Глава 1. Меты сна и меты сна наяву

Оглавление

· Введение

· Часть I

· Глава 1. Меты сна и меты сна наяву

· Глава 2. Упражнения самонаблюдения

· Глава 3. Сны, не сны и состояния сознания

· Глава 4. Законы, которые искажаются

· Глава 5. Что делать, чтобы проснуться?

· Глава 6. На Горюхино четвертое. Не в себе

· Глава 7. Это я сплю!

· Глава 8. Первое очищение: Разум — логичность

· Глава 9. Действительные свидетельства

· Глава 10. Стоп Ведогонь!

· Часть II. СОН КАК СОСТОЯНИЯ ТЕЛА

· Глава 1. Задачи исследования

· Глава 2. Состояние сознания

· Глава 3. Очищение от наукообразности

· Глава 4. Сон как состояние

· Глава 5. Состояния

· Глава 6. Состояние и состояние сознания

· Глава 7. Состояние по-американски

· Глава 8. История понятия «состояния сознания»

· Глава 9. Узнать или понять

· Глава 10. Еще раз, что такое состояние

· Глава 11. Разум. Как мы будем исследовать

· Глава 12. Двигаясь к разуму

· Глава 13. Кратко о разуме

· Глава 14. Как думает разум

· Глава 15. Чем думает разум

· Глава 16. Разум и логика

· Глава 17. Наблюдая тела

· Глава 18. Образ сномира

· Глава 19. Тела и Дорога Домой

· Заключение Ведогони

Введение

Книга с названием «Первая Ведогонь», которое вряд ли понятно большинству современных читателей, посвящена исследованию снов. В сущности, это лишь запись исследования, которое было проведено Исследовательской мастерской Академии Самопознания в ноябре 2004 года.

Велось это исследование в ключе прикладной культурно-исторической (КИ) психологии.

Ведогонью называлась когда-то у славян наука и искусство использовать сны, хотя это очень узкое ее понимание. По большому счету, это путь или мировоззрение ведуна, путь знания, отличающийся от пути колдуна, который назывался Ерегонью.

Наверное, посторонний наблюдатель посчитал бы Ведогонь одним из колдовских искусств, но я застал бытование этой науки уже на ее излете во время этнографических поисков, и те, кто мне о нем рассказывали, не считали себя колдунами. Они однозначно заявляли, что это способ познать себя.

Понять Ведогонь до конца мне вряд ли удалось, да это и не простое дело, как вы поймете из самого содержания. Поэтому для меня и тех, кто принял участие в этой работе, она оказалась вполне научным, КИ-психологическим исследованием.

Когда-то Ведогонь была чем-то гораздо большим, чем то, что я показываю в этой книге. Да и мои собственные знания не ограничиваются тем, что я посчитал возможным рассказать здесь. Те же люди, у которых я изучал это искусство, владели им гораздо лучше меня. Просто в качестве примера скажу, что мой первый учитель, которого друзья звали Докой, а я в своих рассказах о нем ограничиваюсь по некоторым весьма для меня существенным соображениям отчеством Степаныч, вызывал меня к себе, являясь во снах.

После того, как я, впервые попав к нему, прожил с ним потрясшую меня до оснований неделю, я спросил его, уезжая когда мне можно приехать к нему снова. На это он ответил: Сам поймешь!

Я остался в недоумении, но подумал, что это означает что-то вроде того, что во мне родится внутреннее знание, что пора приезжать. Ничего подобного. В один прекрасный день, точнее, в ночь, примерно через неделю, Степаныч просто приснился мне и сказал: Пора!

Я тут же проснулся, внутри что-то сильно пульсировало, и было твердое ощущение, что это не сон.

Когда я его спросил, он так и ответил: Нет, не сон. Ведогонь.

Таким было мое первое знакомство с этим искусством.

