Диагностика индивидуально-психологических

Особенностей личности

Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей школьников и студентов средних и высших учебных заведений, наряду с диагностикой их профессиональных склонностей, необходимы педагогам для организации эффективной познавательной деятельности обучащихся и взаимодействия с ними, а также самим студентам для самопознания и дальнейшего самовоспитания и саморазвития.

Какие же индивидуально-психологические особенности школьников, студентов необходимо определить в первую очередь?

1. Наши исследования, наблюдения и опыт работы со школьниками, студентами и преподавателями показывают, что одной из значимых особенностей личности-индивидуальности является темперамент – психологическое проявление (в познании, деятельности и общении) особенностей высшей нервной деятельности, совокупности свойств нервной системы. Так, у обладателей холерического, сангвинического и флегматического темперамента сильный тип нервной системы (но малочувствительный), вследствие чего они могут длительно работать в условиях возбуждения или торможения, им необходимы небольшие перерывы для того, чтобы их нервная система не перенапрягалась. Лицам со слабой, но высокочувствительной нервной системой – меланхолика м необходимы более длительные перерывы для нормальной (без перегрузки) работы их нервной системы. У флегматиков и сангвиников уравновешенный тип нервной системы и эмоционально устойчивый, т.е. у них процессы возбуждения и торможения сбалансированы и они эмоционально не сильно реагируют и переживают, если результат их деятельности не соответствует задуманному, не очень переживают оценку их со стороны окружающих. Холерики и сангвиники, как обладатели подвижной нервной системы быстро реагируют на изменение внешних ситуаций, сигналов, а у флегматиков, обладающих инертной нервной системой, эти реакции замедленны. Менее реагируют на изменение внешних условий углубленные в свой внутренний мир, несколько замкнутые меланхоликии. Меланхолики и холерики, имеющие эмоционально неустойчивую нервную систему (выше среднего и высокий уровень нейротизма) эмоционально очень реагируют и переживают, если не получилось задуманное, если результаты их деятельности не соответствует предполагаемым и на то, как их оценивают окружающие.

Зная темперамент школьника, студента, педагог может получить представление о динамических особенностях его психики:

· об индивидуальном стиле деятельности (Е.А. Климов, В.С. Мерлин);

· об особенностях когнитивных стилей – восприятия и переработки информации (Э.А. Голубева);

· о возможных акцентуациях характера (наши исследования);

· о доминирующих типах личности и склонностях к определенной

профессиональной деятельности (исследования Э.А. Голубевой с сотрудниками и наши исследования).

Особенности различных темпераментов педагогам следует учитывать при

организации учебного процесса и взаимодействии со студентами с целью

развития их личности-индивидуальности.

2. Определение у студентов функциональной симметрии–асимметрии полушарий головного мозга позволяет установить преобладание у них «мыслительного», «художественного» или» смешанного» типа личности и связанных с этим особенностей восприятия и переработки информации, когнитивных стилей, особенностей стилей мышления и других. При этом «левополушарным» – мыслителям свойствен рационализм, практичность, преобладание логического и аналитического мышления, сукцессивность восприятия информации, а для «правополушарных» – художников-иррационалистов характерны восприимчивость, впечатлительность, образность и синтетичность мышления, симультанность (одномоментность, целостность) восприятия информации.

Развитие в процессе обучения образного мышления у «мыслителей» и логического, абстрактного у «художников», естественно, способствует тому, чтобы «мыслители» становились и «художниками», а последние были бы и «мыслителями».

3.Диагностику динамических особенностей психики студентов целесообразно проводить по опроснику структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова. Эта методика позволяет определить такие характеристики как эргичность, пластичность, темп, эмоциональность личности в предметной и социальной сфере. Так, высокая предметная эргичность характеризует активность и напряженность взаимодействия личности в предметной индивидуальной деятельности, высокую работоспособность, а ее низкий уровень свидетельствует об обратном. Для высокого уровня социальной эргичности свойственен «широкий» круг контактов, общительность, стремление к лидерству, легкость в установлении социальных контактов, а для низкой – «узкий» круг контактов, замкнутость, социальная пассивность, трудности в общении.

Высокий уровень предметной пластичности характеризует гибкость мышления, легкость перехода с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности, и наоборот – при низких значениях предметной пластичности.

При высоком уровне предметного темпа выражен высокий темп поведения, большая психомоторная скорость выполнения операции в предметной деятельности, легкость движений, а при низком предметном темпе – замедленность психомоторики, низкая скорость двигательных операций.

