Проблемная ситуация и мыслительная задача

Если почти все познавательные психические процессы могут быть как непроизвольными, так и произвольными, то мышление всегда и обязательно носит произвольный характер: оно возникает при встрече с проблемной ситуацией. Когда необходимо найти выход из создавшейся ситуации.

Проблемная ситуация – это задача, требующая ответа на определенный вопрос, ситуация, в которой содержится что-то непонятное, неизвестное для субъекта наряду, с известным.

Мышление служит именно для того, чтобы, опираясь на явное, найти скрытые связи, звенья и закономерности (головоломки, шахматные этюды, поломка механизмов, жизненные конфликты).

Многие проблемные ситуации не затрагивают конкретного субъекта, они «запускают» мышление только тогда, когда становятся личностно значимыми для него, потому что непонятный факт (проблемная ситуация) и мыслительная задача (продукт переработки проблемной ситуации) – далеко не одно и то же.

Мыслительная задача возникает в случае, если у человека есть желание или осознание необходимости разобраться в проблемной ситуации, т.е. возник вопрос – заработало мышление.

Этапы решения мыслительной задачи таковы:

· Осознание проблемной ситуации, точная формулировка вопроса.

· Анализ и синтез данных, относящихся к задаче.

· Выдвижение и анализ гипотез, поиск возможных путей решения.

· Проверка (мыслительная или практическая), сопоставление полученного результата с исходными данными.

Задача - это цель, заданная в определенных ситуациях. В решении задачи часто выделяют две основные фазы:

1. Поиск идеи (принципы решения)

2. Выполнение решения.

Виды поиска: и решения задач разделяются на следующие этапы:

· Поиск, посредством систематических проб

· Случайный поиск

· Выборочный поиск

· Селективный (избирательный) поиск

При решении задач огромную роль играет интуиция и гипотезы:

1. Интуиция – по мнению Теплова Б.М, - это высший уровень свернутости сложных мыслительных процессов

2. Гипотеза – характеризуется как появление догадок и переходит в план решения в конце-концов.

В обыденной жизни человек далеко не всегда может проследить все эти стадии, однако их осознание делает процесс мышления более четким и эффективным.

Индивидуальные особенности мышления

Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этом, что-то определяется генотипом, а что-то – в процессе обучения и социализации. Имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтому психологическая наука говорит о индивидуально-личностной детерминации мышления.

Мышление как высшая психическая функция зависит от множества психологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД, уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации, установки и характер. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг от друга.

Качество ума и интеллект

В процессе мышления проявляется не только глубина познания человеком действительности, но и отчетливо выступают многие черты личности.

Под умственными способностями понимается совокупность тех качеств, которыми отличается мышление данного человека.

Качества ума -это свойства личности человека, которые устойчиво характеризуют его мыслительную деятельность это специфических особенностей мыслительных процессов, покоторым каждый человек отличается друг от друга. К ним относятся: самостоятельность, любознательность, быстрота, широта, симультанность, глубина, гибкость, подвижность ума, логичность, критичность:

· Самостоятельность – это оригинальность мышления, способность находить новые варианты решения задач, отстаивать занятую позицию, не прибегая к помощи других людей, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию, умение принимать решения и действовать нешаблонно.

· Любознательность – свойство личности как потребность в познании не только определенных феноменов, но и их систем.

· Быстрота (скорость протекания мыслительных процессов) – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

· Широта – возможность использования для решения задачи знаний из другой области, умение охватить весь вопрос в целом, не теряя из виду существенных для дела частностей.

· Симультанность - разносторонность подхода к решению задачи.

· Глубина – степень проникновения в сущность явлений, стремление понять причины возникновения событий, предвидеть их дальнейшее развитие.

· Гибкость, подвижность – полный учет специфических условий решения именно этой задачи. Гибкий, подвижный ум, подразумевает свободу мысли от предвзятых предположений, трафаретов. Способность находить новое решение при изменившихся условиях.

· Логичность – умение устанавливать последовательный и точный порядок в решении различных вопросов.

· Критичность – характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, правильно оценить объективные условия и собственную деятельность, тщательно взвешивать условия и собственную деятельность, тщательно взвешивать все «за» и «против», подвергать гипотезы всесторонней проверке. Основа критичности – глубокие знания и опыт.

· Экономичность мышления

· Ригидность мышления – консерватизм мышления

Если мышление - это процесс решения задач с целью получения новых знаний и создания чего-либо, то интеллект – это характеристика общих умственных способностей, необходимых для решения таких задач.

Интеллект – это совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле - совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление).

В узком смысле – его мыслительные способности.

В психологии существует понятие структуры интеллекта, но понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога.

В интеллекте выделяют следующие структуры:

· Способность к обучению – быстрому освоению новых знаний, умений и навыков.

· Способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями.

· Способность к решению практических задач и проблемных ситуаций.

· Объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

При исследовании интеллекта в психологии встречаются два подхода:

1. Интеллектуальные способности являются врожденными, проявляются по-разному:

· продуктом практического мышления является мир материальной культуры;

· образного – произведения искусства, чертежи, схемы, планы

· словесно-логического – научные знания. К 20-21 году словесно-логический интеллект достигает наибольшего расцвета.

2. Развиваются в процессе индивидуального развития

· Их промежуточный вариант

Наши рекомендации