Основные формы отражения действительности в общественном сознании. Различия между научным и художественно-образным отражением действительности?
Основные формы отражения действительности в общественном сознании. Различия между научным и художественно-образным отражением действительности?
Основные формы отражения действительности в общественном сознании:
1) Мораль –совокупность норм, правил, принципов поведения. Соблюдение моральных норм носитдобровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.
2) Религия – отражение, основанное на вере в сверхъестественное и проявляющееся в виде иллюзий. Проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру.
3) Искусство – это средство отражения мира в форме художественных образов, деятельность общества по производству художественных ценностей. Специфическая функция искусства – эстетическая.
4) Наука – отражение действительности в рациональной форме, в виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.
5) Философия– научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направлена на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
6) Политическое сознание- идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.
7) Право– совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.
8) Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.
Различия между научным и художественно-образным отражением действительности:
Научное отражение действительности ради познания сущности предмета исключает из восприятия все его характеристики, которые не представляют первостепенной важности.
В художественно-образном отражении определенная степень абстракции сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта.
Различия между научным и стихийно-эмпирическим познанием?
Научное познание
1. Познавательную деятельность осуществляют специально подготовленные группы людей. Формой её осуществления и развития является научное исследование.
2. Научные знания фиксируются не только в естественном языке, но и в специально создаваемых знаковых и символьных системах (химия, физика, математика).
3. Применяются специальные средства познания: математические, логические, моделирование, создание теорий, гипотез, экспериментирование.
4. Носит систематический характер.
Стихийно-эмпирическое познание
1. Первичное. Получение знаний не отделено от общественно-практической деятельности людей. Знание такого рода получает и учитель в процессе практической работы.
2. Знания фиксируются на естественном языке в виде разнообразных суждений и утверждений, пословиц и поговорок. Не существует специальных критериев для формулирования и проверки знаний.
3. Не существует специальных средств познания.
4. Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера.
Соотношение между объектом исследования и его предметом. Требования к гипотезе и формулированию защищаемых положений.
Необходимо различать весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, то есть – объект, а с другой – то, относительно чего он обязуется получить новое знание – предмет его научной работы.Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается? А предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект именно в данном исследовании, этим ученым. Так, в объекте, каким является умственное воспитание учащихся в процессе обучения, выделяется предмет: исследовательский и эвристический методы обучения как средство умственного воспитания учащихся.
Требования к гипотезе:
1. Гипотеза должна относиться к тому, что рассматривается в данной работе, то есть к объекту исследования
2. Самым существенным признаком научной гипотезы является нестандартность или не очевидность
3. В гипотезе должны отражаться устойчивые и необходимые связи, присущие изучаемым явлениям
4. Гипотеза должна содержать целевые установки на обнаружение нового в объекте исследования
5. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой
6. Гипотеза должна относиться к тому, что рассматривается в данной работе, то есть к объекту исследования
Требования к формулированию защищаемых положений:
1. Оригинальность, новизна в изложенных положениях наиболее существенных результатов исследования
2. Реальная эффективность и продуктивность, которую следует доказать в ходе защиты
3. Не совсем очевидный характер представленных положений
4. Системное обоснование их своеобразия
5. Подтверждение значимости и результативности исследования
Основные формы отражения действительности в общественном сознании. Различия между научным и художественно-образным отражением действительности?
Основные формы отражения действительности в общественном сознании:
1) Мораль –совокупность норм, правил, принципов поведения. Соблюдение моральных норм носитдобровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.
2) Религия – отражение, основанное на вере в сверхъестественное и проявляющееся в виде иллюзий. Проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру.
3) Искусство – это средство отражения мира в форме художественных образов, деятельность общества по производству художественных ценностей. Специфическая функция искусства – эстетическая.
4) Наука – отражение действительности в рациональной форме, в виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.
5) Философия– научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направлена на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
6) Политическое сознание- идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.
7) Право– совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.
8) Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.
Различия между научным и художественно-образным отражением действительности:
Научное отражение действительности ради познания сущности предмета исключает из восприятия все его характеристики, которые не представляют первостепенной важности.
В художественно-образном отражении определенная степень абстракции сочетается с сохранением конкретно-чувственных, индивидуальных, зачастую неповторимых черт отражаемого объекта.