Технология контроля уровня сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности

Для контроля уровня сформированности отдельных компонентов психологической системы деятельности – мотива, цели, программы деятельности, информационной основы деятельности, профессионально-важных качеств у будущих специалистов в процессе обучения в вузе – в качестве критериев могут быть использованы критерии ГОЛ или комплексов качеств /142, с. 20–21/ и ряд методик. При этом для рядовых и старших инженеров исполнительский комплексвключает: трудолюбие, деловитость, исполнительность, организованность, работоспособность, оперативность, дисциплинированность, аккуратность, требовательность к себе; а комплекс профессиональной творческой активности предполагает: творческое отношение к работе, инициативность, смелость (решительность), активность, находчивость, энергичность, самостоятельность, аналитичность и гибкость ума, сообразительность, способность к синтезу, оригинальность мышления, знания по своей специальности, умение работать с литературой (справочниками), умение читать чертеж (схему), умение решать техническую задачу, умение внедрять новое; коммуникативный комплекс: воспитанность (тактичность), способность повлиять на других, уважение к людям, готовность учитывать мнения других, самокритичность.

Для ведущих инженеров и руководителей комплекс производственной направленностивключает: способность болеть за производство, обязательность (верность слову), организованность, оперативность, собранность, целеустремленность, энергичность, самостоятельность, требовательность к себе, самосовершенствование.

Творческий комплекс предполагает творческое отношение к работе, инициативность, находчивость, аналитичность, гибкость и широту ума, сообразительность, критичность, прозорливость (дальновидность), способность к синтезу, оригинальность мышления, умение внедрять новое, богатство технических идей.

Коммуникативный комплекс:честность (порядочность), справедливость

доброжелательность, воспитанность (тактичность), выдержанность (уравновешенность), способность понимать других, уважение к людям, готовность учитывать мнения других, самокритичность..

Инженерно-организационный комплекс: знание своей специальности, техническая эрудиция, опытность в работе, умение обучать работе, проводить техническую политику, контролировать работу, видеть задачу, осуществлять взаимодействие с другими подразделениями, делать выводы по заданию, ориентироваться в работе, планировать и правильно распределять работу, объяснять техническую задачу, рациональный подход к решению технической задачи.

Административно-организаторский комплекс: гражданская ответственность, принципиальность, экономические знания, знания вопросов организации труда, общая культура, знание личных прав и обязанностей, политический кругозор, информированность о деятельности предприятия, умение создавать трудовую атмосферу, благоприятные отношения в коллективе, способность увлечь людей, постоять за коллектив, забота о росте подчиненных, требовательность к другим, индивидуальный подход к людям.

На основании оценок по этим комплексам может прогнозироваться успешность исполнительской, творческой или организаторской деятельности специалистов, выпускаемых вузами.

5.7. Мониторинг качества образования как средство развития личности

Диагностика качества знаний, обучения, качества подготовки

специалистов была и является одной из основных задач любой образовательной

системы и неотъемлемой составляющей учебного процесса в школе, колледже,

вузе.

Вместе с тем, адекватная и непрерывная диагностика качества обучения становится все более значимым стимулом личностного, интеллектуального, профессионального и творческого развития школьников, студентов средних и высших учебных заведений. Об этом свидетельствуют результаты деятельности Центров мониторинга качества образования, созданных в различных образовательных системах.

До настоящего времени в разных образовательных системах качество обучения чаще всего оценивается по приобретенным знаниям, сформированным умениям и навыкам. При такой оценке качества обучения совершенно не определяется личностное и интеллектуальное развитие школьников, студентов и тем более не оценивается развитие их профессиональных, творческих способностей, способностей к саморазвитию, что делает их конкурентоспособными на рынке труда.

Развитию этих способностей и саморазвитию личности в образовательном процессе, по нашему мнению, способствует мониторинг качества обучения, качества подготовки специалистов в системах образования, разработанный с позиций системного психолого-педагогического подхода к решению различных педагогических задач и проблем.

