Анамнестические данные о ребёнке
Раздел | Характеристика | Примечание |
1.Анкетные данные дданные | 1.Фамилия, имя ребёнка._________________________________________________ | Записываются на основании медицин-ской |
2. Дата рождения (число, месяц, год).______________________________________ | ской карты, заключения ЦКРОиР | |
3. Дата обследования (число, месяц, год). __________________________________ | (подчеркнуть) | |
4. Возраст (количество лет, месяцев)._______________________________________ | ||
5.Домашний адрес, телефон._____________________________________________ | ||
6.Из какого дошкольного учреждения прибыл.______________________________ | ||
7. Дата поступления в группу (на ПКПП) (номер протокола обследования в ЦКРОиР, от какого числа)._______________________________________________ | ||
8.Диагноз психолого-медико-педагогической комиссии.______________________ | ||
2.Сведения о родителях | 1. Мать, ее возраст. 2. Отец, его возраст. 3. Другие члены семьи, живущие в данной семье. 4. Жалобы родителей. 5. Речь родителей: грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыслей, нарушение связности и логичности повествования). 6. Наследственные заболевания (наличие нарушений речи, нервно-психических, хронических болезней у родителей и родственников) | Сведения из беседы с родителями, записей медицинской карты (подчеркнуть) |
3.Общий анамнез | 1. От какой беременности ребенок, возраст матери в период родов. 2. Характер беременности (падения, травмы, психозы, токсикоз, хронические и инфекционные заболевания). 3. Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, затяжные, обезвоженные). 4. Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция. 5. Крик: был, нет. 6. Асфиксия (синяя, белая). 7. Резус-фактор: отрицательный, совместимость. 8. Вес и рост ребенка при рождении. 9. Вскармливание. 10. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал, поперхивался; вскармливание до ... мес. 11. Последующее вскармливание: смешанное, искусственное. | Сведения из беседы с родителями, из медицинской карты ребенка |
12. Дополнительное пребывание в роддоме, причины. 13. Особенности раннего развития (держит голову с ..., сидит с ..., ходит с ..., к году ... зубов). 14. Перенесенные заболевания (до 1 года, от 1 года до 3 лет). 15. Органические заболевания нервной системы: инфекционные заболевания (бактериальная или вирусная инфекция) и интоксикации, травмы нервной системы (время перенесения травмы). Ликвородинамические нарушения после черепно-мозговых травм и инфекций. 16. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина и др.). 17. Соматические заболевания: простудные, пневмония, воспалительные процессы уха и др. 18. Судороги при высокой температуре. 19. Состояние слуха. 20. Состояние зрения |
Примечание. Записать в соответствующую графу
Осмотр
Органы артикуляции | Особенности строения | Норма |
Губы | Толстые, тонкие, короткие, хейлоскиз (расщелина губы); прохейлия (увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой) | Нормальное строение |
Зубы | Редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие диастемы | Нормальное строение |
Прикус | Прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперед), прогения (нижний зубной ряд выступает вперед), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрестный (смещение челюстей относительно друг друга), глубокий, открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости), сужение челюстей (одностороннее, двухстороннее), микрогения (маленький размер нижней челюсти) | Ортогнатический |
Твёрдое нёбо | Палатосхиз (расщелины нёба); послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое) нёбо, узкое нёбо | Нормальное строение |
Мягкое нёбо | Длинное, короткое, с послеоперационными рубцами, субмукозная щель, раздвоенное | Нормальное строение |
Язык | Макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка | Нормальное строение |
Примечание. Подчеркнуть нужное.
