Формирование общественного мнения
3.3.1.Независимо от действующих законодательных актов, проводимой политики и принятых программ развития сообщество людей в целом и каждый человек в отдельности, проживающий и работающий на конкретной территории, принимает участие в формировании общественного мнения.
Общественное мнение – это важнейшие нормативные ценности, притяза-
ния и взаимные ожидания людей, обеспечивающие эмоционально-
психические, нравственные, эстетические, религиозные и другие
стереотипы и представления, определяющие постановку жизненных
ценностей жителей и выбор средств для их достижения.
Пример: 1. В городе К. традиционно считалось престижным работать на одном из градообразующих предприятий – «К-ом машиностроительном заводе», хотя за 50 лет существования его продукция, оборудование, технологии, уровень руководства сильно устарели, что, соответственно, серьёзно отразилось на величине и регулярности зарплат, получаемых его рядовыми работниками. Тем не менее в анкетах, заполняемых в городском центре занятости, этот завод, как место желаемой работы, постоянно лидировал. Это давало повод его очень пожилой дирекции считать себя «продвинутыми».
2. В районе Н. никто не мог объяснить, почему одна небольшая территория считалась «нечистым местом». И когда в соответствии с утверждённым планом жилой застройки в «нечистом месте» начали возводить многоэтажные дома, то жить в них соглашались только приезжие.
3. Гражданин С. – харизматический лидер, то есть никто не помнил, чтобы он сделал что-то полезное для родного завода и города. Детальный анализ говорил скорее об обратном – после него всегда оставались неразбериха и убытки. Но все жители дружно голосовали за него на всевозможных выборах, видимо, считая его умным и дельным человеком.
Общественное мнение на территории существует всегда и возникает либо стихийно, тогда оно обычно называется слухами, либо благодаря определённым действиям заинтересованных лиц, которые целенаправленно его формируют. Созданием общественного мнения могут заниматься отдельные лица, общественные и коммерческие организации, политические партии и т.п. Это может делаться на профессиональном уровне, для чего создаются различные формальные структуры, подобные перечисленным в разделе 2.8, и на «любительском» уровне, когда общественное мнение создают случайные лица, причём нередко совсем не то, к которому они стремились. «Высшим пилотажем» здесь считается подготовка заданной версии общественного мнения в профессиональной организации, а запуск её в обращение – через добровольных распространителей, которые даже не подозревают об истинных целях проводимых акций.
В настоящее время принято выделять ряд важных направлений, по которым формируется общественное мнение.
3.3.2. Связи с общественностью (public relation).
Любая территория независимо от своего административного статуса, размеров, уровня развития, числа жителей и т.п. в лице своих органов управления и сообщества людей заинтересована в том, чтобы её собственные жители и жители её ближнего и дальнего окружения имели о ней благоприятное или, как минимум, нейтральное мнение. Для этого проводится целый комплекс мероприятий, в который входят действия по улучшению инвестиционной привлекательности (благоприятное законодательство, в том числе налоговое, простота приобретения недвижимости, оформления нового строительства и др.), снижению рисков (финансовых, законодательных, криминальных и др.), доступности руководителей различных уровней и прозрачность их действий, улучшению отношения к пожилым людям, детям, инвалидам, открытости диалога с политическими партиями, общественными движениями и т.п. Огромную роль здесь играют средства массовой информации, которые могут как объединять местное сообщество вокруг важных идей, конкретных людей и организаций, так и вносить раскол в сообщество, формируя цели, не имеющие ничего общего с интересами данной территории.
Пример: Последнее время стали распространёнными следующие акции по улучшению связей с общественностью:
- проведение различных «Дней», типа «День города», «День национальной культуры в. . .», «День промышленности в столичных городах и областных центрах», «День области А. . . в областном центре Б. . .» и т.п.; при этом новое звучание приобрели и празднования традиционных “Дней» типа «День металлурга», «День строителя», «День милиции», «День авиации» и др.;
- проведение различных конкурсов типа «Лучшая семья», «Лучший детский рисунок», «Лучший проект на. . .», в том числе ставших особо модными и дорогостоящими конкурсы «Мисс. . .»; также новое звучание приобрели традиционные конкурсы профессионального мастерства типа «Лучший токарь», «Лучший водитель», «Лучший инспектор ГИБДД» и др.;
- проведение спортивных мероприятий, особенно по популярным видам спорта (футбол, хоккей, теннис. . .), привлекающих большое внимание болельщиков и прессы;
- обустройство действующих объектов туризма и отдыха и создание новых (исторические места, курорты, зоны отдыха и др.).
Конечной целью всех акций, входящих в комплекс связей с общественностью, является формирование отношений взаимопонимания и доброжелательности между различными людьми, организациями и структурами управления на конкретной территории.
3.3.3. Имидж территории, как одна из составляющих общественного мнения, представляет собой тот совокупный образ, который формируется в сознании конкретных людей как проживающих и работающих на данной территории, так и не имеющих к ней прямого отношения (см. раздел 2.6.1). Очевидно, что имидж не может охватить всех сторон такого сложного и разнопланового объекта как территория. Поэтому обычно речь идёт не о едином имидже. Более того, специалисты по формированию имиджа – имиджмейкеры готовят отдельные варианты имиджа территории для каждой заинтересованной категории людей - целевой группы.
Пример: 1. Представителей промышленных кругов привлекает инвестиционный имидж территории и всегда настораживает её рисковый имидж.
2. Потенциальных туристов привлекает имидж исторических и природных объектов, расположенных на территории, и настораживает её криминальный имидж.
3. Потенциальных студентов привлекает имидж образовательных учреждений, расположенных на данной территории, дипломы которых имеют достаточно высокую репутацию на других территориях.
3.3.4. Реклама – это инструмент информирования широких слоёв населения или каких-то целевых групп людей о различных объектах, действиях, процессах, ситуациях и т.п. Реклама может быть платной, когда заинтересованные лица оплачивают услуги профессиональных рекламистов по целевому информированию населения. Реклама может быть и бесплатной, тогда её обычно называют пропагандой. В этом случае информирование идёт попутно с какими-то действиями, к которым население проявляет интерес.
Пример: Депутат местного органа власти добился выделения бюджетных средств на благоустройство какой-то территории в своём избирательном округе. Благодаря постоянному вниманию прессы к расходованию бюджетных денег имя этого депутата неоднократно упоминается в новостных сообщениях средств массовой информации в позитивном плане, что создаёт ему имидж энергичного и целеустремлённого человека, заботящегося об общем благе.
Нередко реклама имеет косвенный характер, когда денежные средства выделяются заинтересованными лицами на проведение каких-то социально значимых мероприятий. Поскольку это всегда освещается в средствах массовой информации, то всё равно имеет место рекламный эффект. Лица, выделившие деньги для таких мероприятий, обычно называются спонсорами.
Реклама как инструмент формирования общественного мнения отличается высокой оперативностью, но и достаточно высоким риском, то есть рекламное сообщение, поданное в оригинальной форме с целью привлечения возможно большего внимания, может быть неоднозначно воспринято разными категориями населения.
Пример: Откровенная реклама употребления пива по телевидению вызывает позитивную реакцию у значительной части молодёжи и негативную реакцию у людей старшего поколения. Также к этому негативно относится значительная часть управленцев, которые на практике сталкиваются с беспомощностью, безынициативностью и отсутствием трудолюбия как раз у молодёжи, любящей пиво.