Цель мониторинга: выявить потенциальные, творческие возможности студентов, знание которых необходимо им самим для саморазвития, а так же уровень развития их потенциала – гностического, интеллектуального, творческого, аксиологического, коммунивативного, художественного, способностей к самоуправлению, саморазвитию, самореализации и оценить качеств обучения и качество их подготовки в вузе в целом.

Рассмотрим теоретические и практические основания мониторинга.

Теоретическим основанием мониторингакачества обучения, качества подготовки специалистов в колледжах, вузах является следующее.

1. Концепция качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе,предложенная И.Ю. Соколовой [110]. Согласно этой концепции качество обучения, качество подготовки специалистовоценивается по уровню развития их научного мировоззрения, интеллекта(разных интеллектуальных способностей, в частности технического интеллекта для студентов технического вуза) и сформированности психологической системы деятельности (ПСД),которая включает мотивы, цели, программирование, информационную базу деятельности, блок принятия решений, профессионально-важные качества.

В соответствии с разработанной концепцией, качество подготовки специалистов в вузе (колледже) может быть обеспечено при применении в учебном процессе трех групп психолого-педагогических технологий (исследования, проектирования и взаимодействия – организации учебного процесса) обучения. Эффективность этих технологий может быть достигнута, если в образовательном процессе учитываются индивидуально-психологические особенности, склонности студентов к разным сферам профессиональной деятельности и реализуются принципы гуманизации образования, развития и саморазвития личности, основные психологические концепции и дидактические принципы обучения, концепция ПСД.

2. Комплекс диагностики качества образовательной подготовки (КДКОП), созданный М.Г. Мининым [71]. В структуре этого диагностического комплекса несколько подпрограмм, которые позволяют оценить качество усвоения содержания учебных дисциплин, тип и характер совместной деятельности учителя и ученика, результативность педагогической деятельности учителя, качества учебных планов и программ, уровня подготовки учащихся в конкретном образовательном учреждении, качество основных и дополнительных образовательных услуг в образовательной системе

По справедливому мнению М.Г. Минина, педагогическая диагностика должна быть ориентирована на следующие цели: 1) определение пробелов в усвоении знаний; 2) внутренняя и внешняя коррекция в случае выявления несоответствия результатов обучения поставленным целям; 3) подтверждение успешных результатов обучения; 4) планирование последующих этапов учебного процесса; 5) мотивация посредством поощрения за успешную деятельность и регулирования сложности последующих шагов; 6) улучшение условий обучения.

Разделяя эту точку зрения, отметим, что значимой составляющей педагогической диагностики является ее психологическая составляющая, которая включает исследование потенциальных, творческих возможностей школьников, студентов, уровень развития этого потенциала (интеллектуального и личностного), их склонности к предметной, профессиональной деятельности,

изменение уровня развития интеллектуальных способностей при применении

соответствующих технологий, методов и форм обучения.

Результаты применения КДКОП, выполняющего функции мониторинга, в

учебном процессе школы и вуза свидетельствуют не только о повышении качества, уровня усвоения знаний школьников, студентов, но и о развитии их интеллектуального и личностного потенциала. Это подтверждает необходимость применения мониторинга, обеспечивающего непрерывное отслеживания результатов познавательной деятельности учащихся и учебного заведения в целом в различных образовательных системах.

3. Установленные на основании корреляционного анализа значимые положительные связи синтетического, идеалистического и аналитического интеллектуальных стилей с функциями правого полушарияголовного мозга и значимые положительные связи реалистического и прагматического стилей мышления с функциями левого полушария головного мозга (И.Ю. Соколова, А.В.Андриенко, 1999).

