Раздел 2. Введение в нейропсихологию.

Раздел 2. Введение в нейропсихологию.

Предмет, задачи и принципы нейропсихологии.

Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, изучающее мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.

Предмет нейропсихологии:

1. роль различных зон, структур и уровней мозга в реализации тех или иных психических функций

2. взаимодействие между этими структурами в ходе реализации тех или иных психических функций.

Задачи нейропсихологии:

1. изучение законов работы мозга

2. решение проблем локализации психических процессов

3. изучение синдромов нарушения высших психических функций

4. поиск путей компенсации и восстановления утраченных психических функций (спец. техники)

5. мониторинг, динамика высших психических функций с возрастом

Принципы:

1)Социальный генезис высших психических функций (ВПФ):ВПФ формируются под влиянием предметного мира, который имеет общественное происхождения.

2)Системное строение высших психических функций (ВПФ):Каждая ВПФ – функциональная система (ФС), состоящая из нескольких звеньев, каждое из которых выполняет определенную функцию и обеспечивается работой определенных мозговых структур.При недоразвитии одного из звеньев нарушается работа всей ФС, но каждый раз по-разному в зависимости от того, какое звено пострадало.

3)Динамическая организация и локализация ВПФ:

1.Состав ВПФ непостоянен, может меняться.

2.Если процесс автоматизации замедлен, то функция остается высокоэнергоемкой. Если она требует слишком много ресурсов, то мы увидим сбои и других функциональных звеньев.

4)Хроногенная локализация функций:Поражение одного и того же участка мозга в сформированном и несформированном мозге имеет разные последствия. У взрослого нарушаются нижележащие функции, а у ребенка – как нижележащие, так и вновь организуемые вышележащие.

Ранние взгляды: эквипотенциальность двух полушарий

Согласно концепции эквипотенциальности полушарий, изначально полушария совершенно идентичны в отношении всех функций, в том числе и речевой. В пользу этого свидетельствуют данные о высокой пластичности мозга и взаимозаменяемости симметричных отделов мозга на ранних этапах его развития.

Концепция прогрессивной латерализации: специализация полушарий существует уже с момента рождения ребенка. У праворуких она проявляется в виде запрограммированной способности нервного субстрата левого полушария обнаруживать способность к развитию речевой функции и одновременно определять деятельность ведущей руки. Это подтверждается различиями в строении будущих речевых зон задолго до того, как речь формируется.

Формирование полушарий происходит не синхронно. На ранних этапах онтогенеза существует высокая степень реорганизации внутри полушарий и между ними, поэтому до пяти лет можно говорить не об эквипотенциальности полушарий, а скорее о повышенной чувствительности к адекватной стимуляции, которая и способствует нарастанию функциональной асимметрии.

Правое полушарие и язык

Фонетический уровень:Правое полушарие в течение столетий было дискриминировано и считалось неречевым. В настоящее время многими исследователями показано, что правое полушарие способно понимать звуковую речь.

Восприятие интонационно-голосовых компонентов звуков речи и формирование просодических особенностей (ударение, высота тона, изменение высоты тона, интонация, паузы и т. д.,) собственной речи являются функциями правого полушария. Наряду с восприятием от правого полушария зависит и регуляция голоса и интонаций в собственной речи.

Морфологический уровень:К словоизменению и словообразованию правое полушарие отношения не имеет. Правое полушарие воспроизводит в речи готовые формы слова, пользуется ими как целостными, нечлененными единицами.

Синтаксический уровень: Если говорить о поверхностном синтаксисе, то функции правого полушария следует охарактеризовать отрицательно. Но у правого полушария есть свой синтаксис.

В речевой продукции правого полушария преобладают существительные и прилагательные, т.е. те слова, которые имеют референтом внеязыковые реалии. Правое полушарие при классификации слов опирается на их референты. Оно, по существу, классифицирует не слова, а референты. Можно сказать, что семантические функции правого полушария заключаются в отражении в речи вещного мира и чувственных впечатлений.

Подведем итог речевым функциям правого полушария:

· Это полушарие осуществляет анализ интонационно-голосовых характеристик речи собеседника и контролирует эти характеристики в собственной речи.

· Оно ответственно за целостность и воспроизводимость номинации.

· Определяет коммуникативный замысел высказывания, осуществляя актуальное членение, выделяет новую и важную часть информации в высказывании.

· связана лексика, обозначающая вещный мир и его свойства.

· наполнение высказываний конкретным содержанием, ориентированность высказываний на внеязыковую действительность и на личный опыт.

Можно сказать, что такое разделение языковых функций между полушариями является продолжением семиотической специализации полушарий. Оно связано с тем, что правое полушарие оперирует иконическими, а левое — символическими знаковыми системами.

Восприятие

Правое полушарие имеет отношение к преимуществу левой половины поля зрения, при оценке выражения лица, эмоционального тона голоса, таких проявлений чувств как плач, смех, музыка. Левая половина лица больше выражает отрицательные эмоции, а правая - положительные. Есть мнение, что правое полушарие воспринимает отрицательные эмоции, а левое ответственно за восприятие и экспрессию положительных. При поражении левого полушария депрессивные переживания относятся за счет растормаживания правого и при поражении правого полушария эйфория рассматривается как растормаживание левого полушария.

Также предполагается, что тенденция правого полушария к синтезу и объединению многих сигналов с построением глобального образа стимулирует и эмоциональные переживания. Левое полушарие анализирует во времени сигналы и ослабляет эмоциональные реакции.

Ориентация психики учащихся на восприятие конкретных свойств объектов и явлений формирует у них «деятельностный» стиль мышления. Ориентация психики учащихся на восприятие знаков и символов, представленных в речи, формирует у них «теоретический» стиль мышления. Эти стили восприятия, комбинируясь с различными способами оценки воспринятой информации - логической и чувственной - формируют специфические познавательные стратегии у учащихся, относящихся к разным психофизиологическим типам.

Раздел 2. Введение в нейропсихологию.

Наши рекомендации