Анализ влияния структурно-логических схем на активизацию психических познавательных процессов
Анализ направлен на выяснение влияния представления учебной информации в форме СЛС на активизацию психических познавательных процессов и, следовательно, на повышение эффективности познавательной деятельности и качество обучения студентов, качество их подготовки в вузе. При этом следует заметить, что все психические познавательные процессы взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга, но каждый из них обладает определенными характеристиками, повышение качества которых может быть обеспечено за счет применения разных технологий, методов и форм обучения.
1.Восприятие. Для создания образа восприятия, как справедливо считает Р.М. Грановская /23/ необходимо: достаточное количество информации, ее структурированность и активность восприятия. Наглядное представление информации на СЛС по какой-либо теме курса в обобщенной и структурированной форме соответствует первым двум условиям формирования образа восприятия. Методика же обучения на базе СЛС предусматривает активную (совместную с преподавателем или самостоятельную) работу учащихся по освоению и переработке учебной информации. На лекциях – это диалог или проблемная форма изучения различных дисциплин (для технического вуза: общетехнических – инженерных, специальных, гуманитарных, например, психологии). На практических занятиях – решение задач, выполнение заданий, ответы на вопросы различной степени сложности, в том числе, в процессе общения студентов с сокурсниками, с преподавателями.
Кроме того, на СЛС часть информации закодирована, чаще в виде буквенного обозначения основных понятий соответствующей дисциплины и этот код, обычно, повторяется на каждой схеме, благодаря чему, с одной стороны, подчеркиваются логические связи между вопросами и темами курса, а с другой – в процессе восприятия активно включается память, мышление, внимание студента. Все это способствует активизации и интенсификации процесса восприятия информации обучающимися, повышению его эффективности.
2.Внимание – это, по словам К.Д. Ушинского /133/, та дверь, через которую информация поступает в сознание. Как было отмечено выше (Гл. 2) внимание – поздно формирующийся процесс, достигающий оптимума примерно к 30–33 годам. Причем, переключение внимания с одного объекта на другой, часто вызывает эмоциональное перенапряжение. На СЛС информация представлена в виде отдельных блоков, объединенных между собой по логическому принципу, и это, по нашему мнению, облегчает переключение внимания с одного блока на другой, а также способствует концентрации внимания на каком-либо блоке информации. При применении компьютерной технологии обучения возрастают возможности переключения внимания с одного блока на другой, а также сосредоточения внимания на каком-то одном блоке.
На наш взгляд, представление учебной информации в виде СЛС должно способствовать развитию произвольного и непроизвольного внимания. Если в соответствии с результатами проведенных исследований /119/ учитывать, что у эмоционально неустойчивых экстравертов (холериков) более развито непроизвольное внимание, а у эмоционально неустойчивых интровертов (меланхоликов) – произвольное, у флегматиков и сангвиников и то, и другое, то представление учебной информации в виде СЛС в целом способствует развитию внимания у представителей любого темперамента.
3.Память – психический процесс, который в возрасте 18–20 лет (по данным исследований, представленных в /120/) способствует активизации процессов мышления. При этом, для воспроизведения большого объема информации из долговременного хранилища памяти, необходимо увеличение объема кратковременной памяти (ее объем 7+2 структурных единицы, по данным, приведенным в /23/). Установлено (там же), что объем кратковременной памяти может быть увеличен как за счет обобщения информации по логическому принципу, так и за счет многократного вариативного повторения информации. Первому соответствует принцип представления информации на СЛС, а по разработанной автором методике обучения на базе СЛС в процессе освоения информации происходит ее неоднократное вариативное повторение. Сначала при восприятии теоретического материала (совместно с преподавателем, например, на лекции или самостоятельно по учебному, методическому пособию), затем при самостоятельно сделанных выводах, доказательствах, ответах на вопросы, выполнении заданий, решения задач и т.д. При этом работают как зрительные, так и логические структуры памяти. Принимая во внимание, что по данным, приведенным в работе Э.А. Голубевой с сотрудниками /123/, лучше всего зрительно воспринимают и запечатлевают информацию представители сильной и инертной нервной системы (флегматики и сангвиники), а переработка информации по логическому принципу эффективнее осуществляется у обладателей подвижной и инактивированной нервной системы, т.е. у холериков и меланхоликов, можно сделать вывод о том, что применение СЛС в учебном процессе способствует развитию памяти у учащихся, студентов любого темперамента, причем у одних более развиваются зрительные структуры памяти, у других - логические, у третьих и те, и другие. Здесь следует учитывать еще и функциональную симметрию-асимметрию полушарий головного мозга.
Исследованиями Чуприковой Н.И. с соавторами /1989/ установлено и доказано, что чем более глубокий систематический анализ изучаемой информации проводится, тем больший объем этой информации поступает в долговременное хранилище памяти и становится системой знаний личности. Такой анализ при наличии СЛС студентам удобно проводить как
самостоятельно, так и при общении со сверстниками и преподавателями.
Таким образом, представление учебной информации в виде СЛС с последующей активной и самостоятельной работой обучающихся с этой информацией обеспечивает развитие их произвольной и непроизвольной, зрительной и логической памяти, все структуры которой являются значимыми составляющими интеллекта.
