Противоречие и проблема исследования
Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).
Примеры:
1) противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей, с одной стороны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулированное противоречие относится к практике обучения;
2) неправильный пример: противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспитания, другая - к теории;
Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему - значит ответить на вопрос “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?” Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: “Каковы условия, необходимые и достаточные для ...?”
Исходя из противоречий, проблемы можно сформулировать тему исследования:
«Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать
тему данной работы следующим образом: "...(тема)..."»
Проблема исследования
И самое простое, и самое сложное исследование должно начинаться с ясно сформулированной проблемы.
Часто неудовлетворительные результаты исследовательской работы заложены уже в первой фазе - формулировке проблемы.
Сформулировать проблему - значит выйти за пределы известного, познанного в область того, что должно быть познано. Речь идет не только о незнании, а прежде всего об осознании того, что мы чего-то не знаем.
Наиболее проблемными в наши дни являются в общем виде следующие вопросы:
частные методики обучения;
исследования в области воспитания как целостного процесса (по ступеням возрастного развития и по отдельным его аспектам);
обоснование системы оптимального построения и совершенствования педагогического образования;
дошкольное образование и воспитание;
прогнозирование развития системы образования;
проблемы педагогики малокомплектной сельской школы.
Сущность и понятие научной информации
Характеристика основных научных трудов
Методы поиска информации
Поиск научной информации.
Научная информация представлена в научной литературе.
Научная литература - это «…совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований.
Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной литературы является сама наука — идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)». Б. Г. Тяпкин
Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской работы.
Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список основных опубликованных по ней работ.
Получив общую информацию по теме исследования, следует обратиться к библиотечным каталогам.
Библиотечный каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог может функционировать в карточной или машиночитаемой форме.
Виды каталогов:
Алфавитные
Предметные
Систематические
Каталоги новых поступлений
В библиотеке необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Следует сделать записи заинтересовавших исчников на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический список.
Библиографический список представляет собой последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей работе.
В ходе выполнения исследовательской работы используют несколько способов построения библиографического списка алфавитный, тематический, хронологический.
Виды библиотечных каталогов
Алфавитные (если известны название необходимого источника и фамилия его автора)
Предметные (библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик)
Систематические (названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины).
Каталоги новых поступлений
В библиотеке необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Следует сделать записи заинтересовавших исчников на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический список.
Библиографический список представляет собой последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей работе.
В ходе выполнения исследовательской работы используют несколько способов построения библиографического списка алфавитный, тематический, хронологический.
Алфавитный способ предполагает построение библиографического списка по алфавиту фамилий авторов и заглавий источников (если автор не указан). Именно алфавитным способом оформляется библиографический список научных работ.
Тематический: но при работе над исследованием иногда группируют библиографический список не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которой отражает список источников по отдельным аспектом исследования проблемы.
Когда необходимо отразить развитие научной идеи по этапам составляют библиографический список по хронологии.
Следует отметить, что энциклопедии и справочники, к которым исследователь обращался в ходе своей работы, перечисляются отдельным списком.