4. Гипотеза о том, что основными характеристиками одаренности в юношеском и взрослом возрасте в области педагогической и научно-исследовательской деятельности являются функциональная симметрия полушарий головного мозга (равная выраженность функций левого и правого полушарий), высокий уровень развития пространственного, теоретического мышления, доминирование синтетического, идеалистического и аналитического интеллектуальных стилей – стилей представления и решения проблем, которая постоянно подтверждается в практике руководства И.Ю.Соколовой деятельностью студентов, аспирантов, соискателей.

Основанием для практической реализации мониторинга качества обучения школьников и качества подготовки специалистов в вузе являются тесты, специально-подобранные и апробированные в многолетней деятельности педагога-психолога, позволяющие при минимальных затратах времени выявить индивидуально-психологические особенности личности, ее склонности к разным сферам деятельности, которые представлены в методических пособиях:

· От самопознания к самореализации – cборник тестов для студентов [3], содержащий тесты по диагностике функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга, темперамента, акцентуаций характера, типов личности (рисуновный тест и тест Д.Голланда), типов межличностных отношений Т.Лири, уровня развития общего интеллекта, логического, образного и пространственного мышления, уровня притязаний, развития коммуникативных и организаторских способностей, самоотношения, творческого потенциала, стилей мышления– интеллектуальных стилей – стилей представления и решения проблем, тест готовность к саморазвитию и др.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ, КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

№ п/п Этапы исследования кач-ва обучения, качества подготовки специалистов Показатели качества обучения школьников, качества подготовки специалистов Измерительные средства
1. Диагностика уровней развития потенциала и индивидуально-психологич. особенностей школьников, студентов Интеллектуальный, гностический, аксеологический, творческий, коммуникативный, художествен- ный потенциалы, свойства нервной системы (НС), ФСА, акцентуации характера, межличностные отношения, стили мышления, самооценка, уровень притязаний, готовность к самопознанию и саморазвитию тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты тесты
2. Исследование развития личности школьника, студента в образовательном процессе Уровень развития научного мировоззрения, различных интеллектуальных, творческих, предметных способностей, компонентов психологической системы деятельности школьни- ков, студентов а также профес- сиональных способностей и профессионально-важных качеств студентов методики, тесты уровня развития интеллектуальных творческих, предметных способностей школьников, студентов и профес- сионально-важных качеств студентов
3. Оценка проектно-исследова- тельской деятельности школьников, студентов статьи в сборниках трудов и научных журналах, участие в грантах, научных конференциях   количество статей, докладов на конфе- ренциях

Периодичность оценки показателей повышения качества обучения, качества подготовки специалистов

1. Оценка потенциала личности школьника, студента и составляющих

потенциала производится соответственно при поступлении в школу, вуз.

2. Оценка уровня развития потенциальных возможностей, в том числе

интеллектуальных и творческих способностей школьников, студентов

проводится ежегодно в начале и конце учебного года

3. Оценка уровня развития предметных и профессиональных способностей студентов, школьников производится два раза в год, в начале и конце учебного года.

4. Оценка уровня сформированности научного мировоззрения и компонентов психологической системы деятельности у школьников, студентов осуществляется соответственно по окончании школы, вуза.

5. Оценка проектно-исследовательской деятельности студентов осуществляется по мере выполнения этой деятельности, в конце учебного года.

Другим примером средства диагностики качества знаний и интеллектуального развития школьников является созданный Л.М. Голубевой Учебно-диагностический комплекс (на материалах алгебры 9 класса) /20/. В

структуре этого комплекса три блока: обучающий, диагностирующий и

развивающий.

Обучающий блокпредусматривает привнесение учебной первичной информации, овладение школьниками базовыми понятиями и типовыми за­дачами, работу с тестами. Поэтапное вхождение учащихся в содержание те­мы обеспечивается включением в тесты задач разного уровня сложности. Та­кие задания, с одной стороны, являются средством формирования информа­ционной основы деятельности школьников, приемов интеллектуальных уме­ний, а с другой – сигнализирующими средствами достижения первого.