Наблюдение
Функция | Результат | Балл |
Контакт | В контакт не вступает Контакт формальный В контакт вступает с трудом, не проявляет заинтересованности Контакт избирательный или легко устанавливает контакт | |
Эмоциональная сфера | Пассивный, вялый, инертный Повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность Колебания настроения, эмоциональная лабильность Активный, бодрый, эмоциональный |
Средства общения | Общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком Общение посредством движений тела, головы, улыбки, голоса Общение посредством дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, аморфных слов-корней, жестов Речевые средства общения | |
Понимание жестов и мимики | Не понимает Понимает конкретные жесты Понимает кивки, указательные жесты, простую мимику Понимает | |
Использование жестов и мимики | Не использует жесты и мимику Показывает нужное конкретной демонстрацией действия, прикосновением к объекту Показывает объекты на расстоянии, показывает жестом желаемое Использует сложную мимику и жесты | |
Внимание | Плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание на объекте Внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается Внимание достаточно устойчивое Длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту | |
Переключаемость | Не переключается с одного действия на другое при их смене (продолжает выполнять предыдущее) Для переключения с одного задания на другое требуется сопряженное выполнение этого действия Переключается с одного задания на другое после предъявления образца следующего действия Легко переключается на другое задание без организующей помощи педагога | |
Примечание. Отметить результат наблюдения в графе «балл». |
Обследование
Блок 1 | |||
Исследование понимания речи | Критерии оценки | Задания(пробы) | Баллы |
Понимание лексических категорий | |||
1.Понимание конкретных | 1 балл — правильное выполнение задания; | Покажи: куклу ____ зайчика ____ | |
существительных | 0,5 — выполняет после нескольких повторений; 0,25 – с трудом понимает обращённую речь; 0 – не выполняет. | мячик ____ матрёшку ____ машину ____ Возьми: машину____кошку ____ пирамидку ____ кубик ____ мишку ____ | |
2.Понимание обобщающих слов | Покажи на картинках: | ||
щающих слов | игрушки ____ цветы ____ | ||
животных____ посуду _____ | |||
одежду ____ | |||
3.Понимание действий | Покажи на картинках: | ||
играет ____ ест ____ бежит____ | |||
сидит ____ спит ____ | |||
4.Понимание поручений по речевой инструкции | дай куклу ____ покачай мишку ____ нарисуй мяч ____ покорми птичку ____ посади зайку ____ Всего: 25 проб, максимально – 25 баллов. Степень успешности:____*100:25=____ | ________ | |
Понимание грамматических категорий | ||||||||
1.Понимание форм единственного и множественного числа | 1 балл — правильное выполнение задания | Покажи на картинках: шар – шары ____ | ||||||
множественного числа | 0,5 — выполняет после нескольких повторений; 0,25 – с трудом понимает обращённую речь; 0 – не выполняет. | глаз – глаза ____ рука – руки ____ Кукла – куклы ____ | ||||||
0,25 – с трудом понимает обращённую речь; 0 – не выполняет. | кукла – куклы ____ ёлка – ёлки ____ | |||||||
2.Понимание | Выполни: | |||||||
падежных конструкций | положи карандаш на стол ____ | |||||||
спрячь мяч под стол ____ положи конфету в коробку ____ спрячь руки за спину ____ достань машину из шкафа ____ | ||||||||
3.Понимание | Покажи, где на картинках нарисованы: | |||||||
существительных в уменьшительно-ласкательной форме | шар – шарик ____ носок – носочек ____ собака – собачка ____ яблоко – яблочко ____ рыба – рыбка ____ | |||||||
Всего: 15 проб, максимально – 15 баллов. Степень успешности: ____*100:15=____ | ________ | |||||||
Блок 2 Исследование сенсомоторного уровня речи | ||||||||
Блок 2 Исследование сенсомоторного уровня речи | Критерии оценки | Задания(пробы) | Баллы | |||||
1.Состояние фонематического восприятия | 1 балл — точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления 0,5 — первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 0,25 – неточно воспроизводит оба члена пары (перестановка слогов, из замена, пропуск); 0 – не воспроизводит. | Повторяй: ТА ____ НА-НА ____ БА-ТА ____ МА ____ БА-НА ____ ПА-БА ____ ПА-ПА ____ НА-ГА ____ БА-ПА ____ МА-МА-ПА ____ Всего: 10 проб, максимально – 5 баллов. Степень успешности: ____*100:10=____ | ________ | |||||
2.Состояние артикуляционной моторики | 1 балл — правильно выполняет движения; 0,5 – выполняет медленно и напряжённо; 0,25 – выполняет с ошибками: длительный поиск позы, синкине-зии, гиперкинезы, искажение артикуляционной позы; 0 – не выполняет. | Выполняй движения (по подражанию): «Улыбка» ____ «Кошка лакает» ____ «Лопаточка» ____ «Вкусное варенье» ____ «Маятник» ____ Всего: 5 проб, максимально – 5 баллов. Степень успешности: ____*100:5=____ | ________ | |||||
