включает далеко не все элементы рекламы на месте продажи, например не предусматривает устную рекламу со стороны продавца. Для розничного торгового предприятия целесообразно разработать комплекс интегрированных маркетинговых коммуникаций, под которым следует понимать:
1) сочетание соответствующих типов рекламы и стимулирования;
2) соответствие общего набора коммуникаций целям данного торго
вого предприятия;
3) интеграцию методов и средств рекламы и стимулирования с уче
том интересов покупателей.
Вся система маркетинговых коммуникаций розничного торговца должна быть направлена на изменение поведения потребителя в интересах предприятия. Для маркетологов, менеджеров и других специалистов розничного торгового предприятия важно определить место мерчандайзин-га в целом и отдельных его компонентов в системе маркетинговых коммуникаций розничного торговца.
С учетом вышеизложенного для розничного торгового предприятия, где мерчандайзинг занимает ведущее место и рассматривается как самостоятельный инструмент в система маркетинговых коммуникаций, можно предложить следующий набор средств маркетинговых коммуникаций [21] (рис. 1.1).
Если в отношении подходов к разработке рекламных коммуникаций и способов стимулирования торгового персонала ситуация довольно ясна, то методология стимулирования покупателей в торговом зале магазина, применения технологий мерчандайзинга для управления их поведением в торговом зале пока находится в стадии активного изучения.
Маркетинговые коммуникации в розничном торговом предприятии
Розничный торговец
Промоушн-акции |
Технологии мерчандайзинга |
• Стимулирование пробных продаж • Стимулирование повторных продаж • Ценовое стимулирование • Поддержка торговой марки • Другие мероприятия • Стимулирование торгового персонала |
Рекламные коммуникации
Визуальный мерчандайзинг Невизуальный мерчандайзинг Выбор места размещения предприятия Формирование атмосферы в местах продажи Ориентация ассортимента на потребителя и прибыль |
• Реклама розничного
торгового
предприятия
• Внешнее оформление
магазинов
и других торговых точек
• Создание узнаваемого
образа предприятия
• Участие
в выставках, ярмарках
• Реклама на месте
продажи
Покупатели
Рис.1.1. Мерчандайзинг в коммуникационных технологиях розничного торгового предприятия