Предназначение диагностирующего блока– исследовать характеристи­ки ученика, скрытые в глубинах его личностной структуры, но выявляемые путём созданного инструментария. Из всего многообразия характеристик нас интересуют: способность усваивать учебный материал на разных уровнях, способность применять знания, способность осуществлять мыслительные операции.

Развивающий блокУДК предназначен для обеспечения условий целе­направленной работы каждого ученика по ликвидации выявленных затруд­нений в предметной и умственной сферах. Возможность осуществить педаго­гическое и психологическое проектирование задач позволяет простроить ин­дивидуальный познавательный «маршрут» для каждого школьника по ре­зультатам его тестирования.

Роль обучающей функциисводится к понятию «обучение в процессе проверки»,что связано с углублением знаний, детализацией представлений, получением дополнительной информации, оперированием знаниями в новой об­становке, переосмысление понятий на главные и второстепенныеи т.п.; а также к созданию условий для самоподготовки, самообразования через рабо­ту с развивающей частью комплекса.

Инструментарий обучающего блока представлен содержательными модулями, предусмотренными программой по математике для общеобразо­вательной школы, спецификацией тестовых материалов и самими тестами по пяти темам курса алгебры 9 класса. В основу создания тестовых заданий обучающего блока УДК была положена идея диагностики не только пред­метных умений, навыков, но и интеллектуальных умений школьников.

Инструментарием диагностического блока УДК является«Стандартизированный ключ к тесту школьных достижений».Данный ма­териал позволяет получить информацию об уровне усвоения школьниками предметного содержания, оценить умения и навыки по алгебре, адекватные возрастному уровню школьников и получить информацию о тех учебных и интеллектуальных умениях, которые сформированы недостаточно. Результат выполнения учащимся тестого задания сопоставляется со «Стандартизированным ключом к тесту школьных достижений», где фиксируются освоенные учеником новые понятия, проявленные предметные и интеллектуальные умения. Полученная информация является основой для проектирования «траектории» после­дующей познавательной деятельности каждого ученика.

Диагностирующая функцияпроявляется через определение пробелов в знаниях учащихся, характер и причины затруднений, состояние сформированности приёмов учебной и мыслительной деятельности, подтверждение успешных результатов обучения, планирование последующих этапов обуче­ния, осуществление корректирующих действий в деятельности учащихся и педагога.

Развивающий блок УДК представлен сериями заданий, которые разделены по оперативной структуре, необ­ходимой для их решения:

• задания на узнавание, различение, осведомлённость – задачи мнемического характера, содержание которых предусматривает узнавание или ре­продукцию отдельных фактов или целого.

• задания на понимание, на классификацию, простейший алгоритм требуют выполнения простых мыслительных операций (сравнивать объ­екты, приводить пример понятия, понимать определения, факты, вос­производить по памяти информацию, интерпретировать схемы, графи­ки) .

• задания на анализ, перенос знаний предполагают сложные мыслительные операции (применять знания для высказывания суждений, конструиро­вать простейшие математические модели, «читать» модели, кодиро­вать язык ситуации в терминах модели и др.).

Развивающая функция комплекса обеспечена условиями, создаваемыми применением комплекса в учебном процессе, что требует от учащихся орга­низационной и психологической мобилизации(ответственности, внимания, воли).

Подбор заданий в УДК осуществлён таким образом, чтобы каждое из них было пространством активных действий учащихся, источником ин­формации об их способностях и ситуацией, в которой можно ощутить при­ятное, весьма вдохновляющее чувство собственной компетенции.

Таким образом, использование УДК обеспечивает следующее:

• учащийся становится субъектом, инициатором собственной познаватель­ной

деятельности, так как организация обучения носит личностно-ориентированный

подход;

• учащемуся передаются функции управления собственным учением, что обеспечивает переход от внешнего к внутреннему контролю;

• меняется традиционная функция учителя: из ретранслятора знаний он превращается в организатора, единомышленника, координатора и советчика в учебной деятельности школьника;

• происходит переход от авторитарного к демократическому стилю взаи­модействия между участниками образовательного процесса.

