На основе смешения военного и романтического стилей

Курсовая работа по дисциплине

«Основы теории и методологии дизайн-проектирования»

Выполнил(а)

студент(ка) Дкб 101

Иванова А. А.

______________________

Научный руководитель

доцент Першукевич Г. В.

_____________________

Омск 2015

Приложение В

Пример оформления аннотации

АННОТАЦИЯ

Курсовая работа, посвященная теме: «Совмещение концепций европейского и мусульманского костюма», состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснован выбор темы с точки зрения ее актуальности, выделен объект и предмет исследования, а также цели и задачи работы, выбраны методы исследования и выполнен обзор литературы.

Основная часть состоит из двух глав: научно-исследовательской, проектно-композиционной, разделенных на параграфы.

Заключение содержит основные выводы по теоретической и практической части работы.

Библиографический список включает перечень использованной литературы и источников в количестве 53 штук, в алфавитном порядке.

Приложение в количестве 4 штук, объемом 19 страниц, состоит из визуального материала в соответствии с содержанием частей, творческих и технических эскизов коллекции, раскладки лекал, конфекционной карты.

Общий объем пояснительной записки составляет 57 страниц.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Примеры оформления оглавления курсовой работы

Тема «Стиль милитари в современной моде»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………...
1 История происхождения стиля милитари……...
1.1 Возникновение и развитие камуфляжа………………………
1.2 Камуфляж в дизайне костюма………………………………...
1.3 Выставка канадского военного музея в Оттаве……………...
2 Стиль милитари в моде…………………………………
2.1 Современные направления стиля……………………………..
2.2 Стиль милитари в коллекциях весна-лето 2015……………..
2.3 Аксессуары в стиле милитари………………………………...
3 Разработка авторской коллекции………………….
Заключение……………………………………………………..
Список использованных источников………………
Приложение А. Сбор материала…………………………………..
Приложение Б. Конфекционная карта…………………………….
Приложение В. Эскизы коллекции………………………………..

Окончание приложения Г

Тема «Совмещение концепций мусульманского и

европейского костюма»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… ….6
1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ…………………… ….9
1.1 Актуальность темы и ее место в современном дизайне……….. ….9
1.2 Шариат и хиджаб. Традиционный гардероб. Цветовая символика в костюме………………………………………………………..   …11
1.3 Развитие традиционных форм мусульманского костюма…...… ...20
1.4 Применение мусульманского костюма в европейском дизайне ...24
1.5 Анализ принципов построения мусульманского и европейского костюма……………………………………………………………..   ...28
1.6 Авторские разработки путей развития творческого источника. ...32
2 ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ЧАСТЬ…………….………. ...37
2.1 Концепция проектируемой коллекции………………………….. ...37
2.2 Описание проектируемых моделей……………………….…...... ...41
2.3 Разработка головных уборов ……………………………............. ...47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……… ...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...………………………………..   ...50
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сбор материала………………………………… ...52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Эскизы коллекции…………………………........ ...55
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Технический эскиз...……………………….…... …56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Конфекционная карта………………………….. ...57


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Пример оформления введения к работе

ВВЕДЕНИЕ

Модная индустрия постоянно находится в поиске новых идей и способов их воплощения с учетом современных реалий и потребностей общества. Проходя определенные циклы, она меняется кардинально: от вычурности и перегруженности к минимализму и чистоте, от обнаженности и откровенности к закрытости и нравственности. В последнее время в дизайне наблюдается постепенный отказ от чрезмерной обнаженности и раскрепощенности и возврат к традиционным моральным ценностям. Одним из путей воплощения этих ценностей является работа с мусульманским костюмом, не утратившим за прошедшие века своих позиций.

Создание гармоничного диффузного образа на основе двух столь противоположных начал невозможно без глубокого изучения, структурирования первоисточника, а также поиска и разработки новых путей решения и воплощения принципов и характерных особенностей данного костюма, что и является сутью данной выпускной квалификационной работы (ВКР).

Обращение к мусульманской философии костюма позволяет расширить границы европейского эстетического восприятия и на практике воплотить в образе человека такие принципы как духовность, нравственность, чистота и сделать человека привлекательным, но без сексуального аспекта.