3.Сформированность звуко-слоговой структуры слова | 1 балл –правильное и точное воспроизведение количества звуков в словах в темпе предъявления; 0,5 – замедленное послоговое воспроизведение с соблюдением количества звуков в стечениях согласных; 0,25 – искажение структуры слова (пропуски, перестановки звуков и слогов внутри слова, отсутствие первого или последнего звука в словах; 0 – пропускает согласные в слове или не воспроизводит слово | Повторяй слова (или называй предметы на картинках) | ________ |
усы ____ каша ____ кубики ____ дом ____ сумка ____ зайчик ____ хлеб ____ мишка ____ самолёт ____ бабушка ____ Всего: 10 проб, максимально – 10 баллов. Степень успешности: ____*100:10=____ | |||
4.Состояние звукопроизношения | 1 балл – произносит звук в любых речевых ситуациях; 0,5 – изолированно и отражённо произносит правильно, в слоге и слове изменяет или искажает; 0,25 – изолированно звук произносит правильно, в самостоятельной речи не автоматизирован. Примечания: 1.Начинать исследование необходимо с предъявления слова. 2.Если ребёнок искажает слоговую структуру и не произносит нужный звук, можно предложить слово более простой структуры. 3.Если ребёнок не произносит звук в слове, ему предлагают произнести слог, если не произносит звук в слоге, просят воспроизвести изолированный звук. | Повторяй слова (или называй картинки) | |
Звуки | Характер произношения звуков | ||
Изолир. | В слогах | В словах | |
А О У Ы И В Д Б Г С З СЬ ЗЬ Ц Ш Ч | Аня, Ваня, вода Оля, сок, ведро уши, кукла сыр, шары Ира, книга, санки ваза, сова, вилка дом, еда, дети банка, рубашка, обед гуси, нога, сапоги собака, миска, нос зайка, коза сердце, письмо, гусь Зина, магазин цыплёнок, яйцо, палец шуба, кошка, малыш чай, очки, ночь |
4.Результаты отмечаются в соответствующей графе бланка исследования | Повторяй слова (или называй картинки) | ________ | |||||||||
Звуки | Характер произношения звуков | ||||||||||
Изолир. | В слогах | В словах | |||||||||
Ж Щ Л Р ЛЬ РЬ М Н Й | Жук, ножи щека, плащ лапа, молоко, стол рыба, корова, забор лев, пальто, соль репка, варенье, дверь муха, лимон, дом нога, шина, сон йод, зайка, май Всего: 25 проб, максимально – 25 баллов. Степень успешности:____*100:25=____ | ||||||||||
Блок 3 Состояние грамматического строя речи и словоизменения | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | ||||||||
1.Употребление существительных в единственном и множественном числе | 1 балл – образует правильно все слова; 0,5 – образует правильно слова 2 группы; 0,25 – образует правильно слова 1 группы; 0 – не образует | Назови картинки 1 группа слов 2 группа слов кукла-куклы дом-дома глаз-глаза стол-столы нос-носы зуб-зубы | |||||||||
2.Употребление существительных в форме единственного числа винительного и родительного падежа | Ответь, что видишь на картинках :1 группа слов - мяч, шар, куклу, собаку 2 группа слов - книжку, кубики, ёжикаОтветь, чего не стало (убирает картинки) :1 группа слов - мяча, шара, куклы, собаки 2 группа слов - книжки, кубиков, ёжика | ||||||||||
3.Употребление прилагательных и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода | 1 балл – образует правильно все формы слов; 0,5 – правильно употребляет окончание, а предлог неправильно (или отсутствует); 0,25 – правильно употребляет предлог, а окончание - неправильно; 0 – не образует | Ответь, какие игрушки:1 группа слов-мяч (большой, маленький); кубики (большие, маленькие) 2 группа слов-чашка (большая, маленькая); яблоко (большое, маленькое) | |||||||||
4.Употребление предложно-падежных конструкций | Посмотри не игрушки. Скажи, где сидит мишка:на стуле ____ в машине ____ под стулом ____ за столом ____ в шкафу ____ Всего: 15 проб, максимально – 15 баллов. Степень успешности: ____*100:15=____ | ________ | |||||||||
Блок 4 Исследование словаря и навыков словообразования | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | ||||||||
Словарь | |||||||||||
1.Состояние предметного словаря | 1 балл – даёт правильный ответ; 0,5 – даёт правильный ответ после принятия помощи; 0,25 – форму образует неверно; 0 – задание не выполняет | Назови, что видишь на картинках:игрушки (5 названий) _____ посуда (5 названий) _____ животные (5 названий) _____ одежда (5 названий) _____ предметы быта (5 названий) _____ | |||||||||
2.Состояние глагольного словаря | Скажи, кто что делает на картинках:кушает _____ спит _____ моет _____ бегает _____ кричит _____ | ||||||||||