Высокому социальному темпу свойственна легкость и плавность речи, высокая рече-двигательная активность, а при низком социальном темпе – речевая заторможенность, низкая рече-двигательная активность.

Высокий уровень эмоциональности предметной проявляется в высокой чувствительности к расхождению между задуманным, планируемым действием и реальным результатом, беспокойство, неуверенность по поводу работы, учебы, высокая чувствительность к неудачам в работе, учебе. При низком же уровне эмоциональности предметной – ощущение уверенности в себе при выполнении любого дела, нечувствительность к неудачам, порой безразличие к расхождению между ожидаемым, планируемыми действиями и реальным результатом этого действия, отсутствие тревоги, беспокойства в случае

невыполнения работы.

Высокой социальной эмоциональности свойственна высокая

чувствительность к неудачам в общении, высокая эмоциональная ранимость, ощущение беспокойства, неуверенности, тревоги при социальном взаимодействии. При низкой социальной эмоциональности возникает безразличие к неудачам в общении, ощущение спокойствия и уверенности в себе, в социальных контактах, эмоциональная тупость к людям.

По ОСТ В.М. Русалова можно определить предметную, социальную и общую активность личности, а также индекс готовности к предметной деятельности и к деятельности в социальной сфере. Все эти и описанные выше характеристики структуры темперамента В.М. Русалова следует учитывать при разработке технологий конструирования и взаимодействия. Знание их позволяет педагогу устанавливать педагогически целесообразные отношения со студентами и разрабатывать систему стимулирования их активной познавательной деятельности, формировать в учебном процессе профессионально-важные качества.

4.Остановимся на диагностике склонностей студентов к определенной сфере деятельности по тесту Д. Голланда, позволяющему установить доминирующие типы личности, что часто влияет на мотивацию учебной деятельности обучающихся. Так, при выраженном практическом типе личности у студента имеется склонность заниматься конкретной практической деятельностью, желание быть исполнителем и заниматься машинами, механизмами. Для выраженного интеллектуального типа личности характерно решение задач посредством мыслительной деятельности, а не путем практического действия. Социальный тип личности свидетельствует о склонностях личности работать в сфере «человек – человек». Обучающиеся с выраженным конвенциональным типом личности часто следуют традициям, подвержены влиянию других и у них выражена склонность заниматься переработкой информации, в том числе математической. При выраженном предприимчивом типе личности у человека проявляется склонность к лидерству, руководству и управлению деятельностью других людей. Эстетическому, артистическому, художественному типу личности свойственны склонности к эстетическим ценностям, направленность на творчество.

Организация учебной деятельности, направленная на развитие спосособностей к профессиональной деятельности, соответствующей склонностям студентов, по нашему глубокому убеждению, должна способствовать наиболее полной реализации их потенциальных возможностей, эффективному развитию интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей.

5. Значимой характеристикой личности студента, на которую нельзя не обратить внимания и которая оказывает большое влияние на эмоциональное состояние обучающегося и успешность его учебной деятельности, межличностные отношения, являются акцентуации характера по различным

типам.Они могут быть определены по экспресс-диагностике Э.И.Мещеряковой

6. Значимой характеристикой личности является самооценка. Ее диагностику можно проводить по специальной шкале экспресс-диагностики акцентуаций характера Э.И. Мещеряковой или методике, разработанной

Н.М. Пейсаховым, на основе методики С.А. Будасси и работ Н.А. Викторова и

Э.С. Чугуновой.

Методика позволяет выяснить самооценку личности по 4-м формам активности: общение (СОО), поведение (СОП), деятельность (СОД), переживания и чувства (ОЧ). Самооценка, адекватная способностям и возможностям личности, свидетельствует о том, что человек достаточно критически относится к себе, объективно оценивает свои успехи, неудачи, ставит перед собой достижимые цели, стремится их выполнить.

Завышенная самооценка свидетельствует о том, что у человека возникло неправильное представление о самом себе, своих возможностях, ценности для окружающих и общего дела. Эта самооценка может быть гибкой, увеличивающейся при успехе и снижающейся при неудачах. Если окажется, что самооценка выше имеющихся возможностей, то человек прикладывает максимум усилий, для достижения поставленных целей, развивает свои способности и волю.

