Развитие мышления в процессе онтогенеза
Мышление формируется у человека не сразу:
· У новорожденного оно отсутствует, его деятельность определяется исключительно безусловными рефлексами – однозначными ответными реакциями на определенные раздражители.
· У грудного младенца в возрасте нескольких месяцев мышления также нет, но у него уже формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой два раздражителя и адекватно на них реагировать (н-р: младенец улыбается маме и плачет при виде незнакомого человека).
· К концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления, причем оно существенно отличается от мышления взрослого.
Жан Пиаже (щвейцарский психолог) представил четыре стадии развития мышления:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта – 1-2 года – развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу этой стадии ребенок становится субъектом – выделяет себя из окружающего мира.
2. Стадия операционального мышления – 2-7 лет – развивается речь, активизируется процесс интериоризации внешних действий. Развитие эгоцентризма мыщления (трудность принятия позиции других людей).
3. Стадия конкретных операций – от 7-8 до 11-12 лет – возможность давать логические объяснения своим действиям, переходить с одной точки зрения на другую Понимание двух важных логических формул:
А=В и В=С, т и А=С и А+В=В=А
Способность объединять предметы в классы.
4. Стадия формальных операций – от 12-15 и далее – способность выполнять операции в уме с использованием логических рассуждений и абстрактных понятий.
Формы мышления
Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
1. Понятия. Ребенок рождается с безусловными рефлексами, а потом развиваются условные рефлексы. Система совокупности условных рефлексов обуславливает формирование мыслительных процессов, в форме понятия. Эти и другие условные рефлексы предопределяют формы понятий– это такая форма мышления, в которой отражается общее существенное свойство предметов и явлений (земля, планета, мама). Носят обобщенный характер, потому что являются продуктом познавательной деятельности не одного человека. а многих людей. Бывают:
· общие (понятие – земля более общее относительно понятия – почва)
· единичные – понятия относятся лишь к определенному предмету и явлению (Москва, Евг. Онегин, Черное море).
Дефиниция (определение) понятий – это раскрытие его существенных признаков (личность – сознательный человек, включенный в общественные отношения и творческую деятельность. Процесс усвоения понятий – это активная творческая мыслительная деятельность
2.Суждения. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение – есть отражение связей между предметами и явлениями или между из свойствами и признаками (н-р: суждение «предприниматель – это активный, предприимчивый человек, желающий улучшить вое благосостояние путем экономической деятельности» отражает связь между психологическими свойствами предпринимателя и способами его действий). Суждения всегда либо истинно, либо ложно. Суждения бывают:
· По степени соответствия объективной истине: истинные (диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе); ложные (диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе).
· По степени охвата предметов и явлений: общие (все студенты сдают экзамены); частные (некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины); единичные (студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории).
3. Умозаключения. Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение - это такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение. Известны три основных вида умозаключения:
А). Индуктивное – такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
Б). Дедуктивное – такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.
В). Аналогия – такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Краткую словесную формулировку существенных признаков предметов или явлений, входящих в данное понятие называют – определением (квадрат – это четырех угольник, у которого все стороны равны, а углы прямые. Топор – это орудие для рубки).
Классификация мышления
1.По уровню новизны и оригинальности:
· Репродуктивное – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
· Продуктивное – мышление на основе творческого воображения.
2.По характеру решаемых задач:
· Практическое – мышление на основе суждений и умозаключений, основных на решении практических задач. Основная задача практического мышления – разработка средств практического преобразования действительности.
· Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.
3.По форме (этапы в процессе онтогенеза)
· Наглядно-действенное – генетически самый ранний вид мышления, при котором мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности и преобладают практические действия с материальными предметами.
· Наглядно-образное – решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами (представлениями памяти и воображения).
· Образное – наиболее развито у художников, дизайнеров, у которых материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные, а у музыкантов – слуховые.
· Абстрактно-логическое - работает в форме отвлеченных понятий, символов, цифр.
4.По степени развернутости
· Дискурсивное (аналитическое) – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
· Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувствительных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
От этих видов деятельности и мышления как процесса, отличается мыслительная деятельность, в которой мышление выполняет основную роль, где цель и содержание деятельности составляет познание.
Основные виды мышления
По мере развития психики человека в процессе его социализации основной способ его мышления постепенно меняется
- от конкретного к более абстрактному,
- от внешнего, предметного к внутреннему.
Виды мышления человека:
1. Наглядно-действенное - первый способ мышления ребенка (возраст от 1 до 3 лет), т.е. мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая.
2. Наглядно-образное - следующая ступень развития (от 4 до 7 лет), т.е мышление виде наглядных образов и представлений: зрительных, слуховых, тактильных. Сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи).
3. Образное мышление – наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов. Парикмахеров и архитекторов. Материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающая роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.
4. Абстрактно-логическое - дискурсивное (отвлеченное или понятийное) – работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств (н-р: термины этики – справедливость и совесть; математические термины – степень и производная; экономические термины – баланс и прибыль являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься непосредственно органами чувств человека). Это речевое мышление человека, опосредованное прошлым опытом.