2. Мышление – один из важнейших, наряду с памятью, компонентов интеллекта, развитие которого является одной из основных задач любой образовательной системы. Поэтому в учебном процессе школы, колледжа, вуза в преподавании различных дисциплин следует уделять большое внимание развитию мышления и его составляющих: логического, образного, пространственного, дедуктивно-индуктивногого с преимущественным развитием первого, творческого мышления.
Установлено /127/: одномоментное (симультанное) представление учебной информации, что имеет место на любой СЛС, увеличивает скорость мыслительных операций. Действительно, на СЛС одновременно представлено большое количество разнообразной информации как одного класса, так и разных. У человека с развитым поисковым эффектом, естественно появится желание разобраться с информацией, изображенной на СЛС (обобщенной, структурированной с наглядно представленными связями между отдельными блоками), что и будет способствовать развитию скорости мыслительных процессов. При этом преподаватель может предложить студенту самостоятельно провести анализ информации, ее сопоставление с ранее усвоенной; найти пути решения наглядно представленной проблемы; понять логику отдельной темы курса; взаимосвязь вопросов (представленных на структурно-логической схеме) этой темы, ее взаимосвязь с другими темами.
Нет особой необходимости в доказательстве того, что активная работа учащихся с учебной информацией, изображенной на СЛС, способствует развитию у них дедуктивно-индуктивного, образного и пространственного мышления, т.к. информация на этих схемах представлена наглядно с раскрытием связей по логическому, и в большей степени дедуктивному способу ее изложения. На каждой схеме имеется обобщенный образ восприятия, символизирующий то общее, основное, главное, что составляет сущность определенной темы курса и связи этого общего с частным, конкретным. Все это способствует, на наш взгляд, развитию всех форм мышления, тем более, если занятия, лекции проводятся в форме диалога. Приведенные ниже мнения студентов подтверждают отмеченное. Так, одни студенты считают, что «схема помогает лучше овладеть лекционным материалом. Лекция с помощью СЛС заставляет не просто записывать лекционный материал, а рассуждать и воспринимать его просто на лекции», другие – «СЛС помогают лучше усвоить лекционный материал, т.к. несут в себе необходимый материал, и в то же время заставляют думать и самому разбираться. При повторении материала легко вспомнить то, о чем говорилось, например на предыдущей лекции. При повторении идет запоминание, поэтому учебный материал усваивается довольно легко». Еще одно мнение студентов: «СЛС и этот метод позволяют лучше освоить материал. С помощью СЛС развивается самостоятельное мышление, больше приходится думать, а не списывать с доски все подряд. Я считаю, что целесообразно использовать этот метод и в других дисциплинах». Из этого следует, что студенты единодушны в том, что конструирование учебной информации в виде СЛС помогает им при изучении учебной дисциплины думать, анализировать, размышлять, т.е. СЛС значительно активизируют мышление и в целом способствуют развитию интеллектуальных способностей студентов.
5.Воображение – процесс создания новых образов на основании ранее полученных. С этой точки зрения можно сказать, что структурно-логическая схема – это результат воображения того, кто ее составлял. Но, поскольку воображение индивидуально, то возникает вопрос: может ли продукт воображения одного человека восприниматься другими? На этот сложнейший вопрос трудно ответить однозначно. Но если рассуждать логически и иметь в виду, что логика общечеловечна, но язык ее может быть разным (вербальным, в форме чертежа, графика, символа и т.п.), можно предположить, что применение структурно-логических схем в преподавании различных дисциплин должно способствовать развитию воссоздающего воображения. Развитое же воссоздающее воображение может способствовать развитию творческого воображения, фантазии.
Одной из форм воображения является мечта–образ ближайшего желаемого будущего. Поэтому преподавателю необходимо содействовать тому, чтобы у каждого студента появлялась мечта, мечты, которые, по нашему мнению, являются большой движущей к цели силой. Действительность же такова: мы разучились мечтать, что эмоционально негативно действует на человека.
6.Речь. Взаимосвязь мышления и речи, как известно, проявляется в том, что человек осмыслил, понял, осознал, он может выразить словами. Поскольку при применении СЛС активизируются процессы восприятия, памяти, мышления, происходит более быстрое осмысление учебной информации. Это способствует и более быстрой вербализации информации, полученной студентами. Действительно, при проведении лекций в форме диалога и других занятий с применением СЛС студенты довольно быстро дают ответы на поставленные вопросы, т.е. быстрее, чем при обычных методах обучения, вербализуют свои мысли. Кроме того, студентам часто предлагается рассказать, что они видят на той или иной схеме, какая проблема на ней представлена в образной форме и каковы пути решения этой проблемы, как эта проблема связана с другими. Студенты, занимающиеся систематически и усвоившие принятую в курсе терминологии, достаточно точно вербально определяют самую сущность вопроса или проблемы. У студентов, занимающихся не систематически, плохо освоивших терминологию и недостаточно знакомых с принципами кодирования информации на СЛС, устные ответы не блестящи. Но и у них при проработке информации, представленной на СЛС, ускоряются процессы осмысления и вербализации информации. Следовательно, применение методов обучения с использованием СЛС способствует развитию речи обучаемых, что является важным фактором развития общего и вербального интеллекта студентов.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что конструирование учебной информации в виде СЛС и разработанный на этой основе метод обучения способствуют активизации и развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, т.е. обеспечивают реализацию (в применяемой технологии обучения) одной из важных психологических концепций обучения и развитие уровневой составляющей конвергентных способностей (в соответствии со структурой интеллекта, разработанной М.А. Холодной).