Не могу сказать, что мы после этого только тем и занимались, что изучали Ведогонь. Степаныч относился к ней как к чему-то второстепенному, что придет чуть ли не само, если будет сделана главная подготовка. А главным для него было очищение сознания — Кресение. Я ему доверял, как доверял и тем людям, к которым попал после него. Поэтому знания о Ведогони ко мне приходили по крохам. И я подозреваю, что до сих пор не знаю, что относится к ней, а что к другим искусствам той Хитрой науки, с которой я тогда столкнулся.

Да, Степаныч так и называл свои знания — Хитрой наукой. Мне изначально сказали про него, что он дока. Я думал, что это означает лишь то, что он умелец в каких-то делах, вероятно, в ремеслах. Но оказалось, что это, во-первых, прозвище. А во-вторых, как я теперь догадываюсь, какое-то звание или место, которое он занимал в своем сообществе, Братчинке, как они говорили.

Само сообщество это, от которого ко времени моего прихода в 1985 году оставалось лишь несколько человек, называло себя Мазыками. Мазыки или Масыги — это одно из самоназваний Офеней — коробейников, о которых поется в песне на стихи Некрасова: Эх, полным-полна моя коробушка… Жили офени на Владимирщине, занимая местность от Суздаля до Южи и от Шуи до Коврова. Я познакомился с мазыками, жившими недалеко от поселка Савино Ивановской области и в той части Ковровского райна, что ближе к Клязьме,

Именно они и считали себя этим особым сообществом внутри офеней, что не только имело особое имя — Мазыки, но и хранило знания, недоступные даже простым офеням. Среди них науку очищения — Кресение и искусство сна — Ведогонь.

Лично для меня задачи рассказать о Ведогони не было. Как-то раз, лет десять назад, я проводил в рамках нашей экспериментальной этнопсихологической лаборатории семинар по Ведогони и понял, что этот разговор преждевременен. Сейчас, когда мы работаем как Исследовательская Мастерская Академии Самопознания, оказалось, что он необходим как подготовка к большому семинару по Прикладному очищению. Поэтому он и проводился как короткий подготовительный семинар, имеющий задачей ввести некоторые понятия, без которых будет неясен «Состав человека», как это называлось. Иными словами, предмет очищения. К тому же, нужно было наработать несколько приемов самонаблюдения, для чего создать у слушателей определенные понятия, в которых мы не нуждаемся в обыденной жизни.

Все это определяет форму книги.

Она написана как отчет об исследовании по искусству самонаблюдения. В самом семинаре приняло участие 165 человек, но отчеты самонаблюдения постоянно присылали немногим более 100 исследователей. Остальные прошли наблюдателями.

Само исследование велось по переписке в сети Интернет и строилось как своеобразное удаленное обучение. Сначала всем участникам были даны задания: высказать то, что они знают о сне в рамках своей бытовой культуры. Это исходное требование культурно-исторического подхода — двигаться к истокам понятий сквозь те культурные слои, которыми уложено наше сознание.

Затем им были даны материалы о сне, как его видели Мазыки. Для этого была использована моя лекция на одном из семинаров Академии Самопознания, где я вводил некоторые исходные понятия, как они применялись мазыками во время Ведогони.

После этого я предлагал участникам определенные задания на самонаблюдение, а сам обобщал их ответы и делал предварительные выводы. Однако, сказать, что это исследование было в чистом виде исследованием сна, нельзя. Поскольку я решал свою задачу — как подвести участников к прикладной работе с очищением, — я исследовал сон не в чистом виде, что позволило бы вывести все необходимые понятия строго из проведенных наблюдений, а использовал эти наблюдения, чтобы проверить, верно ли описывали сон мазыки.

В сущности, работа наша велась так. После обобщения какого-то объема наблюдений я предлагал слушателям рассказ о том, как это видели мазыки, и просил проверить: не противоречит ли мое понимание мазыкской Хитрой науки тому, что они наблюдают в действительности. Если противоречий не обнаруживалось, мы двигались дальше по тому пути, который я изначально наметил для этого семинара. Все лишнее, что появлялось в письмах участников, отсекалось и переносилось на второй семинар, чтобы не раздувать размеры Первой Ведогони.