В своей практической деятельности человек встречается с задачами, разными как по содержанию, так и по способу их решения.
К числу основных видов мышления, следует отнести следующие:
1. Конкретно-действенное
2. наглядно-образное
3. Словесно-логическое
· На ранних стадиях развития ребенка до 3 лет, у него доминирует конкретно-действенное мышление, связанное с ведущим видом деятельности, на ней и развивается этот тип мышления. Ребенок от 1-3 лет начинает играть, манипулировать предметами – развивается конкретно-действенное мышление. Он изучает, пытается понять.
· В возрасте от 3-7 лет, в дошкольном детстве доминирует наглядно-образное мышление. Ребенок активно развивается играя с предметами, он сравнивает эти игрушки, с чем и развивается наглядно-образное мышление. Это связано с развитием сенсорики, которая и обуславливает наглядно-образное мышление. Конкретно-действенное и логическое мышление занимает вторые позиции.
· В начальное школе – доминирует наглядно-образное мышление, где дети запоминают лучше, если видят образно; также связано с сенсорикой. Словесно-логическое и конкретно-действенное на втором плане.
· Начальная школа – 3-4 классы –этот процесс уходит на второй план, а на первый – словесно-логическое мышление, где дети опираются на абстрактное мышление.
· В подростковом возрасте(др. возраст) –доминирует словесно-логическое мышление, а наглядно-образное и конкретно-действенное занимают второй план.
По мере развития психики человека в процессе его социализации, основной способ его мышления постепенно меняется от конкретного к более абстрактному, от внешнего, предметного к внутреннему.
Мыслительные операции
Новые мысли и образы возникают на основе того, что уже было в нашем сознании благодаря мыслительным операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, абстрагированию конкретизации, :
1. Анализ – это мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков или сторон, и установление связей т отношений между ними. При помощи анализа мы вычленяем явления из тех случайных, несущественных связей. В которых они даны нам в восприятие (разбор предложений по членам, фонетический анализ слова, анализ условия задачи на известные, неизвестные искомые элементы, анализ учебной деятельности по предметам и успехам учащихся). Анализ как мыслительная операция возник из практических действий (н-р: ребенок разбирает новую игрушку, чтобы понять, как она устроена).
2. Синтез – процесс, обратный анализу, представляющий собой мысленное объединение частей, свойств объектов в единое целое, в комплексы, системы (мозаика; слоги – слова – предложения – текст).
Эти противоположные по содержанию мыслительные процессы находятся в неразрывном единстве. В ходе мыслительного процесса анализ и синтез непрерывно переходят друг в друга и могут поочередно выступать на передний план, что обусловлено характером материала: если исходные проблемы не ясны, их содержание нечетко. То на первых порах будет преобладать анализ; если же, например, все данные достаточно отчетливы, мысль сразу пойдет преимущественно по пути синтеза. В конечном счете все процессы воображения и мышления состоят в мыслительном разложении явлений на составляющие их части и последующем объединении этих частей в новые сочетания.
Анализ и синтез как основные мыслительные операции присущи любому человеку, но склонность к дроблению или соединению явлений окружающей действительности у разных людей может быть разной:
· Одни подмечают мельчайшие детали, подробности, частности, но не схватывают целого – это представители аналитического типа.
· Другие сразу переходят к главному, но выражают суть событий слишком обобщенно, что свойственно представителям синтетического типа.
· У большинства людей – смешанный, аналитико-синтетический тип мышления.
3. Сравнение - это мыслительная операция, посредством которой устанавливается сходство и различие отдельных объектов. К.Д. Ушинский считал сравнение основой всякого понимания и всякого мышления. Одной из наиболее распространенных ошибок, которые люди (особенно дети), допускают при сравнении, является расположение объектов (н-р: Онегин такой-то; а Печорин – такой -то…), при этом они абсолютно уверены. Что дают сравнительную характеристику героев. Сравнению нужно обучать: сравнивать следует по одному основанию: цвету, форме, назначению. Необходимо также учить составлять план сравнения объектов: чем похожи и чем различаются. Результатом сравнения является классификация (менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность по их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности).
4. Абстрагирование (отвлечение) – это мыслительная операция, обеспечивающая выделение существенных признаков и отвлечение от несущественных, выделение свойств объекта и рассматривание их по отдельности: красивыми могут быть и человек. И пейзаж, и платье, и поступок, но все они – носители абстрактного признака – красоты, красивости. Без абстрагирования невозможно понимание переносного смысла пословиц («Цыплят по осени считают», «Любишь кататься, люби и саночки возить»).
5. Обобщение - это мыслительная операция, обеспечивающая выделение общего в предметах и явлениях и объединение объектов в множества, классы; отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщением является любое правило, любой закон, любое понятие. Это всегда какой-то итог, общий вывод, совершаемый человеком.
6. Конкретизация – операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предметов или явлений (хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой).
Все основные операции мышления не выступают в «чистом виде». При решении поставленной задачи человек использует тот или иной «набор» операций, в тех или иных сочетаниях: он различен в мыслительном процессе различной сложности и структуры.