В условиях глобализации современных политических, экономических, культурных сфер жизни взаимодействие и интеграция национальных традиций костюма является необходимым, естественным процессом. Обращение дизайнеров к теме Востока обуславливает выбор темы: «Совмещение концепций европейского и мусульманского костюма в современном дизайне».

Мусульманские страны привлекают дизайнеров уже не только как источник вдохновения, но и как один из наиболее перспективных рынков с точки зрения развития бизнеса: экспансию на Восток еще несколько лет назад начали самые крупные дома моды. Отчасти именно этим и объясняется то, что в последнее время многие дизайнеры начали завоевывать принципиально новую аудиторию – представительниц мусульманских стран, представляя отдельные модели и даже специальные коллекции именно мусульманской одежды. В западной моде очевиден переход от непосредственного использования исламской одежды к более тонкому заимствованию – адаптации орнаментов, кроя. На сегодняшний день рынок мусульманской одежды имеет большие перспективы. А законодателями этой fashion индустрии являются Дамаск и Каир. Потенциал европейского рынка исламской одежды – от $960 млн. до 1,5 млрд. Все это обуславливает актуальность выбора темы.

Объектом исследования служат традиционный ассортимент и принципы формирования системы мусульманского костюма. Предметом является возможность совмещения концепций европейского и мусульманского костюма.

Окончание приложения Д

Целью работы является изучение концепции мусульманского костюма, возможности ее совмещения с принципами европейского костюма для дальнейшей интеграции в современную индустрию дизайна, а также разработка и практическое воплощение авторской концепции.

Задачи работы:

− изучение ассортимента и принципов построения и комплектования мусульманского костюма, основанных на требованиях шариата, цветовой символики;

− изучение развития традиционных форм костюма в современном мире;

− изучение роли и места традиционных форм мусульманского костюма в европейском дизайне, его актуальности, рассмотрение дизайнеров и Домов мод, работающих с элементами данного костюма;

− анализ принципов построения мусульманского костюма и актуальности его применения в современном дизайне;

− совмещение и интеграция концепций мусульманского и европейского костюма в рамках разработки авторской коллекции;

− описание концепции проектируемой коллекции;

− разработка моделей, развитие логических рядов, выполнение технических эскизов, проектирование головных уборов и аксессуаров;

− разработка конструкторского решения, анализ пакета материалов, составление технологической последовательности сборки, выбор методов обработки узлов и рекомендуемого оборудования для конкретной модели;

− описание рыночной конъюнктуры, выбор рыночного сегмента, расчет технико-экономических показателей выбранной модели;

− практическая реализация разработанной авторской коллекции в материале.

Основными методами научного исследования являются теоретические: сбор, систематизация, анализ традиционных форм и принципов построения мусульманского костюма, его места в современном дизайне, направлений развития, обобщение материала по теме, синтез полученных сведений и эмпирические – разработка коллекции на основе творческого источника.

В работе использована следующая литература: Крэйг Г. Психология развития; Льюис Р. Османская Турция: быт, религия, культура; Шютт П. Поездка в Иран; Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике; Ферсман А. Е. Очерки по истории камня; Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве; Гоникман Э. Ваш талисман; Брилев Д. В. Религии мира. Ислам; Зелинг Ш. Мода. Век модельеров; Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды; Козлова Т. В. Моделирование и художественное оформление одежды; Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства; Першина Л. Ф., Петрова С. В. Технология швейного производства; Бабаджанов С. Г., Доможиров Ю. А. Экономика предприятий швейной промышленности; ОСТы; нормативные акты; учебные пособия; методические указания; периодическая литература; интернет – источники и сайты дизайнеров.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Пример оформления проектно-композиционной главы работы

2 ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ГЛАВА

2.1 Концепция проектируемой коллекции

Лейтмотивом коллекции является совмещение дуальных концепций, а именно – европейской и мусульманской. Основной проблемой в разработке авторского стиля является противоположность идейного, символического и религиозного наполнения в системе костюма данных источников, рождающая столкновение таких противоположных характеристик как: нагота и закрытость, духовность и секулярность и т.д. Таким образом, основной задачей является объединение и гармоничное взаимодействие двух начал.