В итоге, огромное количество любопытнейших вопросов и необъясненных наблюдений осталось за рамками нашего исследования, но при этом нам удалось создать очевидное описание и объяснение каких-то начальных вещей, пройти мимо которых все равно не может ни один исследователь сна. Это позволило выработать общий понятийный язык. Причем, понятия эти теперь являются для всех прошедших обучение не просто именами каких-то состояний, а и памятью этих состояний. Иначе говоря, это прикладные понятия, что само по себе говорит о качестве языка, который был заложен нами в этом исследовании.

Будет ли Вторая Ведогонь и когда она будет, я пока не знаю. Если это понадобится для остальной нашей учебы и для исследований, мы ее проведем. Вероятно, она будет еще ближе к образцу строгого исследования.

Что же касается этой книги, то ее чтение может быть несколько затруднено использованием нами во время исследования особых понятий. Пожалуйста, примите в рассмотрение то, что в исследовании принимали участие подготовленные люди, чаще всего уже давно изучающие Хитрую науку и близко знающие друг друга по семинарам и учебе, проводящимся вживе. Поэтому часто они используют какие-то слова и выражения, которые им всем понятны, а для стороннего читателя могут оказаться загадкой.

Мы постарались объяснить как можно больше подобных выражений, вынеся их в сноски. Но все же непонятные выражения могут сохраниться. Пожалуйста, учтите, что все эти понятия в действительности доступны, поскольку систематически излагаются в Учебном курсе Училищ русской народной культуры.

В любом случае, все эти незнакомые слова не затмевают смысл высказываний и происходящего. Но если какое-то из них вас особенно заинтересует, вы всегда можете связаться с Академией Самопознания или одним из Училищ и задать им вопросы. Адреса указаны в конце книги.

Последнее, что необходимо учитывать, это особенности подобных исследований. Поскольку люди, познающие себя, вынуждены раскрываться и доставать на свет что-то, подчас, весьма сокровенное, мы думаем об их защите. Все участники подобных исследований получают рабочие имена, подобные моему — Иван Скоморох.

Не имеют имен только новички, которые еще не начали работать настолько искренне, чтобы это могло сделать их уязвимыми. Поэтому новичков мы публикуем под инициалами. Все же остальные идут под особыми именами, которые не просто прозвища и не могут быть изменены по желанию слушателя. Все эти имена дает участникам Водящий и дает на основании их собственной работы по самопознанию. Иначе говоря, эти имена отражают какую-то важную личностную черту каждого.

Над этими чертами люди ведут работу, которая идет параллельно с участием в семинаре. Поэтому имена могут смениться по ходу исследования. Участникам моего семинара все имена давал я. Но честно признаюсь, в итоге не узнаю почти никого. Имена закрывают людей настолько плотно, что всем нам трудно вспомнить то тело, к которому они относятся. В итоге постепенно приходит способность видеть не то, что помнишь о человеке, а то, чем он проявил себя.

Это дополнительное исследование, идущее во всех наших семинарах, параллельно с заявленным. В сущности, это очень важное исследование и придает всей работе вкусовой букет, который можно назвать лишь словом самопознание. Его обязательно надо учитывать, потому что без него основное исследование значительно обедняется, а многое станет непонятным, как бы бессмысленным. Ведь вы будете не понимать, что заставляет людей совершать те или иные поступки.

Объясняю: все участники семинара живут в рамках главной цели — познать себя. Она настолько действенна, что позволяет им менять свою жизнь и себя настолько, что они сами и их близкие не узнают их. Это же позволило им писать так, что я лично зачитываюсь их отчетами. По моим понятиям, соблюдя форму строгого исследования, мы создали настоящее художественное произведение. Жаль, для этого жанра нет еще имени.

Иван Скоморох.