3.Состояние качественного словаря | Ответь, какой предмет: по цвету (основные цвета)_____ по размеру (большой-маленький) _____ по форме (шарик-кубик-кирпичик _____ по поверхности (холодный-тёплый) _____ по поверхности (мягкий-твёрдый) _____ Всего: 15 проб, максимально – 15 баллов. Степень успешности: ____*100:15=____ | ________ | |||||||||
Словообразование | |||||||||||
4.Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | 1 балл – даёт правильный ответ; 0,5 – даёт правильный ответ после принятия помощи; 0,25 – форму образует неверно; 0 – задание не выполняет | Скажи, как назовёшь маленькие предметы: нога _____ рот _____ кукла _____ нос _____ рука _____ Всего: 5 проб, максимально – 5 баллов. Степень успешности: ____*100:5=____ | ________ | ||||||||
Блок 5 Исследование связной речи | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | ||||||||
1.Повторение 2-3-словной фразы | 5 баллов – повторяет (говорит) самостоятельно; 2,5 - повторяет (говорит) после принятия организующей помощи; 1 – повторяет(говорит) по вопросам педагога; 0 – повтор (проговаривание) недоступен (недоступно) | Послушай и повтори (или скажи, что видишь на картинке):Вот мама _____ Киса (кошка) ест (ням-ням) _____ Мама, на (дай) _____ Ляля сидит _____ Папа спит (бай-бай) _____ Всего: 5 проб, максимально – 5 баллов. Степень успешности: ____*100:5=____ | _______ | ||||||||
Блок 6 Исследование общей и мелкой моторики | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | ||||||||
Общая моторика | |||||||||||
1.Движения рук и плечевого пояса | 1 балл – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 - выполняет правильно, но после повторения инструкции или в замедленном темпе; 0,25 – неполный объём движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняет; 0 – не выполняет движения | Выполни вместе со мной(показ): Подними руки вверх (покажи, какой ты большой) Покажи, как летают птицы, как машут крыльями | |||||||||
2.Движения туловища | Выполни вместе со мной(показ): Покачайся, как маятник часов (тик-так) _____ Наклонись и возьми предмет с пола (колени не сгибать) _____ | ||||||||||
3.Движения ног и равновесие | Выполни:Покажи, каким ты был маленьким (приседание) _ Покажи, как петушок стоит на одной ноге _____ прыгай на одной ноге (до ориентира) _____ Перешагни через кубики (ходьба с высоким подниманием колен) _____ | ||||||||||
4.Статическая координация движений 5.Динамическая координация движений 6.Пространственная ориентировка | Выполни:Вытяни руки вперёд и закрой глаза. Постой так (5 секунд) _____ Выполни вместе со мной:Шагай, как солдат (маршировка) _____ Приседай три раза _____ Выполни (по инструкции): игрушку вверх _____ спрячь игрушку сзади _____ игрушку вперёд _____ посмотри, что вокруг тебя _____ Всего: 15 проб, максимально – 15 баллов. Степень успешности: ____*100:15=____ | _______ | |||||||||
Мелкая моторика | |||||||||||
7.Кинестетическая основа движений пальцев рук | 1 балл – правильно, точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 – выполняет правильно, но после повторения инструкции или в замедленном темпе; 0,25 - неполный объём движений, некоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняет; 0 – не выполняет движения | Делай, как я (показ): «Кулак» (поочерёдно каждой рукой, потом обеими одновременно) «Ладонь» (поочерёдно каждой рукой, потом обеими одновременно) _____ «Коза» (указательный и мизинец вытянуты вперёд, остальные сжаты; поочерёдно каждой рукой, потом обеими одновременно) _____ «Колечко» (поочерёдно каждый палец соприкасается с большим сначала на одной руке, потом на другой) _____ «Ушки зайчика» (указательный и средний пальцы вытянуты вперёд, остальные сжаты; поочерёдно каждой рукой, потом обеими одновременно) ____ «Очки» (одновременно «колечки» обеими руками) _____ Выполни вместе со мной: Разгибай пальцы из кулака по одному _____ Загибай пальцы в кулачок по одному «Пальчики здороваются» (обе руки) _____ «Играй на пианино» (обе руки) _____ Всего: 10 проб, максимально – 10 баллов. Степень успешности: ____*100:10=____ | _______ | ||||||||
Блок 7 Исследование ритма | Критерии оценки | Задания (пробы) | Баллы | ||||||||
1.Воспроизведение простых ритмов | 1 балл – правильно и точно воспроизводит ритм; 0,5 – ритм искажает; 0,25 – ритм искажает, не соблюдает количество ударов; 0 – ритм не воспроизводит | Послушай и постучи, как я: ХХ _____ ХХ Х _____ ХХ ХХ _____ ХХХ _____ Х ХХ _____ Всего: 5 проб, максимально – 5 баллов. Степень успешности: ____*100:5=____ | ___ | ||||||||
Логопедическое заключение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________План логопедических мероприятий:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оформление и подсчёт результатов обследования
В разделе «Анамнестические данные о ребёнке» делаются соответствующие записи в каждой графе (на основании медицинской карты, документов ЦКРОиР, беседы с родителями).