При создании авторского стиля был взят за основу метод аналогии с системой построения и комплектации мусульманского костюма с добавлением узнаваемых конструктивных элементов европейского костюма, послуживших основой для формообразования и разработки формы, как основного способа выражения стиля и концепции.

Обращение к Восточной философии костюма позволяет заново открыть и переосмыслить главные человеческие ценности в условиях современного мира. Мусульманский костюм, как незыблемый хранитель традиций, позволяет привнести в современную моду:

– новое духовное начало;

– новую образность и глубокий символизм;

– более тонкое и бережное отношение к телу человека, при работе с открытыми и закрытыми частями;

– возврат костюма к традиционной морали и ценностям, когда выразительность модели не требует отсутствия одежды или отдельных ее частей как таковых.

Главной практической задачей проектирования является разработка и внедрение жизнеспособных моделей в авторском стиле.

Общим для коллекции являются многослойность, обусловленная выбором творческого источника, сочетание элементов европейского и мусульманского костюма, их взаимодействие, отсутствие ярко выраженной линии талии, бедер, облегания, минимизация конструктивных швов, приведение форм к прямому или бочкообразному силуэту.

Единицей художественной системы коллекции является комплект, как наиболее удовлетворяющая задачам проектирования система.

Актуальность коллекции обусловлена общим интересом к мусульманской культуре и костюму в современном дизайне. Принципы, взятые за основу для создания моделей, позволяют использовать их как для мусульманской, так и для европейской аудитории, что делает разработку более рентабельной и функциональной. Разнообразие элементов и вариантов комплектов, объединенных общей

Продолжение приложения Е

концепцией, позволяет охватить большую возрастную, конфессиональную аудиторию и решить задачи проектирования.

Проектируемая коллекция построена на постепенном, нюансном развитии базовой формы и декора материалов.

Модели объединены общностью стиля, силуэта, конструктивным решением, дополнениями, завершающими процесс формирования образа.

Комплекты относятся к романтическому стилю, смешанному с этностилем и микростилем new age.

Преобладание контрастного сочетания европейских и традиционных мусульманских форм костюма и превалирующее положение последних обусловлены выбором темы работы, творческим источником и подчиненными ему задачами проектирования.

Основными отправными пунктами при проектировании моделей служат:

– соблюдение целостности композиции;

– нюанс и подобие;

– базовые силуэты (О-образный, трапециевидный, прямой);

– мягкие объемные, читаемые геометрические формы;

– пропорционирование;

– максимально возможная симметричность деталей;

– минимизация конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных членений;

– преобладание вертикальных членений;

– зрительное удлинение фигуры за счет силуэта, формы, членений;

– локальные пятна «чистых» цветов в сочетании с геометрическим рисунком и полосами.

Конструктивное развитие коллекции выражено в постепенном удлинении плечевых изделий при неизменной максимальной длине поясных. Кроме того – увеличение объемности моделей при переходе к более «легкому» ассортименту.

Коллекция строится на абсолютном преобладании вертикальных членений формы, имеющиеся горизонтальные членения находятся в подчиненном, по отношению к ним, положении.

Основой коллекции является максимально возможная симметрия членений, местоположения деталей, форм, конструктивных элементов.

Композиционный центр в коллекции концентрируется на плечевом поясеи линии груди за счет сочетания активных вертикальных членений, подрезов, укрупненных деталей.

В коллекции использованы следующие средства композиции:

– сочетание контрастных пропорций длин изделий в комплекте,

– симметричность конструктивных линий, подрезов, деталей,

– модели построены на контрастном сочетании европейского и мусульманского костюма, сочетании разнородных орнаментов в одной модели.

Принципами гармонизации являются:

– единство и монохромность цветовой гаммы;

– работа на нюансах цвета;

Продолжение приложения Е

– использование сближенных фактур, орнаментов при проектировании комплектов[6].

Цветовое развитие коллекции строится на цветовом выражении явления дисперсии света.

Диспе́рсия све́та (разложение света) – это явление, обусловленное зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны) света (частотная дисперсия), или, то же самое, зависимость фазовой скорости света в веществе от длины волны (или частоты).

В цветовом построении коллекции данную идею наиболее полно отражает белый свет, который является составным и разлагается в спектр при прохождении через призму Ньютона. Наглядным примером дисперсии служит радуга.