Часть I

В памяти русского народа хранятся поразительные свидетельства когда-то имевшихся у нас древних знаний, вероятно, ведических. Вчитайтесь:

Я была у маменьки на роду одна,

Отдала меня маменька замуж за реку,

Не велела маменька часто в гости быть.

Прожила я годичек, прожила я два,

А на третий годичек зажурилася,

К маменьке я в гостюшки запросилася.

А просить мне коника — знаю, не дадут,

А идти мне пешею — знаю, не дойду.

Сяду я, скручуся, вспорхну и улечу.

Прилечу я к маменьке во зеленый сад,

Сяду я на веточку, буду куковать.

В это время маменька выйдет воду брать.

Что это за пташечка жалобно поет?

Не моя ли доченька горьки слезы льет?

Если ты кукушечка — в поле полетай,

Если моя доченька — в гости пожелай.

Я к тебе, моя маменька, в хату залечу,

Все твои гостинцы слезами оболью,

Всю твою посуду крылами размечу.

Сяду я, скручуся, вспорхну и улечу.

Сяду я, скручуся, вспорхну и улечу… Это волшебное искусство называлось оборачиванием, и было женским, даже девичьим по преимуществу. Это видно на обложке книги.

Но было и другое, по преимуществу, мужское искусство. Оно отразилось, к примеру, в колыбельных песнях.

Сидит дрема на заборе.

Идет дремота,

Расшибает ворота.

* * *

Сон ходит по лавкам,

А дрема по стенам…

* * *

Уж ты дремушка-дрема,

Приди к (имя) в голова.

Дремушка-дрема

По проулочку брела.

Уж ты дремушка-дрема,

Зайди к Семену на двор…

* * *

Сон шел по нитке,

Дрема по паутинке,

Нитка урвалась,

Паутинка прорвалась…

* * *

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми.

Сон да дрема

У тя в сердцах…

Сейчас все эти странные образы предпочитают называть поэтическими метафорами, но попробуйте написать Дрема в этих припевках с большой буквы, точно имя, и вы окажетесь в совсем ином мире.

Волшебное искусство, которое переносило в него, называлось Ведогонь. Думаю, само это древнее имя объясняет, почему я вспомнил Веды…

Подготовка к Ведогони

Итак, вы просите еще раз вспомнить Град и хотите поразмышлять о том, как можно уже сейчас жить в Граде и строить его прямо там, где живешь и работаешь. А я, как полагается плуту, увиливаю от прямых ответов и подсовываю какую-то постороннюю Ведогонь, а сам при этом пытаюсь обмануть доверчивых ягнят: мол, на то же и выйдем!

А що вы хотэли?! Тропа — это бесконечная череда обманов!

Вот, берем Ведогонь, осваиваем ее и смотрим, точнее, пытаемся смотреть. Как, по-вашему, что вы посмотрите первым, если я вас всеми силами уводил от Града? Ну, вы у меня сами умные, я дальше не продолжаю, ладно?.

Поэтому, раз вы хотите Град, я буду давать Ведогонь. Понятно теперь, как эти темы между собой связаны? Для особо сообразительных поясняю: они связаны вашим мышлением. Причем, обе и насмерть. Лежат себе, ни шелохнуться, ни вздохнуть! Одной веревочкой повиты. Все тем же самокатом, который нам на очищении скоро изучать. И увиты, как лев ниткой. Если царя зверей хорошенько обмотать ниткой, пока он спит, то, даже проснувшись, он вам уже не гроза… Вот и ваши скрытые силы так от вас скрыты, что вам можно вспоминать даже Град. Все равно не опасно, потому что ни к чему не ведет.

Но вот если мы освоим кое-что из Ведогони, то тут путы могут начать трещать, и вы можете попасться в то, что придется менять свою жизнь. Вот ведь беда, может, ну ее, Ведогонь? Займемся чем-нибудь привычным, что вы научились побеждать всегда?