В разделе «Осмотр» фиксируются данные о строении артикуляционного аппарата ребёнка, полученные в результате визуального обследования органов артикуляции (нужная позиция подчёркивается, отсутствующие позиции дописываются в соответствующей графе).
В разделе «Наблюдение» отражаются сведения о состоянии эмоциональной сферы, использовании невербальных средств общения, особенностях внимания и вступления в контакт с окружающими (отмечаются по шкале от 0 до 4 баллов).
В разделе «Обследование» производится подсчёт набранных ребёнком баллов при выполнении предложенных заданий, вычисляется степень успешности выполнения каждого блока заданий, вычерчивается индивидуальный речевой профиль обследуемого ребёнка.
За основу предлагаемого исследования взята стандартизированная методика Л. И. Переслени и Т. Д. Фотековой, предполагающая балльно-уровневую систему оценки состояния речи детей. Предлагается 160проб, максимальное количество баллов за выполнение которых составляет 180.Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных абсолютное значение (сумма баллов за весь тест — ЛО переводится в процентное выражение (успешность выполнения). Таким образом, если 180баллов составляет 100 % успешности выполнения, то процент успешности выполнения каждым испытуемым высчитывается как N х 100: 180.Вычисленное процентное выражение соотносится с одной из четырех степеней успешности:
I степень успешности — до 49 % включительно;
II степень успешности — от 50 до 64 %;
III степень успешности — от 65 до 79 %;
IV степень успешности — от 80 до 100%.
Для получения индивидуального речевого профиля необходимо вычислить степень успешности выполнения каждого блока заданий в процентном отношении (набранное количество баллов умножить на 100и разделить на максимально возможный результат, который обозначен в таблице после каждого блока). На оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий, на оси абсцисс ключевые задания блоков:
1. Понимание лексических обобщений.
2. Понимание грамматических обобщений.
3. Фонематическое восприятие.
4. Артикуляционная моторика.
5. Слоговая структура слова.
6. Звукопроизношение.
7. Грамматический строй речи.
8. Словарный запас.
9. Словообразование.
10.Связная речь.
11.Общая моторика.
12.Мелкая моторика.
13.Ритм.
После каждой пробы в бланке обследования имеется место для выставления количества баллов за пробу. После подсчета баллов и производства необходимых вычислений результат записывается в пустой квадрат в графе «Баллы». Цифры, записанные в квадратах, являются ключевыми для вычерчивания индивидуального речевого профиля ребенка и откладываются на оси графика. Индивидуальный речевой профиль позволяет выделить наиболее благополучные и наименее сформированные компоненты речевой системы и наметить мероприятия плана коррекционной работы с ребенком.
Параметры обследования. Пример индивидуального речевого профиля
Из графика видно, что речевое нарушение данного ребёнка характеризуется неравномерным выраженным недоразвитием компонентов речевой системы. Самой благополучной областью развития данного ребёнка является общая моторика, в значительной степени нарушены слоговая структура слова, звукопроизношение, словообразование. Наиболее нарушенными являются фонематическое восприятие и связная речь.
Приложение 2