Таким образом, цветовое решение коллекции построено на ахроматическом белом с постепенным добавлением все большего количества спектральных цветов при параллельном усложнении и увеличении рисунка.

Основным ассортиментом коллекции являются прямые и О-образные куртки европейского кроя в сочетании с вариациями бурки, абайи, джалабии, шалвар, гхарары, чуридар, жилетов, тюрбана, бони, аль-амиры, никаба, чадры, шейлы для повседневной носки, которые можно использовать как элементы современного дресс-кода в одежде делового назначения.

Комплекты ориентированы на младшую и среднюю возрастную группу, 2 и 3 полнотную группу, рост 164–176 см.

Комплекты возможно легко трансформировать в течение дня, в зависимости от ситуации, учитывая их многослойный характер, дополнять сменными аксессуарами.

Для проектирования моделей рекомендуется сочетание натуральных шелковых, хлопковых, шерстяных материалов. Рекомендуется сложное сочетание родственно-контрастной и контрастной цветовой гаммы, в сочетании с активной декорировкой.

Для построения коллекции и окончательного оформления моделей используются аксессуары: кожаные перчатки, составные головные уборы, открытая обувь на танкетке, макияж при создании образа сводится к nuid-look, что обусловлено выбором творческого источника, задачами проектирования, целевой аудиторией [22].

Разработанная коллекция рекомендуется для внедрения в индивидуальное или мелкосерийное производство. Для индивидуального производства рекомендуется разработка авторских орнаментов и вышивок на тканях, разработка методов обработки, для создания уникальных комплектов, ориентированных на конкретного потребителя. Для внедрения в мелкосерийное производство рекомендуется стандартизация и унификация методов обработки и приведение моделей к нескольким ведущим базовым конструкциям, сокращение видов материалов для увеличения рентабельности и сокращению себестоимости.

В перспективе возможно дальнейшее развитие коллекции, углубление в авторский стиль, дальнейшая структуризация и уточнение комплектов, расширение проектируемого ассортимента.

Продолжение приложения Е

2.2 Описание проектируемых моделей

В ходе процесса проектирования с учетом задач и целей разрабатываются логические ряды, включающие в себя направления для дальнейшего проектирования. На данном этапе наиболее логична отрисовка различного ассортиментного ряда в следующих вариантах:

– костюм, полностью соответствующий нормам хиджаба;

– ассортиментное смешение;

– диффузия ассортимента и деталей костюма.

Логические ряды представлены в приложении (рис. П.Б.1 – 20).

После анализа выполненных разработок, выбирается вариант синкретического костюма, строящегося на принципах гармоничного совмещения и интеграции концепций мусульманского и европейского костюма в соответствии с авторской концепцией.

Проводится отбор проектируемого ассортимента, в основу которого вошли:

– верхняя одежда, представленная в виде курток и ветровок различной длины;

– платья различной длины;

– поясная одежда в виде брюк и юбок.

На основе выбранных моделей производится окончательная доработка проектируемых и рекомендуемых к практическому воплощению моделей.

Помимо ассортиментного ряда особое внимание уделено принципам ношения и комплектования, цветовому, фактурному и орнаментальному решению моделей в развитии проектируемой линейки.

Модели коллекции:

Первый комплект состоит из куртки прямого силуэта умеренного объема, платья-майки, брюк, расклешенных от линии талии.

Конструкция куртки решена подрезами с разводкой в области плеча, рукавом мягкой формы. Спинка цельная без среднего шва, полочка с центральной застежкой на пришивные кнопки и отходящей цельновыкроенной планкой высотой 5 см., застегивающейся на пуговицу.

Рукав двухшовный комбинированный: цельновыкроенный в верхней части спинки и переда, втачной в нижней части проймы спинки и полочки, форма рукава слегка заужена книзу, задняя верхняя половинка рукава имеет членение на уровне 3/4 длины. Пройма дополнительно углублена на 7 см.

Длина куртки – на 5 см. выше линии талии.

Платье-майка прямого силуэта, умеренного объема с боковыми швами, застроченными до линии талии, нижняя часть с подрезом, низ изделия замкнутый с узлом, пройма щелевидная, углубленная на 4 см. Длина платья – на 10 см. выше линии колен.