Проведенные исследования не только подтвердили эффективность применения УДК для повышения качества знаний, развития интеллектуальных умений, но и выявили ряд показателей, позволяющих отследить проявление

личностной и интеллектуальной активности учащихся при работе с УДК:

· стремление учащихся по собственному желанию участво­вать в деятельности, общении, выражении своего мнения;

· обращение к справочной, учебной литературе,

· формулирование вопроса к учителю в процессе деятельности;

· стремление поделиться усвоенной информацией с одноклассниками, с

учителем, готовность продолжить работу.

Таким образом, созданные Л.М. Голубевой Учебно-диагностический комплекс и методика его применения обеспечивают условия для активной и эффективной познавательной деятельности учащих­ся, их личностного и интеллектуального развития, повышения качества образовательной подготовки.

Аналогичные комплексы могут быть созданы и применяться для диагностики качества знаний и качества подготовки специалистов в других предметных областях и в разных образовательных системах.

Выводы

1. Теоретической основой технологии установления педагогически целесообразных отношений являются принципы гуманизации образования, развития и саморазвития личности и знание педагогами индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов, особенно темперамента, функциональной симметрии–асимметрии полушарий головного мозга, самооценки, доминирующего типа личности, ценностных ориентаций, склонностей к профессиональной деятельности. Эти знания помогут преподавателям установить со студентами такие отношения, которые способствовали бы их благоприятному эмоциональному состоянию, познавательной активности и успешной учебной деятельности.

2. Активизация познавательной деятельности студентов может быть обеспечена за счет оптимального сочетания трех ее форм: фронтальной, групповой (дифференцированной) и индивидуальной, и учета при этом индивидуально-психологических особенностей студентов.

3. Оценивание познавательной деятельности студентов, тем более при гуманизации образования, следует производить с позиций педагогики «поощрения», применяя такие формы оценочного воздействия, которые способствовали бы развитию личности, формированию ценностей и адекватной самооценки.

4. Контроль качества подготовки специалистов целесообразно осуществлять ежегодно в течение всего периода обучения, начиная с момента поступления в вуз, и применяя соответствующие методики для определения уровней развития общего, технического интеллекта и сформированности психологической готовности к профессиональной деятельности. При этом целесообразно применять мониторинг качества образования.

5. Организация учебного процесса при максимально возможном соответствии стиля обучения стилям индивидуальной познавательной деятельности студентов является основным условием эффективности и качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе.

Вопросы

1.Цели и содержание психолого-педагогических технологий взаимодействия –

организации образовательного процесса?

2.Какие отношения между участниками учебного процесса можно считать педагогически целесообразными?

3.Какие педагогически-целесообразные отношения следует устанавливать педагогу с обладателями различных темпераментов?

4.Какие педагогически целесообразные отношения следует устанавливать педагогу с обладателями разного типа акцентуаций характера?

5.Что является теоретической основой технологии установления педагогически-целесообразных отношений?

6.Цель и содержание технологии организации познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей?

7.Технология организации активной познавательной деятельности студентов?

8.Как организовать активную познавательную деятельность студентов при фронтальной форме обучения?

9.Организация активной познавательной деятельности студентов при дифференцированном обучении?

10.Организация активной познавательной деятельности студентов при индивидуализации обучения?

11.Цель технологии оценивания познавательной деятельности студентов, формы оценивания, их влияние на эффективность и успешность обучения?

12.Как контролировать и оценивать развитие интеллектуальных способностей студентов?

13.Как обеспечить контроль качества знаний студентов?

14.Как контролировать развитие профессиональных способностей студентов?

15.Как оценить уровень развития технических и творческих способностей студентов?

16.Как обеспечить контроль качества подготовки специалистов в техническом вузе?

17.Какова роль мониторинга качества образования в развитии личности студента?

Список литературы

1. Абдульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 360 с..

