Отрицательные стороны конкуренции
Реферат
по дисциплине
«Экономика предприятия»
на тему:
«Продукция предприятия и её конкурентоспособность»
Выполнила: студентка второго курса
очной формы обучения группы141-941,
Ардашева Дарья Дмитриевна
Москва-2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Виды конкуренции.………………………………………………………………………..4
2.Понятие конкурентоспособности продукции…………………………………………....7
3. Основные факторы конкурентоспособности……………………………………………9
4. Показатели конкурентоспособности…………………………………………………….11
5. Результаты оценки конкурентоспособности продукции………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………………….15
Введение
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность - концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, росту объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение, какого - либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма.
Устойчивое развитие предприятий в условиях рыночных отношений во многом определяют клиенты, конкуренция и коренные изменения или сокращенно три "К".
Клиенты (покупатели) имеют выбор и диктуют производителям, что им требуется, в какое время и за какую цену. Предприятиям необходимо учитывать конкретные и уникальные нужды потребителей. Единый массовый рынок перестал существовать, он распался на много частей в соответствии с группами различных клиентов.
В конкуренции произошли существенные изменения. Если раньше предприятие добивалось успеха, производя приемлемые по качеству товары и предлагая их на рынке по наименьшей цене, то в настоящее время этого недостаточно. В современных условиях конкуренция значительно усилилась и приобрела многообразный характер. Так как рынок распался на части, которые имеют свои особенности, то возникла необходимость учитывать особенности разных рынков в конкурентной борьбе. На одних рынках использовать низкие цены, на других - высокое качество и послепродажное обслуживание.
Природа и характер изменений на рынке (у клиентов) и в конкуренции стали другими. Коренное отличие этих изменений от прежних состоит в том, что они стали постоянными и "всепроникающими". Для обеспечения конкурентоспособности предприятию необходимо непрерывно отслеживать происходящие изменения и оперативно адаптироваться к ним, решать задачи клиентоориентированности.
Виды конкуренции
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.
Основными показателями являются:
- Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
-Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
-Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
-Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны конкуренции:
-Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
-Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
-Конкуренция стимулирует повышение качества товара;
-Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
-Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
-Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
-Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
-Конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции
-При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
-Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
На конкурентоспособность товара влияют следующие факторы:
-Внедрение научно-технических разработок;
-Производительность труда;
-Уровень налогообложения;
-Размеры прибыли предприятия;
-Организация и оплата труда.
-При его потреблении:
-Продажная цена товара;
-Качество;
-Новизна;
-Послепродажное обслуживание;
-Уровень предпродажной подготовки
Существует несколько теорий конкуренции.
В том числе можно выделить следующие:
-Поведенческая;
-Структурная;
-Функциональная.
Поведенческая теория конкуренции. Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». Именно такое, поведенческое, толкование конкуренции утвердилось первоначально в классической экономической теории. А. Смит, в частности, понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, что независимое поведение может возникнуть даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно—на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними.
Структурная концепция конкуренции. Наряду с поведенческой трактовкой в XIX и особенно в XX в. в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая со временем на первое место. Ее авторами являются Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и другие крупные ученые, заполнившие фундамент современной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании.
Функциональная теория конкуренции. Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста И. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели—организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов.
2.Понятие конкурентоспособности продукции
В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.
Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.
Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром [5].
Конкурентоспособность товара определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.
Многие компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.
Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.
Термин "конкурентоспособность" применяется как по отношению к характеристике товара, так и в сравнительных характеристиках отдельных компаний, отраслей и стран на мировом рынке [3].
Конкурентоспособность - способность определенного объекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Под конкурентоспособностью товара обычно понимают обобщенную его характеристику, которая позволяет выявлять преимущества совокупности свойств технического уровня и качества продукта перед аналогичными изделиями конкурентов.
В теории и практике зарубежного бизнеса еще не сформировано единое понятие конкурентоспособности и методов оценки уровня конкурентоспособности производителя. Разнообразие трактовок объясняется различным определением конкурентоспособности производителей на рынках различного масштаба (национальном, региональном, мировом), а также тем, какой субъект рассматривается производителем - фирма, отдельное предприятие, отрасль или экономика в целом.
Конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию.
Гурков И.Б. определил конкурентоспособность товара как способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
Конкурентного преимущества фирмы добиваются выбором сферы конкуренции, отличающейся от конкурентов, т.е. поиском новых способов, таких как:
1) новые, более прогрессивные технологии, позволяющие выпускать новые или более качественные товары. Совершенствование организации производства и труда, позволяющее снизить затраты на производство. Совершенствование маркетинговых исследований, способствующих лучшему изучению спроса на продукцию, сокращению радиуса её доставки и улучшению потребительских свойств товара;
2) новые или изменившиеся запросы покупателей;
3) появление нового сегмента отрасли или перегруппировка существующих сегментов;
4) изменение стоимости или наличия компонентов производства, таких как сырьё, рабочая сила, транспорт, связь, энергия, оборудование, средства информации и другие;
5) изменение правительственного регулирования в области налогообложения, торговых стандартов, охраны окружающей среды.