Брюки, расклешенные от талии, большого объема с шаговыми швами и швом сидения, боковые срезы с запахом, пояс комбинированный, высотой 4см., сзади собран на резинку, спереди решен через завязки. Брюки длиной в пол.

Продолжение приложения Е

Проектируемые материалы: куртка – кашемир (основная ткань), натуральный шелк (подклад), платье-майка – смесовая (хлопок и шелк), брюки – хлопок.

Цветовое решение модели строится на ахроматах с преобладанием белого, небольшими включениями красного цвета (пуговица и горизонтальные членения на задней половинке рукавов куртки, платье-майка). Дополнительные варианты комплектации данной модели также представлены в приложении, отличие их в ширине брюк и замене платья-майки на спортивную майку.

Вторая модель состоит из ветровки прямого силуэта умеренного объема, майки, спортивных брюк со стрелками, зауженных к низу.

Конструкция ветровки решена с цельновыкроенным рукавом на узкой (1 см.) манжете с подрезом, складками по нижнему шву в области локтя, рукав заужен к низу. Спинка цельная без среднего шва, полочка с центральной застежкой на пробивные кнопки, плосколежащей отрезной стойкой, высотой 1,5 см. со смещенной застежкой. Пройма дополнительно углублена практически до линии талии. Длина модели – до линии талии.

Майка спортивного стиля прямого силуэта, умеренного объема с боковыми швами, на лямках, длина – линия бедер. Брюки умеренного объема с шаговыми, боковыми швами и швом сидения, стрелками на передней и задней половинке, дополнительно застроченными на 0,1 см. Верхний срез обработан обтачкой, застежка на брючную тесьму-молнию в боковом шве, длина брюк – чуть ниже щиколотки. Проектируемые материалы: ветровка – натуральный шелк, майка – хлопок, брюки – смесовая ткань (хлопок и шелк). Цветовое решение модели строится на ахроматах с преобладанием белого, более активным включением включениями оранжевого цвета (ветровка).

Третья модель представляет собой платье приталенного силуэта умеренного объема с цельновыкроенным рукавом. Формообразование изделия достигается за счёт перевода нагрудной и плечевой вытачки в коническое расширение юбки, боковых швов и пояса. Спинка и полочка цельная без среднего шва, на уровне талии полочка имеет 2 защипа с закреплеными в них деталями пояса, шириной 3 см. Линия талии на естественном уровне. Боковой шов проходит посредине проймы. Расширение изделия внизу равномерное умеренной величины. Низ изделия – прямой. Плечевой пояс решен с сохранением естественного направления и пропорций. Пройма дополнительно углублена на 7 см. У-образная горловина заканчивается на 7 см. выше линии груди, дополнительно оформляется плосколежащей стойкой. Длина платья – в пол. Проектируемые материалы: платье и воротник – натуральный шелк. Цветовое решение модели строится на преобладании голубого цвета с включением ахроматов.

Четвертый комплект состоит из платья-халата, брюк и жилета. Платье приталенного силуэта умеренного объёма с рукавом мягкой формы.

Формообразование изделия достигается за счёт перевода нагрудной и плечевой вытачки в коническое расширение юбки, боковых швов и пояса. Спинка цельная без среднего шва, полочки с запахом шириной 10 см., скрепленным по линии та-

лии притачным поясом шириной 3 см. Линия талии на естественном уровне. Боковой шов проходит посредине проймы. Расширение изделия внизу равномерное

Продолжение приложения Е

умеренной величины. Низ изделия – прямой. Плечевой пояс решен с сохранением естественного направления и пропорций. Рукав двухшовный комбинированный: цельновыкроенный в верхней части спинки и переда, втачной в нижней части проймы спинки и полочки, форма рукава слегка заужена книзу, длина 3/4. Пройма дополнительно углублена на 7 см. У-образная горловина заканчивается на 2,5 см. выше линии груди. Длина платья – в пол.

Брюки плотно облегающие. Линия талии на естественном уровне. Верхний срез брюк обработан обтачкой. Застежка в боковом шве на тесьму-молнию. Длина брюк – чуть ниже щиколотки.