При заниженной самооценке, когда она ниже реальных возможностей человека, возникает неуверенность в себе, робость, человек полностью не реализует свои возможности и способности. Обычно такие люди не ставят себе дальние, труднодостижимые цели, слишком критичны к себе, ограничиваются решением обычных задач.

Слишком заниженная или завышенная самооценка нарушает процесс самоуправления, способствует возникновению конфликтов при общении. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними. Заниженная самооценка способствует возникновению конфликтов из-за чрезмерной критичности к себе и другим людям

О том, как педагогу содействовать формированию у студентов адекватной самооценки, будет сказано ниже в 5.4.

7. Для диагностики у студентов мотивации к учебной деятельности может быть использован вопросник, разработанный в лаборатории дифференциальной психологии и антропологии имени Б.Г. Ананьева НИИКСИ (Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. – Л.: ЛГУ, 1984).

Методика позволяет установить три основных параметра учебной мотивационной направленности: М1 – направленность на процесс получения знаний (интерес к процессу учения, к научным проблемам данной области); М2 – направленность на получение профессии (общественная значимость профессии, стремление освоить специальность); М3 – направленность на

получение диплома, получение высшего образования.

8. Важное значение в развитии и саморазвитии личности имеет система

ценностных ориентаций, которая может быть определена по методике М. Рокича, адаптированной к нашим условиям А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым (Социологическое исследование: Методология, программа,

методы. – М.: Наука, 1987).

Пользуясь этой методикой можно не только установить систему ценностных ориентаций личности студента, но и по сопоставлению значимости той или иной ценности с возможностями ее достижения выяснить причины внутриличностных конфликтов или их отсутствие.

В учебном процессе вуза необходимо учитывать стиль учебной деятельности студентов, который можно определить по вопроснику, разработанному Н.С. Копеиной, умение учиться – по методике, предложенной чехословацким психологом И. Моцем и адаптированным Алексеевым А.А., а также трудности обучения в книге: Методические разработки для кураторов учебных групп. – Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1988).

9.Диагностика интеллектуальных способностей студентов необходима педагогам, в первую очередь, для реализации в учебном процессе принципа обучения на высоком уровне трудности и в конечном счете, для повышения качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе. В связи с этим, целесообразно установить уровень развития интеллектуальных способностей обучающихся на момент их поступления в школу, колледж, вуз с последующим исследованием развития их интеллекта за время обучения в соответствующей образовательной системе. Так, у учащихся старших классов и первокурсников уровень развития их интеллекта может быть определен по школьному тесту умственного развития – «ШТУР» /78/, по которому можно установить общую осведомленность – эрудицию, способности к аналогии, классификации, обобщению, уровень развития логического мышления. Кроме того, у подростков, старшеклассников, первокурсников и студентов других курсов желательно диагностировать уровень развития образного мышления, например, по тесту Амтхауэра, уровень развития пространственного мышления – по тесту «ломаная линия», приведенному в работе Л.И. Холиной /134/.

Если недостаток времени не позволяет использовать «ШТУР», то можно ограничиться диагностикой развития общего интеллекта по тесту Р. Кеттелла и установлением уровня развития логического, образного и пространственного мышления. Последнее, при этом, можно определять по тесту «квадратов» /135/, который, по нашему мнению, позволяет еще установить у обучающихся особенности такого когнитивного стиля, как «полезависимость – поленезависимость». Последнее имеет важное значение при организации познавательной деятельности студентов, как и другие стили познавательной

деятельности (см. 2.2.5).

Понятно, что знание уровня развития тех или иных интеллектуальных способностей позволит в процессе обучения развивать те из них, которые развиты недостаточно у студентов. Так, при недостаточно развитом логическом мышлении (что наблюдается у многих школьников и студентов вузов) необходимо в учебном процессе сделать упор на развития логического мышления (при одновременном развитии образного) при изучении учащимися различных дисциплин, в большей степени, математики, физики и т.д. Наоборот, при недостаточно сформированном образном мышлении учащемуся, студенту следует решать задачи, которые способствовали бы развитию этого компонента мышления, в том числе по геометрии, инженерной графике, при использовании структурно-логических схем по различным дисциплинам.