2. Адлер Ю.П. А воз и ныне там…[Текст] / Ю.П. Адлер //Стандарты и качество, 2002. № 4.– С. 66–68.

3. Алексеев А.А. Поймите меня правильно...[Текст] /Алексеев А.А., Громова. Л.А. [Текст] / – СПб: Экономика, 1993. – 352 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Ананьев Б.Г. – Л.: ЛГУ, 1996. – 338 с.

5. Анисимова О.М. Применение индивидуального подхода в целях повышения успеваемости и снижения отсева студентов [Текст] / /О.М.Анисимова, В.Н. Келасьев //Проблемы повышения успеваемо- сти и снижения отсева студентов.–Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.– С.114–128.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс в 2 кн. Кн. 1 [Текст] / В.И.Андреев.–Казань : КГУ, 1996. – 567 с.

7. Арутюнян М. Мировоззрение: онтологические основы «пайдейи» [Текст]

/ М. Арутюнян //Высшее образование в России. 2006. – № 12. – С. 66-71.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:

Методологические основы [Текст] /Ю.К.Бабанский.–М.: Просвещение, 1992. – 192 с.

9. Беспально В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

10. Бодалев А.А. Как становятся великими и выдающимися? [Текст]

/А.А.Бодалев, Л.А. Рудкевич –М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2003. – 254 с.

11. Брунер Дж. Психология познания [Текст] /Дж. Брунер.–М.:Прогресс, 1977. – 421с.

12. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование [Текст]/А.В.Брушлинский – М.: Мысль,1979.– 230 с.

13. Веккер Л.М. Психологические процессы: В 3 т.[Текст] /Л.М. Веккер. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. – Т.3. – Психика. – 326 с.

14. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. школа, 1996. – 143 с.

15. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся [Текст] // Под ред. И.С. Якиманской. – М.: Педагогика, 1989. – 223 с.

16.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликован- ных трудов [Текст] /Л.С.Выготский.– М: Ин-т психологии АПН, 1960.–500 с.

17. Габдреева Г.Ш. Управление психическим состоянием и его роль в

совершенствовании учебного процесса [Текст] / Г.Ш. Габдреева – В кн.

Психологическая служба в вузе. – Казань: Изд-во КГУ, 1977.–336 с.

18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 43 с.

19. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие [Текст] / В.И. Гинецинский. – СПб.: Изд-во СпбГУ. 1992. – 154 с.

20. Голубева Л.М. Учебно-диагностический комплекс как средство развития

интеллектуальных способностей школьников [Текст] / Л.М. Голубева //

Автореф. дис… канд. пед. наук. – Томск, 2001. – 22 с.

21. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. – М: Логос, 1993. – 295 с.

22. ГОСТ Р ИСО 9004 – 2001. Государственный стандарт менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

23. Грановская Р.М. Элементы практической психологии [Текст]

/ Р.М.Грановская. – Л.:ЛГУ,1988. – 560 с.

24. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии [Текст] / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.– 128 с.

25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных исследований [Текст] / В.В. Давыдов.– М.: Педагогика, 1986.– 239 с.

26. Демин В.М. Непрерывное профессиональное образование в условиях рынка труда: педагогический и организационный аспекты [Текст] /В.М. Демин – М.: НТЦ Техинформпресс, 1997. – 48 с.

27. Дворяшина М.Д Зависимость эффективности умственной деятельности от психологических особенностей индивида (опыт многоэтажного статистического анализа в комплексном психологическом исследовании [Текст] / М.Д. Дворяшина, И.Д. Пехлецкий – В кн: Человек и общество. Вып. 13.–Л., 1973. – С.17–24.

28. Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности [Текст] //Вопросы психол. 1978. – № 3. – С. 21–31.

29. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 165 с.

30. Загвязинский В.И. Теория и практика проблемного обучения в высшей школе //Интенсификация учебного процесса [Текст] /В.И. Загвязинский / Челябинск, 1982. – С. 4–16.