Жилет состоит из конически разведенных деталей спинки и полочки, без застежки. Модель имеет боковые швы. Пройма углублена до линии талии. Горловина оформлена лацканом. Пройма расширена в сторону спинки и полочки, плечевой срез сокращен до 3 см. Низ удлинен в сторону спинки, плечевой пояс решен через вставку оплечья, являющегося конструктивной деталью модели, спускающегося сзади отдельными жгутами различной длины.

Проектируемые материалы: платье, жилет – натуральный шелк, брюки – смесовая (шерсть с эластаном). Цветовое решение модели строится на абсолютном преобладании сиреневого и фиолетового. Дополнительные варианты комплектации данной модели также представлены в приложении, отличие их в вариантах решения жилета.

Пятая модель является квинтэссенцией авторского стиля и состоит из фрака и платья. Фрак умеренного объема, мягкой формы решен с боковыми швами. Полочка с переводом нагрудной вытачки в подрез горловины и линию нагрудного кармана, мягкими лацканами, спинка с рельефными швами, визуальной имитацией шлицы. Рукав мягкой формы, комбинированный (с подрезом в нижней части проймы). Длина рукава – 3/4. Низ изделия решен с резким удлинением и острым окончанием пол спинки.

Платье трапециевидной формы с диагональными подрезами по линии груди, переходящими в У-образную горловину. Конструкция решена с использованием боковых швов. Проектируемые материалы: платье – хлопок, фрак – смесовый трикотаж (шерсть с эластаном).

Цветовое решение модели строится на абсолютном преобладании белого, с включением всех спектральных цветов. Цветовое решение модели объединяет коллекцию и логически завершает ее развитие возвращением к белому цвету, включающему и объединяющими в себя остальные цвета спектра.

В качестве дополнений предлагаются кожаные перчатки различной длины, гетры, колготы, носки. Дополнительно проектируются головные уборы и оплечья, завершающие процесс проектирования, детальная разработка которых представлена в следующей главе.

Эскизы моделей представлены в приложении (рис. Б.21 – Б.34).

Разработанные модели полностью отвечают задачам и целям проектирования, отражают авторское видение стиля, являясь оригинальными и перспективными для практического воплощения.

Окончание приложения Е

Развитие модельного ряда через силуэтное решение, развитие объема и конструктивных элементов, изменение степени насыщения цветом представляет собой гармоничный процесс, позволяющий не только наглядно отразить концептуальное, но конструкторское решение коллекции. Кроме того, комплекты выполнены с использованием единых методов и режимов обработки.

2.3 Разработка головных уборов

В ходе изучения творческого источника получено представление об ассортименте и разнообразии головных уборов, основные черты, выделенные автором и служащие отправной точкой для дальнейшей разработки следующие:

– многосоставность и многоэлементность внутри общей формы;

– обязательное покрытие волос;

– декоративность.

Основным ассортиментом для работы послужили: тюрбан, никаб, чадра, шейла, бони, аль-амира как наиболее характерные, концептуально, конструктивно и технологически обоснованные в рамках процесса проектирования.

Основной проектируемой формой является шапочка с верхним швом на основе конструкции капюшона-шлема, с удлиненной затылочной и продленной височной частью, также проектируется второй вариант на основе принципа наматывания тюрбана, состоящий из длинной полосы ткани, уложенной по форме головы и частично скрепленной между собой, оба варианта выполнены в белом цвете из трикотажного полотна.

Дополнительно добавлены цветные бисерные шнуры, имитирующие варианты драпировки традиционных головных уборов.

Для усиления художественной выразительности были использованы дополнительные элементы в виде височных колец. Височное кольцо – бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Их носили по одному или по нескольку пар сразу. Форма представляет собой прямой треугольник, меньшей частью обращенный к затылку, состоящий в свою очередь из 3 заостренных с одной стороны овалов. Проектируемый материал – прозрачный пластик. Таким образом, сформированы два варианта комплектации авторского составного головного убора: шапочка-шлем в сочетании с височными кольцами и драпировкой из бисера, а также тюрбан в комплекте с височными кольцами и бисерными шнурами.

Помимо головных уборов, в моделях планируется применение оплечий из бисерного шнура, являющихся как конструктивной, так и декоративной частью костюма. Оплечья состоят из параллельных, частично скрепленных рядов шнура с застежкой в области плеча. Выполняются в цветах модели или белыми. Эскизы головных уборов и аксессуаров представлены в приложении (рис. Б.1 – Б.34).

