Специфические возможности методов беседы, интервью, анкетирования, наблюдения.
Наблюдение -целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и поведения человека илиособенностей протекания изучаемого явления или процесса и их специфических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому,педагогическому или психолого-педагогическому осмыслению зафиксированных данных и их научному объяснению, т.е. к установлению фактов.Применение метода наблюдения завершается анализом и установлением взаимосвязи между фактами наблюдения, и высказыванием предположенийили утверждений, приближающих исследователя к пониманию основанийвозникновения и протекания исследуемого явления или особенностей поведения изучаемого человека.
Беседапозволяет глубже познатьпсихологические особенности личности человека, характер и уровень егознаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных,полученных в ответах на поставленные и предварительно продуманныевопросы. Сама беседа отличается сравнительно свободным построениемплана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать достаточное количествофактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающейдействительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельностиисследуемого лица, класса, группы, коллектива. Беседа проходит в формеличного общения по специально составленной программе.
Опрос. Метод опроса используется в двух основных формах: в видеинтервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).
Интервью - разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения, опрашиваемого по его ответам на какой-либо заранее сформулированный вопрос или группу вопросов. В отличиеот беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принциперавноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определитьпозицию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которогоопрашивают (респондента).
Анкетирование - разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.
16. Общая характеристика метода педагогического эксперимента. Основные требования к его применению.
Эксперимент используется тогда, когда возникает необходимость сравнительного анализа действия отдельных факторов на ход и результативность процесса, а также более точного измерения параметров и результатов процесса.Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать.
Таким образом, эксперимент - это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления.
Характерные признаки эксперимента:
- точное фиксирование исходного уровня и условий протекания процесса;
- внесение запланированных изменений (независимых переменных);
- варьирование условий;
- воспроизводимость процесса и результатов;
- точное фиксирование результатов;
- интерпретация результатов с выделением «веса» влияющих (варьируемых) факторов (не во всех видах эксперимента).
Основные этапыэксперимента.
1 этап – подготовительный.
Задачи: формулирование гипотезы, выбор необходимого числа экспериментальных объектов, определение длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
2 этап –проведение эксперимента.
Задачи: изучение начального состояния условий, в которой проводится эксперимент; оценка состояния самих участников педагогических воздействий; формулирование критериев эффективности предложенной системы мер; инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях эффективного его проведения (если эксперимент проводит не один человек); осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование определенных качеств личности, коллектива и др.); фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер; указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента; оценка текущих затрат времени, средств и усилий.
3 этап – подведение итогов.
Задачи: описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечный уровень сформированного качества и др.); характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (социальные, учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.); описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (социального педагога, учителей, воспитателей и др.); данные о затратах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
Основные требования к проведению эксперимента:
– предварительный, тщательный теоретический анализ исследуемого явления, его истории, изучение массовой педагогической практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;
– конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;
– четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и прочее;
– корректное определение необходимого и достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения;
– доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.