Подструктура психических состояний
Психические состояния оказывают непосредственное влияние на функциональные состояния (подструктура физиологического обеспечения) и познавательную деятельность студентов, зависят от биологических особенностей человека и социальных факторов (в учебной деятельности деятельности в большей мере от отношений между участниками образовательного процесса). А.Н. Лукьянов и М.В. Фролов /1987/ выделяют
состояния первого типа (сон, крайняя степень утомления, потеря сознания, при которых практически невозможна любая деятельность) и состояния второго типа (сильное психическое напряжение), когда деятельность не прекращается, но эффективность ее значительно снижается.
Состояния 2-го типа часто встречаются у студентов, особенно у первокурсников в период их адаптации в вузе, когда (по результатам исследований Г.Ш. Габдреевой /16/) вследствие изменения ритма труда, отдыха, психических нагрузок у них появляются новые эмоциональные переживания, и как следствие, изменяется и обмен веществ, и кровяное давление. До 33% первокурсников жалуются на повышенную утомляемость, головную боль, раздражительность, нарушение сна, сердцебиение при волнении, что, естественно, отражается на успешности обучения. У многих студентов темпы адаптации резко отстают от возросших требований к учебной деятельности.
Период адаптации составляет 0,5–2 года /154, с. 73/. По справедливому мнению В.А. Якунина, на протекание адаптации оказывает влияние социально-демографический, социальный, психологический и психофизиологический факторы, которые определяют форму адаптации. Так, в процессе социальной адаптации у студентов формируется и развивается профессиональная направленность, учебная мотивация, познавательные интересы и т.п. Социально-психологическая адаптация характеризуется включением студентов в систему условий и межличностных отношений со всеми участниками учебно-воспитательного процесса в рамках учебной, научной и общественной деятельности. Психологическая форма адаптации проявляется в формировании индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности на основе индивидуально-психологического склада личности студента. Физиологическая адаптация выражает меру работоспособности студента в меняющихся условиях обучения. «Развитие студента как субъекта управления собственной деятельностью выступает как первое и главное свидетельство его адаптации», – отмечают авторы работы /154, с. 74/.
Психическое, эмоциональное состояние студента во многом зависит от таких его индивидуальных особенностей, как темперамент, доминирующее полушарие, мотивация, наличие внутриличностных, межличностных конфликтов, соответствия склонностей той деятельности, которой занимается личность, ее способности к управлению своими эмоциями.
Наши исследования показывают, что наиболее подвержены эмоциогенным и стрессогенным воздействиям эмоционально-неустойчивые интроверты и экстраверты (соответственно меланхолики и холерики), которым необходимо особенно внимательное и доброжелательное отношение со стороны окружающих и совершенно недопустим авторитаризм, который первых (как и флегматиков) еще более затормаживает, а вторых (равно как и сангвиников) еще более возбуждает и оказывает негативное влияние на их познавательную деятельность.
Оптимальным считается такое эмоциональное состояние, при котором обеспечивается оптимальное функционирование психических функций – мыслительных, мнемических, внимания, воображения.
Отметим меры, которые могут способствовать поддержанию оптимального психического состояния студентов технического вуза.
1. Введение в учебные планы на первом курсе дисциплины «Культура умственного труда» или «Психологические основы учебной деятельности»,
часы самопознания, проведение тренингов общения.
2. Диагностика индивидуально-психологических особенностей студентов и их склонностей к определенной профессиональной деятельности для самопознания, самопонимания, лучшей адаптации студента в вузе и в будущей
профессиональной деятельности.
3. Формирование психологической культуры студентов за счет изучения ими основ общей, инженерной и социальной психологии, участия в социально-психологических, а при необходимости и в психотерапевтических тренингах и т.д.
Наш опыт по частичному введению отмеченных мер в учебный процесс свидетельствует о формировании более благоприятного климата в студенческих группах и снижении уровня беспокойства – тревоги у студентов, повышает их уверенность в себе, своих силах и возможностях, активизирует их познавательную деятельность.