Характеристика экономической конъюнктуры и конъюнктурных исследований
В условиях рыночных отношений, при наличии огромного количества факторов субъективного воздействия на предпринимательскую деятельность, любое развитие бизнеса невозможно без оценки и прогнозирования конъюнктуры. В общем смысле конъюнктура (от лат. conjungere - соединяю, связываю) – совокупность условий, взятых во взаимосвязи; переходящая ситуация, обстановка. Используемые в зарубежной литературе понятия «маркетинговая среда» и «исследование рынка» в отечественной литературе объединяют понятием «экономическая конъюнктура». Экономическая конъюнктура – это форма проявления на рынке системы факторов и условий воспроизводства в их постоянном развитии и взаимодействии в конкретном историческом периоде, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамике цен. К чертам экономической конъюнктуры следует отнести:
1) непостоянство – изменчивость, частые колебания под воздействием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных факторов. Главная ее причина – циклический характер экономики;
2) неравномерность – динамика различных показателей совпадает по направлению, но не совпадает по темпам;
3) противоречивость – различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций - подъеме и о спаде.
Иными словами, конъюнктура рынка – сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам, и характеризуется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры делают результаты широкое использование статистических методов сбора и анализа информации о состоянии рынка.
Можно рассматривать экономическую конъюнктуру на разных уровнях. На уровне экономической системы в целом говорят об общехозяйственной конъюнктуре. На уровне отдельных рынков изучается конъюнктура товарного рынка. Поэтому изучение конъюнктуры может быть как интегрированным, так и дифференцированным по локальным рынкам. Принципы конъюнктурных исследований:
̶ системный, комплексный подход предполагает использование различных и взаимодополняющих источников информации, одновременный учет положения на рынках смежных, потребляющих, конкурирующих отраслей;
̶ сопоставимость показателей различных явлений в динамике;
̶ учет специфики развития конъюнктуры отдельных товарных рынков в сравнении с общехозяйственной конъюнктурой. Как правило, запаздывает по отношению к общей конъюнктуре производство средств производства, тяжелая промышленность, совпадает – конъюнктура сырьевых рынков, рынков товаров широкого потребления, опережает – строительство.
Процедура конъюнктурного исследования включает в себя следующие этапы:
1) определение объектов исследования и их основных черт и особенностей;
2) сбор и накопление конъюнктурной информации по основным показателям;
3) диагностика конъюнктуры;
4) разработка прогноза конъюнктуры.
Основными требованиями, предъявляемыми к конъюнктурным исследованиям, являются: объективность, целенаправленность, комплексность, непрерывность. Рыночная конъюнктура формируется и развивается под воздействием многих взаимодействующих факторов (экономических, политических, научно-технических, социальных и др.). Конъюнктурообразующие факторы классифицируются:
I. По периоду возникновения:
a) временные – мода, сезонность, форс-мажор, политические кризисы;
b) постоянно действующие:
̶ циклические (мода, сезонность);
̶ нециклические – НТП, воздействие государства на экономику, социальная политика государства.
II. По направленности воздействия:
a) стимулирующие;
b) сдерживающие (тормозящие).
III. По предсказуемости:
a) прогнозируемые, которые можно предвидеть – мода, направления развития НТП, методы государственного регулирования;
b) стихийные (непредсказуемые) - открытие новых месторождений полезных ископаемых, стихийные бедствия.
IV. По сфере происхождения:
a) экономические;
b) политические;
c) социальные;
d) природные;
e) научно-технические.
V. По принадлежности к изучаемому объекту (трудно разграничить):
a) эндогенные (внутренние) – обусловлены закономерностями развития изучаемого объекта;
b) экзогенные (внешние) – обусловлены развитием объектов вне изучаемого.
VI. По продолжительности действия:
a) долговременного действия (8-10 лет);
b) среднесрочного действия (3-7 лет) определяются циклическими факторами;
c) краткосрочного действия (1-2 года) – погодные условия, политические и социальные конфликты.
Первопричиной всех конъюнктурных колебаний является циклический характер развития рыночной экономики, поэтому необходимо знать характерные признаки каждой фазы цикла.
Кризис – совокупный спрос, совокупное предложение, цены имеют падающую динамику.
Депрессия – падение приостановлено, но увеличения нет.
Оживление – растущая динамика, в первую очередь на рынках сырья и машин и оборудования.
Подъем – совокупный спрос, совокупное предложение, цены на все товары растут, затем стабилизируются по мере насыщения.
Конъюнктура характеризуется и определенной самостоятельностью по отношению к циклу. В фазе подъема, например, может наблюдаться ухудшение конъюнктуры, в период кризиса и депрессии могут наблюдаться всплески деловой активности. Это объясняется тем, что помимо циклических закономерностей на развитие конъюнктуры влияют факторы нециклического характера.
Значимость конъюнктурообразующих факторов в формировании рыночной ситуации на товарных рынках различна. Основная сложность связана с тем, чтобы определить влияние отдельных факторов на формирование конъюнктуры.