Создание головных уборов и аксессуаров, подбор дополнений позволяют завершить процесс создания гармоничного образа и наиболее полно отразить суть авторского решения коллекции. Проектируемые разработки полностью отвечают задачам проектирования и концепции основных изделий и выполняются с использованием аналогичных конструкторских и технологических приемов.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Пример оформления заключения к работе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы был изучен объект исследования – традиционный ассортимент и принципы формирования системы мусульманского костюма, предмет – возможность совмещения концепций европейского и мусульманского костюма, описана актуальность исследования с дизайнерской и экономической точки зрения.

Кроме того, достигнута цель работы: изучена концепция мусульманского костюма, возможности ее совмещения с принципами европейского костюма для дальнейшей интеграции в современную индустрию дизайна, и, соответственно решены ее задачи.

Выбраны методы научного исследования, позволяющие в полной мере раскрыть теоретическую, аналитическую часть работы, применить полученные результаты в практической части при разработке, анализе и описании проектируемой коллекции. При этом основными методами научного исследования являются теоретические: сбор, систематизация, анализ традиционных форм и принципов построения мусульманского костюма, его места в современном дизайне, направлений развития, обобщение материала по теме, синтез полученных сведений и эмпирические – разработка коллекции на основе творческого источника.

В научно-исследовательской части основной акцент сделан на анализ актуальности темы; изучен традиционный гардероб и принципы построения костюма; направления развития костюма в историческом контексте; изучение места и значимости мусульманского костюма в современном дизайне, в частности, в стиле new age; предложен авторский вариант работы с творческим источником, определены направления для дальнейшей практической разработки.

Проектно-композиционная часть детально описывает и обосновывает общую идею разработанной коллекции; принципы построения, развития и воплощения в материале; содержит разработанные эскизы коллекции, аксессуаров; детальное описание проектируемых моделей.

В результате разработана авторская концепция работы с творческим источником, основанная на столкновении противоположных по своей сути (идейно, символически и религиозно) концепций и подходов к формированию и построению костюма, поиске способов гармоничного совмещения, интеграции концепций европейского и мусульманского костюма. В результате был получен идейно синкретический образ, послуживший основой уникального авторского стиля, сочетающего в себе целомудренность, духовность, высокие моральные ценности мусульманского костюма с практичностью, удобством (в современных условиях), конструктивным и декоративным минимализмом европейского костюма.

В процессе проектирования коллекции учены, прежде всего, формообразование и силуэт (трапециевидный, О-образный), способ ношения (многослойность, комплектность), основной ассортимент (плечевая свободная, объемная одежда, юбки и сочетание юбок с брюками).

Окончание приложения Ж

Превалирование мусульманского костюма выражено в характерной гамме «чистых» цветов, доминанте в моделях белого цвета, характерных элементах: головных уборах, вариантах комплектации.

Важность данной работы состоит не только в создании современных дизайнерских решений с использованием мусульманского костюма в качестве творческого источника; адаптации мусульманского традиционного костюма в соответствии с общеевропейскими нормами, современными условиями и ритмом жизни; его вхождении на общемировой рынок и интеграции в модную индустрию, но и как считает британский специалист по социальной антропологии и автор книги «Очевидные мусульманки» Эмма Тарло: «Одна из целей новой мусульманской моды – противостоять через стиль в одежде враждебному восприятию ислама». Это становится особенно актуально в условиях глобализации, активной миграции мусульманского населения в Европу наряду с возрастанием межнациональной неприязни, ограничении религиозной дискриминации через законодательные акты на государственном уровне.

Кроме того, работа в направлении совмещения и интеграции концепций мусульманского и европейского костюма является экономически перспективной, в связи с наличием относительно свободного рыночного сегмента, объем которого на сегодняшний день составляет по различным оценкам от 960 млн. до 1,5 млрд. долларов. Эти данные наглядно показывают, что в результате курсового проектирования создан не только эстетически и духовно ценный, но и экономически выгодный продукт дизайна, что в свою очередь является весьма важным в условиях огромной конкуренции на рынке швейной промышлености.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Примерная форма акта о внедрении

научно-технического мероприятия в производство

АКТ

Наши рекомендации