10.Для развития мышления в целом у старшеклассников и студентов целеесообразно провести диагностику сформированных у них стилей мышления – стилей представления и решения проблем. Это можно осуществить по методике – опроснику «Стили мышления»,предложенном А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой /2/. Их работа является практическим руководством к самопознанию и саморазвитию, т.к. позволяет определить не только доминирующие у личности стили мышления, но и манеру задавать вопросы и принимать решения, мыслительные стратегии, характерные особенности, достоинства и недостатки, особенности в поведении у обладателей таких стилей мышления как: синтезатор, идеалист, прагматик, аналитик и реалист. Коротко отметим особенности этих стилей мышления.

Синтезаторы – всегда интеграторы, их привлекает комбинирование несходных, часто противоположных идей, взглядов, позиций, ищут способ «совместить несовместимое» в новой, творческой комбинации, в своих выводах и решениях опираются на теорию чрезвычайно чувствительны к противоречиям в рассуждениях других, проявляют интерес к парадоксам и конфликтам идей. Синтезаторам характерна любовь к переменам, они склонны видеть мир постоянно меняющимся, их не страшить неизвестность, манит новое. Они гордятся (и заслуженно) своей креативностью – способностью и склонностью к творчеству, чувством нового, остротой взгляда /2, с. 30-31/.

Идеалисты – обладают обычно широким взглядом на вещи, склонны к глобальным интуитивным оценкам и не утруждают себя детальным анализом проблем с опорой на множество фактов и формальную логику, они проявляют повышенный интерес к целям, потребностям, мотивам и человеческим ценностям, хорошо умеют формировать цели. «Идеалисты» более всех других учитывают и ориентируются в своих решениях на субъективные и социальные факторы», они склонны верить, что сглаживая различия и акцентируя сходство, обнаруживаемое при желании даже в «непримиримых» позициях, можно уладить разногласия и споры. Они не зря гордятся своей «интуицией» особенно в сфере человеческих отношений, обладают развитым моральным

чувством (5, с. 32–34).

Прагматики – выделяются среди остальных склонностью к поиску новых способов удовлетворения своих и чужих потребностей, в решении любых проблем им свойственен постепенный «кусочечный», «инкрементальный» подход. Поиск новых способов и «эксперименты» проводятся прагматиками ради выигрыша в скорости достижения цели. Они хорошо чувствуют конъюнктуру и обладают способностью к сотрудничеству, охотно «включаются» в процесс коллективного мышления и принятия решений, проявляя искренний интерес к формированию стратегий и тактик быстрого достижения целей. К решению любых проблем они подходят с позитивной установкой, стремлением обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства, это гибкие и адаптивные люди, что помогает им завоевывать расположение других, поставить себя на место другого человека, они хотят, чтобы их любили и одобряли, принимали их мысли и поведение /2, с. 34–36/.

Аналитики – их отличает логическая, методическая, тщательная, с акцентом на детали, и осторожная манера решения проблем, до принятия решения они разрабатывают подробный план, собирают возможно большее количество информации, они более других ориентированы на теорию. Аналитики хуже других переносят неизвестность и неопределенность, они склонны видеть мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым. Они ценят знания, серьезно относятся к обучению, усваивают множество теорий, которые помогают им объяснять события и наводить порядок в окружающей среде, они концентрируют свое внимание на объективных данных, процедуре и «самом лучшем методе «решения проблемы, затрачивают много сил для добывания информации и по праву гордятся своей компетентностью /2, с. 36-38/.

Реалисты – прежде всего эмпирики, для них реальным является все то, что можно почувствовать: увидеть, услышать, ощутить, прикоснуться. «Реалистическое мышление» характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуации в целях достижений конкретных результатов», проблема для них возникает тогда, когда что-то является неправильным, делается неверно и они хотят это исправить. Реалисты, как и аналитики, опираются на факты, ориентируются на конкретное и вещественное, проявляют склонность к методичности и конкретным результатам, испытывают антипатию к субъективному и иррациональному. «Реалист хочет сделать конкретное дело по возможности хорошо, опираясь на те факты, которые имеются в его распоряжении», испытывает раздражение от чрезмерно детального анализа, затянувшейся, потерявшей свою нить дискуссии. Они гордятся своей резкостью, язвительностью, способностью приводить других в смущение /2, с. 38–40/.

11. Диагностика особенностей восприятия информации – аудиальной, визуальной, кинестетической может осуществляться в ориентации на «индикаторы» М.Гриндера /1989/ или в ориентации на особенности высшей нервной деятельности (темперамента) и функциональной симметрии–асимметрии полушария головного мозга, что подтверждено исследованиями психофизиологов /119/, с которыми согласуются наши наблюдения. Так, лучше всего зрительно воспринимают информацию обладатели сильной и инертной нервной системы – флегматики, а на слух – холерики (подвижная и лабильная нервная система). Сангвиники хорошо воспринимают информацию зрительно и на слух, меланхолики – на слух и зрительно. При право-левой асимметрии полушарий информация лучше воспринимается зрительно, а лево-правой – на слух.

