Мотив. Мотивация. Проблема мотивации учебной деятельности.

Мотив. Мотивация. Проблема мотивации учебной деятельности.

Мотивация– совокупность мотивов.

Мотивы учебной деятельности – это движущая сила, которая направляет обучающегося к активному овладению знаниями, умениями и навыками.

Виды мотивов: внутренние (интерес; то, что хочется), внешние, личностные (то, что даст виток для развития личности)

Ведущий мотив: интерес к познанию.

Мотивационная основа учебной деятельности- это последовательность мотивов, которые поддерживают учебную деятельность своей непрерывностью и стабильностью.

Группы мотивов:

1. непосредственно побуждающие мотивы (возникают за счет педагогического мастерства и интереса к конкретному предмету)

2. перспективно побуждающие мотивы (познавательная активность служит лишь для достижения цели, но по сути вне учебной деятельности)

3. познавательно побуждающие мотивы (из-за личного интереса к предмету, а не из-за внешних факторов)

Проблемы мотивации возникают тогда, когда виды мотивов (внутренние, внешние, личностные) не согласуются между собой.

6. Учебные действия.Подразделяются на планирующие действия (ООД-ориентировочная основа действия) и исполнительские действия.

Планирующие действия (ООД) – система ориентиров и указаний, пользуясь которой обучающийся выполняет усваиваемые действия.

Типы ООД:

1. обучающемуся дается неполная система ориентиров и указаний (метод проб и ошибок)

2. обучающемуся даётся полная система ориентиров действия в виде инструкции, программы или алгоритма решения задач (копирование информации)

3. обучающемуся даётся обобщенный ориентир, ориентировочная основа составляется самостоятельно.

7. Учебные действия.Подразделяются на планирующие действия (ООД-ориентировочная основа действия) и исполнительские действия.

Исполнительские действия (прикладной характер учебных действий; то как мы практически их понимаем):

· действия, связанные с уяснением содержания учебного материала, который предъявляется обучающемуся в устной форме

· действия, связанные с уяснением содержания учебного материала из письменных сообщений

· действия, связанные с заучиванием учебного материала, либо отработкой в упражнениях

· действия, предполагающие самостоятельное построение знаний, то есть анализ решения учебной задачи и проверка найденного решения

8. Формы учебных занятий:

I. Формы обучения по организации:

· способы обучения - то, как мы обучаемся (через игру, манипуляцию, учебный материал и т.п.)

· формы организации всей системы обучения – непрерывная система обучения, последняя ступень предыдущей стадии, начало новой стадии.

· виды учебной деятельности - лекции, коллоквиумы, семинары, пз

· формы организации текущей работы (расписание, государственно образовательный стандарт)

II. Формы обучения по дидактическим целям:

· теоретическая

· практическая - отработка теоретического материала на практике

· трудовая - обучение на практике (без теории)

· комбинированная

9. Виды учебных занятий:

1. Лекция– устное изложение теоретического материала.

Классификация:

1. по месту в учебном процессе:

· вводные

· установочные

· текущие (здесь и сейчас)

· обзорные

· заключительные

2. по способу проведения:

· информационная

· проблемная

· визуальная

· бинарная (лекция в диалоге 2х преподавателей)

· лекция-провокация (с заранее запланированными ошибками)

· лекция-консультация (вопрос-ответ перед экзаменом или зачетом)

· лекция-конференция (доклады, рефераты)

Мотив. Мотивация. Проблема мотивации учебной деятельности.

Мотивация– совокупность мотивов.

Мотивы учебной деятельности – это движущая сила, которая направляет обучающегося к активному овладению знаниями, умениями и навыками.

Виды мотивов: внутренние (интерес; то, что хочется), внешние, личностные (то, что даст виток для развития личности)

Ведущий мотив: интерес к познанию.

Мотивационная основа учебной деятельности- это последовательность мотивов, которые поддерживают учебную деятельность своей непрерывностью и стабильностью.

Группы мотивов:

1. непосредственно побуждающие мотивы (возникают за счет педагогического мастерства и интереса к конкретному предмету)

2. перспективно побуждающие мотивы (познавательная активность служит лишь для достижения цели, но по сути вне учебной деятельности)

3. познавательно побуждающие мотивы (из-за личного интереса к предмету, а не из-за внешних факторов)

Проблемы мотивации возникают тогда, когда виды мотивов (внутренние, внешние, личностные) не согласуются между собой.

6. Учебные действия.Подразделяются на планирующие действия (ООД-ориентировочная основа действия) и исполнительские действия.

Планирующие действия (ООД) – система ориентиров и указаний, пользуясь которой обучающийся выполняет усваиваемые действия.

Типы ООД:

1. обучающемуся дается неполная система ориентиров и указаний (метод проб и ошибок)

2. обучающемуся даётся полная система ориентиров действия в виде инструкции, программы или алгоритма решения задач (копирование информации)

3. обучающемуся даётся обобщенный ориентир, ориентировочная основа составляется самостоятельно.

7. Учебные действия.Подразделяются на планирующие действия (ООД-ориентировочная основа действия) и исполнительские действия.

Исполнительские действия (прикладной характер учебных действий; то как мы практически их понимаем):

· действия, связанные с уяснением содержания учебного материала, который предъявляется обучающемуся в устной форме

· действия, связанные с уяснением содержания учебного материала из письменных сообщений

· действия, связанные с заучиванием учебного материала, либо отработкой в упражнениях

· действия, предполагающие самостоятельное построение знаний, то есть анализ решения учебной задачи и проверка найденного решения

8. Формы учебных занятий:

I. Формы обучения по организации:

· способы обучения - то, как мы обучаемся (через игру, манипуляцию, учебный материал и т.п.)

· формы организации всей системы обучения – непрерывная система обучения, последняя ступень предыдущей стадии, начало новой стадии.

· виды учебной деятельности - лекции, коллоквиумы, семинары, пз

· формы организации текущей работы (расписание, государственно образовательный стандарт)

II. Формы обучения по дидактическим целям:

· теоретическая

· практическая - отработка теоретического материала на практике

· трудовая - обучение на практике (без теории)

· комбинированная

9. Виды учебных занятий:

1. Лекция– устное изложение теоретического материала.

Классификация:

1. по месту в учебном процессе:

· вводные

· установочные

· текущие (здесь и сейчас)

· обзорные

· заключительные

2. по способу проведения:

· информационная

· проблемная

· визуальная

· бинарная (лекция в диалоге 2х преподавателей)

· лекция-провокация (с заранее запланированными ошибками)

· лекция-консультация (вопрос-ответ перед экзаменом или зачетом)

· лекция-конференция (доклады, рефераты)

Наши рекомендации