Особенности функционирования предприятия в условиях конкурентного рынка
Для начала нам необходимо определить, что же такое конкурентоспособность предприятий. Согласно М.Портеру «конкурентоспособность предприятий» - это способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции [13].
То есть в рамках данной курсовой работы речь пойдет о конкурентных преимуществах предприятия, с помощью которых создается превосходство этого предприятия над конкурентами, позволяющее преодолевать силы конкуренции и привлекать к себе потребителей.
Конкурентные преимущества обеспечивают покупателям, клиентам и заказчикам такой вид продукции, который имеет для них ценность и за который они готовы платить. Соответственно любой организации необходимо заниматься тем, в чем она сильна, чтобы оставаться на лидирующих позициях в условиях рыночной конкуренции и в глазах потребителей.
Создание новых конкурентных преимуществ и попытка удержать имеющиеся – совершенно разные вещи. Суть стратегии заключается в том, чтобы создать новые конкурентные преимущества быстрее, чем конкуренты смогут осуществить и применить те, которыми обладает фирма сегодня. Самым эффективным способом сохранения накопленных преимуществ является постоянное преобразование и совершенствование имеющихся знаний, навыков, умений и приобретение новых.
Чем больше конкурентных преимуществ существует у предприятия, тем меньше оно рискует в конкурентной борьбе. Поиск слабых моментов со стороны конкурентов необходим для нанесения внезапного удара во время конкурентных действий и для вторжения на территорию, занимаемую соперником.
Конкурентоспособность любого предприятия определяется рядом факторов [12]:
- доля рынка;
- инновационный потенциал;
- производственные и сбытовые мощности;
- стратегия фирмы;
- потенциал высшего звена руководства;
- итоги предыдущего года.
Первый уровень характеризует долю рынка, которую занимает компания. Второй и третий уровень говорит о способности компании к развитию, к совершенствованию, определенным преобразованиям. Четвертый уровень – стратегия фирмы, ее направление (улучшение либо сохранение позиций). Пятый уровень осуществляет способность руководства в принятии решений, реализующих три первых уровня. И, наконец, шестой уровень отражает важность полученной прибыли как источника ресурсов борьбы за рынок.
Для того чтобы определить насколько прочно компания удерживает свои конкурентные преимущества, необходимо количественно оценить какими преимуществами она обладает перед своими конкурентами по каждому из ключевых факторов успеха и по каждому элементу конкурентоспособности. В таблице 1.2 приведем некоторые элементы конкурентной позиции компании.
Таблица 1.2 – Элементы конкурентоспособности предприятия
Признаки конкурентной силы | Признаки конкурентной слабости |
1 компетентность; | 1 невыгодное конкурентное положение; |
2 значительная доля рынка; | 2 отставание от конкурентов; |
3 наличие лидирующей стратегии; | 3 рост прибыли ниже среднего по отрасли; |
4 рыночная известность; | 4 недостаток финансовых ресурсов; |
5 сильно индивидуализированная продукция; | 5 ухудшение репутации у потребителей; |
6 прибыль выше средней по отрасли; | 6 отставание в совершенствовании продукции; |
7 технологические и инновационные возможности выше средних по отрасли; | 7 недостаток квалификации и способностей в ключевых областях; |
8 руководство, обладающее творческим подходом и предпринимательским духом; | 8 слабая позиция перед надвигающимися угрозами; |
9 возможность использовать благоприятные возможности. | 9 низкое качество продукции. |
Далее на основании этих факторов можно составить таблицу основных факторов успеха предприятия и провести оценку конкурентоспособности с некоторыми компаниями-конкурентами.
Сильные стороны компании формируют и создают необходимую стратегию, на основании которой образуются конкурентоспособность предприятия. При формировании стратегии необходимо изучить и проанализировать те моменты, в которых компания сильна и те, в которых она слаба. Компания должна стремиться превратить свою конкурентную силу в конкурентное преимущество, а для защиты своих слабостей обязана предпринять необходимые действия, делающие компанию уязвимой и лишающие ее возможности рационально воспользоваться благоприятными ситуациями.
Конкурентные преимущества позволяют компании иметь рентабельность выше средней по отрасли и прочные позиции на рынке. А под воздействием инновационных процессов они видоизменяются и приобретают новый смысл. Так с помощью чего мы можем защитить свои преимущества перед конкурентами? К числу таких факторов относят монополию, патенты, ноу-хау, контроль доступа к источникам сырья и коммуникациям.
Кроме того, конкурентные преимущества достигаются путем:
- лидерства в издержках;
- дифференциацией продукции;
- фокусированием (концентрацией);
- ранним выходом на рынок (стратегия первопроходца);
- инновациями;
- синергизмом.
Низкие издержки – это способность организации разрабатывать, создавать, выпускать и продавать продукцию, затраты на которую являются меньшими, чем у конкурентов.
Дифференциация – способность удовлетворить потребителя в виде нового продукта, обладающего наилучшими качествами и большими ценностями, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация продукта способна подрывать ценовую дисциплину. Появляется возможность повышать цену на такой продукт, при этом, не изменяя объема производства. А покупатель готов платить дополнительную плату за уникальность и качество товара. Важной стратегии фирмы на дифференцированных рынках является завоевание бренда. Правообладатель марки бренда обретает дополнительные конкурентные преимущества в реализации своего товара.
Концентрация заключается в сосредоточении своего внимания, мыслей, сил, энергии на выпуске продукции, работ, услуг, с целью наделения такого продукта всеми необходимыми качествами и свойствами, присущими конкурентоспособной продукции.
Стратегия первопроходца означает, что предприятие первым предлагает уникальный товар или услугу на рынок. Для таких предприятий характерно отсутствие аналогов продукции, наличие спроса на предлагаемые товары на рынке, большие затраты, связанные с нововведениями по производству товара, неготовность рынка воспринимать предложенные новинки, опасность быстрого освоения аналоговой продукции со стороны конкурентов.
Организации добиваются конкурентного преимущества за счет инноваций, которые представляют собой новый продукт или новую технологию, новый подход к маркетингу, новых путей распространения товара, новых способов ведения дел.
Синергизм – объединение двух или более факторов, которые являются более сильными, чем сумма этих факторов при их раздельном использовании. Синергизм позволяет компании ускорить внедрение инвестиций, добиться увеличения объемов реализации выпускаемых продуктов, сократить издержки на управление, а также сэкономить важнейшие ресурсы.
Таким образом, для устойчивого развития бизнеса предприятие должно постоянно проводить стратегические и тактические изменения с такой скоростью, с какой конкуренты могут копировать его достижения.