31. Занков Л.В. Избранные психологические труды [Текст] /Л.В. Занков. – М.: Педагогика. 1990. – 424 с.

32. Зеер Э.В. Инновации в профессиональном образовании [Текст]

/Э.Ф. Зеер. – М.: 39 с.

33. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник [Текст] / И.А. Зимняя. – М: Логос, 2002.– 293 с.

34. 3иновкина М.М. Теоретические основы целенаправленного формирования творческого технического мышления и инженерных умений студентов: Учебное пособие [Текст] / М.М. Зиновкина. – М., 1987.

36. Изюмова С.А. Мнемические способности и усвоение знаний в школе [Текст] / С.А. Изюмова. //Вопросы психол., 1986 а. – № 3. – С. 33– 55.

37. Ильясов И.И. Структура процессов обучения [Текст] / И.И.Ильясов. – М.: Изд-во МГУ, 1986.–198 с.

38. Ильин Е.П. Оптимальное состояние человека как психологическая проблема [Текст] / Е.П. Ильин //Психол. журн., 1981. – Т.2. – № 5. – С. 35– 41.

39. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие [Текст] / В.И.Кабрин. – Томск, 1992. – 255 с.

40. Каптерев П.В. Дидактические очерки. Теория образования [Текст] /П.В.Каптерев //Избр. педагог. соч. – М., 1982.

41. Качалов В.А. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству. Ч.7. Вузы России и современные методы менеджмента качества: простое признание и активное внедрение [Текст] /В.А.Качалов //Стандарты и качество, 2000.– № 12.– С. 82–87.

42. Качество трудового потенциала /Под ред. М.И. Долишнего [Текст]. – Киев: Наук. думка, 1986. – 228 с.

43. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования //Под ред. Н.Н.Скаткина, В.В.Краевского [Текст].– М.: Педагогика,1978.–208 с.

44. Келасьев В.Н. Метод активизации мышления студентов [Текст]

/В.Н. Келасьев //Проблемы повышения успеваемости и отсева

студентов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.– С.128– 134.

45. Кирикова З.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты

[Текст] /З.З.Кирикова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.- пед.

ун-та, 2000.– 84 с.

46. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения [Текст]

Г.Клаус /Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1987. – 173 с.

47. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы

(Круглый стол) [Текст] //Вопросы психол., 1986. – № 5. – С. 65– 95.

48. Коссов Б.Б.. Реализация гуманистических целей высшего

образования [Текст] Б.Б. Косов //Психологическая служба вуза. – М.:

Ротапринт НИИ ВО, 1993. – 212 с.

49. Кудрявцев Т.В . К вопросу изучения структурных компонентов

технического мышления [Текст] / Т.В.Кудрявцев, Ю.А. Концевой

//Вопросы психол., 1976.– № 1.– С. 55–64.

50. Кулюткин Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной

деятельности взрослых учащихся [Текст] /Н.Ю.Кулюткин,

Г.С.Сухобская. – М.: Педагогика, 1970. –110 с.

51. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и

мастера производственного обучения [Текст] /Н.В.Кузьмина. – М.:

Высшая школа,1989.–167 с.

52. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера

производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М.: Высшая

школа, 1990. – 190 с.

54. Ладенко И.С.Развитие интеллекта в образовании и освоение

интеллектуальных технологий [Текст] /И.С. Ладенко, Г.П. Волкова. –

Новосибирск, 1984. – 48 с.

54. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н.С.Лейтес

– М.: Педагогика, 1971. – 129 с.

55 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /2-е изд. [Текст]

/А.Н.Леонтьев.– М.: Политиздат, 1977.– 604 с.

56. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации [Текст]

/В.Г.Леонтьев. – Новосибирск, Изд-во НГПУ. 1992. – 216 с.

57. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения [Текст]

/И.Я.Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.

58. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке [Текст] /Х.Й. Лийметс –

М.: Знание, 1975. – 64с.

59. Лисовский В.Т.Личность студента [Текст] / Лисовский В.Т.,

Дмитриева А.В. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 184 с.

60. Личность и деятельность [Текст] / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во

ЛГУ, 1982. – 200 с.

61. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. – М.: Наука, 1980. – 167 с.

62. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии [Текст] /Ломов Б.Ф. – М.: Наука, 1991. – 297 с.

63. Ляудис В.Я. Методика преподавании психологии [Текст] /Ляудис В.Я. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 82 с.

64. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов [Текст] /Ляудис В.Я. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 239 с.

65. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст] /Маркова А.К. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

66. Матвеева М.В. Активизация подготовки студентов к инженерно-конструкторской деятельности посредством компьютерных технологий (на примере инженерной графики) [Текст] /М,В,Матвеева // Дис… канд. пед. наук. – Красноярск, 2003.

67. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения:

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст]

/А.М.Матюшкин – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 26–37.

68. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности [Текст] /А.А. Мелие-Пашаев //Вопросы психол. 1989. – № 5. – С. 11– 18.

69. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности [Текст] / В.С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.

70. Мещерякова С.И. Математические модели физических явлений и

обучение студентов технического вуза их построению [Текст] /С.И.Мещерякова – Л.,1976. – 154 с.

71. Минин М.Г. Диагностика качества знаний и компьютерные технологии обучения: Монография [Текст] /М.Г. Минин. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – 215 с.

72. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности [Текст] /В.Н. Мясищев.– Л.: Изд-во ЛГУ, 1962.–С. 3–14.

73. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека [Текст] /Б.М.Неменский //Вопр. психол.1991.–№ 3.–С. 9–16.

74. Немов Р.С. Психология [Текст] /Р.С. Немов.– М.:Просвещение, 1990.– 301 с.

75. Никифоров Г.С. Теоретические вопросы самоконтроля [Текст] /Г.С.Никифоров //Психол. журн., 1985. – Т.6. – № 5. – С. 19– 31.

76. Обозов Н.Н. Межличностные отношения [Текст] /Н.Н. Обозов – Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.­­ – 151 с.

77.Общая психодиагностика [Текст] /Под ред. А.А Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – 150 с.

78. Обучение и развитие [Текст] /Под ред. Л.В. Занкова. – М.: Педагогика, 1975. – 440 с.

79.Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд-во АПН СССР, 1984. – 165 с.

80. Оконь В. Введение в общую дидактику [Текст] /В. Оконь. – М.: Высш.шк.,1990. – 381с.

81. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности [Текст] /Ю.М.Орлов – М.: Просвещение, 1991. – 286 с.

82. Педагогическая психология [Текст] // Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб: Питер, 2010. – 416 с.

83. Пейсахов Н.М. Психологическая служба в вузах и проблема самоуправления [Текст] // Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов /Научн. ред. Н.М.Пейсахов.– Казань: Изд-во КГУ, 1983 –С.3–14.

84. Платонов К.К. Структура и развитие личности [Текст] /К.К.Платонов. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

85. Познавательная активность в системе процессов памяти. [Текст] /Под ред. Н.И. Чуприковой. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

86. Познавательные способности в обучении [Текст] /Под ред. В.Д.Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.

87. Пономарев В.А. Исследование творческого потенциала человека [Текст] /В.А. Пономарев //Психол. журн., 1991.Т. 12.–№ 2 –С. 3 – 11.

88. Практикум по общей психологии [Текст] // Под ред.А.И.Щербакова.

– М.: Просвещение, 1990. – 286 с.

89. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст] /Под ред. Никифорова Г.С.–С.Пб: Изд-во СПбГУ,1991.–152с.

90. Психология одаренности детей и подростков [Текст] // Под ред.

Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.

91. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе [Текст] //Под ред. А. Коссаковский и

Наши рекомендации