Выводы

1. Разработанная автором методика диагностики склонностей студентов к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности (инженера-конструктора, проектировщика, разработчика-исследователя, технолога, оператора, менеджера, экономиста, эколога, социолога, инженера-педагога) позволяет установить одновременно индивидуально-психологические особенности, которые необходимо знать:

· самим студентам для самопознания, самопонимания и последующего самовоспитания и саморазвития;

· преподавателям для организации учебного процесса с учетом таких индивидуально-психофизиологических особенностей личности, как особенности высшей нервной деятельности (темперамента), функциональная симметрия-асимметрия полушарий головного мозга (выраженность «мыслителя» и «художника», их сочетания), которые определяют различия в восприятии и переработке информации студентами. Это является одним из основных резервов повышения эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов в вузе;

· педагогам при разработке психолого-педагогических технологий

(проектирования и взаимодействия) обучения.

2. Диагностику склонностей студентов к инженерно-технической или, инженерно-гуманитарной деятельности можно осуществить на базе трех взаимно коррелирующих методик: теста Г. Айзенка, опросника структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова, вопросника профессиональных предпочтений Д. Голланда и используя тесты, позволяющие определить уровень развития образного, логического и пространственного мышления.

3. Корреляционные связи между экстраверсией (активностью), эмоциональностью, а также между характеристиками ОСТ В.М. Русалова и типами личности свидетельствуют о взаимосвязи между индивидуально-психофизиологическими особенностями студентов и их склонностими к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности.

4. Составленные на основании корреляционного анализа психологические

характеристики личности склонной к определенной профессиональной деятельности могут быть использованы при профориентации студентов, обучающихся в технических вузах и абитуриентов.

5. Педагогу для разработки эффективных технологий, методов обучения и

активизации познавательной деятельности студентов необходимо знать:

· особенности восприятия и переработки информации студентами, которые связаны со свойствами нервной системы и выраженностью функций полушарий головного мозга;

· особенности когнитивных стилей: импульсивность – рефлексивность,

аналитичность–синтетичность, полезависимость – поленезависимость, высокая

– низкая дифференциация, высокая – низкая ассоциативность и др.;

· особенности стилей мышления – синтетического, идеалистического, прагматического, аналитического, реалистического, их сочетаний.
6. Диагностика у студентов темперамента, акцентуаций характера, характеристик ОСТ В.М. Русалова, доминирующих типов личности (доминирующих склонностей), мотивации достижения успехов или избегания неудачи, ценностных ориентаций и т.д. и учет результатов диагностики педагогами способствует оптимальному функционированию всех пяти подструктур учебной деятельности.

7. Результаты диагностики индивидуально-психологических особенностей студентов являются одной из значимых основ при разработке психолого-педагогических технологий проектирования и взаимодействия – организации образовательного процесса.

Вопросы

1. Что такое технологии обучения?

2. Классификация технологий обучения по Н.В. Кузьминой, по Г.К. Селевко?

3. Связь психолого-педагогических технологий обучения с подструктурами учебной деятельности?

4. Основное содержание психолого-педагогических технологий исследования?

5. Как осуществить диагностику темперамента, его составляющих и диагностику функциональной симметрии–асимметрии полушарий мозга?

6. Методика диагностики доминирующего типа личности и склонностей к различным сферам деятельности (практической, интеллектуальной)?

7. Акцентуации характера и их диагностика?

8. Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей студентов – образного, логического, пространственного мышления, общего интеллекта?

9. Мотивация обучения, способность к саморазвитию, их диагностика?

10. Ценостные ориентации и их диагностика?

11. Диагностика самооценки и уровня притязаний?

12. Стили мышления и их диагностика?

13. Связь индивидуально-психологических особенностей личности и ее

склонностью к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деят-ти?

14. Индивидуально-психологические особенности личности, к деятельности оператора, исследователя–разработчика, конструктора, технолога?

16. Индивидуально-психологические особенности личности, склонной к

деятельности эколога, инженера-педагога, менеджера, экономиста?

Наши рекомендации