Развитие представлений о мышлении и теории мышления.
Развитие мышления как видов.
Мышление является высшим познавательным процессом, оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышления, как отдельного психического процесса, не существует, оно присутствует и в других познавательных процессах (в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи).
типы мышления:
теоретическое понятийное – это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Характерно для научных теоретических исследований.
теоретическое образное мышление – отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы, которые извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Оба вида мышления дополняют друг друга.
наглядно-образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а образы представлены в
его кратковременной и оперативной памяти. Очень хорошо данная форма мышления представлена у дошкольников, а вообще она достаточно развития у всех людей.
наглядно-действенное – это практическая преобразовательная деятельность, осуществляемая человеком с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Этапы развития.
общепринятые точки зрения в отношении закономерностей развития мышления. Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.
В большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развития мышления связан с обобщениями.
Следующий этап развития мышления ребенка связан с овладением им речью. Слова, которыми овладевает ребенок, являются для него опорой для обобщений.
Другим весьма значимым этапом развития мышления ребенка является этап, в процессе которого малыш может один и тот же предмет назвать несколькими словами. Это явление наблюдается, как правило, в возрасте около 2 лет и свидетельствует о формировании у ребенка такой умственной операции, как сравнение Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в возрасте 2-6 лет
является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». Другая характерная особенность детского мышления – это его наглядность, которая проявляется в конкретности мышления.
По Пиаже, схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие – это посредник между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами. Развитие схем действий, т.е. познавательное развитие, происходит по мере нарастания и усложнения опыта ребенка по практическомудействованию с предметами за счет интериоризации предметных действий Первый из них – это механизм ассимиляции, когда индивид приспосабливает новую
информацию (ситуацию, объект) к существующим у него схемам (структурам), не изменяя их в принципе, то есть включает новый объект в уже имеющиеся у него схемы действий или структуры.
Другой – это механизм аккомодации, когда индивид приспосабливает свои прежде сформированные реакции к новой информации, т.е. он вынужден перестроить старые схемы с целью их приспособления к новой информации. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Анализ – расчленение предмета. Синтез – построение целого из аналитических частей. Абстракция – выделение какой-либо стороны явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Обобщение – выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений (понятие). Конкретизация – операция обратная обобщению.
Стадии в онтогенезе.
Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года). Период конкретных операций (2-11/12 лет) Стадия конкретных операций(6-12лет)
Что касается мышления взрослого человека, то как отмечал Выготский, внутри единого мыслительного акта постоянно происходят переходы от образного мышления к логическому и обратно. Таким образом, одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления.
Ассоциативная теория мышления.
Мышление сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого, впечатлений, полученных от настоящего опыта. Мышление также признавалось врожденной способностью. Данная теория не могла объяснить творческий характер мышления и рассматривала его как врожденную способность разума, независимую от ассоциаций. Теория мышления в бихевиоризме
Мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бихевиористы первыми стали рассматривать практическое мышление, становление: практических умений и навыков, связанных с решением задач. Психоаналитическая теория мышления.
рамках этой теории впервые стали рассматриваться бессознательные формы мышления, зависимость мышления от потребностей и мотивов, защитные механизмы мышления. Деятельностная теория мышления была разработана отечественными учеными А.А. Смирновым, А.Н. Леонтьевым и
некоторыми другими. В основе данной теории лежит учении о деятельностной природе психики человека. В рамках данной теории мышление понимается как особый вид познавательной деятельности, прижизненно формирующаяся способность к решению задач