Вот, к примеру, я спровоцировал новую устримовскую разборку. Теперь из-за денег. Все наши предприятия сообщили мне, что отчисляют какие-то доли то ли авторских, то ли на Академию. Это хороший знак. Значит он то, что они немножко выздоровели после предыдущих устримов. Нельзя не воспользоваться здоровьем товарища, тем более, когда он начинает размахивать кошельком.

И я тут же задал пару лишних вопросов. К примеру, заставил выяснить у Горюхи, куда делись те деньги, которые она однажды объявила моим фондом в ее Училище, заявила мне, что я его единоличный хозяин, но тут же сообщила, что при этом управлять я ничем не могу, поскольку деньги они уже потратили. Как вы помните, я ее тогда всетропово послал в ее дорожку и отказался с ней работать.

После этого лиса, конечно же, прокралась обратно и заманила меня в Училище тем, что вроде бы начала работать над учебным курсом. Потом она и над курсом работать бросила, как только поняла, что вулкан усмирен. Но зато теперь отчисляет мне долю, которую я не беру, а Найдена переправляет в Издательство.

В общем, такое бабское счастье я стерпеть не мог, и велел ее поворошить, задать вопрос: а как были израсходованы средства, которые она израсходовала не по назначению. Судите сами: если был зарегистрирован фонд, а он был зарегистрирован обычным правом нашего троерусского народа, значит, расходование средств фонда было возможно только в соответствии с его Уставом. В соответствии с заявлением самой Горюхи, в Уставе Фонда знаачилось только то, что распоряжаться им могу лишь я.

Теперь забудем о деньгах, вернемся к вашему мышлению, к тому самому, которое повивает ваши силы и не дает вам стать богатыми и дееспособными. Просто попробуйте расписать все это, как математическую или логическую задачу. Если средства выделены в Фонд, они должны быть в Фонде. Отозвать их нельзя. Если средствами распоряжаюсь я, то любое использование их в обход меня — незаконно. Что это значит?

Это значит, что средства либо до сих пор должны быть в фонде, либо они похищены!

И это ваше кривое мышление.

Что было, когда Горюху поворошили? Поворошила для начала Балина, запросив отчет за те деньги, что сдавались, кажется, в январе на одном из семинаров на издание книг в Товариществе всеми его участниками. От этого я просил перейти и к моему фонду.

Горюха сначала унижалась и крутилась, словно у нее рыльце в пушку, а потом возмутилась и поцапала Балину за то, что та ее проверяет.

Вопрос: почему вы все не имеете права проверить учреждение или начальника на предмет того, как используются ваши деньги? Быдлячество в рамках варяжества

Соответственно, потому же и начальство может на вас спустить собаку в ответ на такой вопрос, поскольку у русских принято не интересоваться судьбой денег, которые сданы на общественные нужды.

Погано. И одно это уже стоит того, чтобы поработать над собой и понять, как все уложено. Но это очевидно, мы это проходили, и это вы разберете сами. В первую очередь, все те, кто сдавал деньги. Вы опять не можете мне уверенно ответить, знаете ли вы, какова судьба ваших денег. И вы опять унижены и подле.

Но сим у нас Ведогонный. А это значит, что вопрос будет другой.

Вопрос будет связан с тем, что такое сон. Ведогонью называлась у мазыков наука, посвященная снам, точнее, снотворению. Понять себя во сне — вот задача Ведогони на первых шагах. Потом научиться использовать сны. Вплоть до умения жить в Дреме и Ведогонце, как иных телах.

Начиналось это обучение с такого простого требования: начать видеть соответствия сна и действительности. Точнее, того, что вы считаете действительностью. Начать видеть меты сна.

Мета сна, когда ты осваиваешь Ведогонь, — это те очевиднейшие странности, которые тебе подсовывают в снах, чтобы ты пробудился и понял: я сплю. Когда-то мы это уже изучали. И вам придется научиться хотя бы вспоминать после пробуждения все, что было невозможно в действительности, но что ты спокойно принял, пока спал. Всяких двухголовых собак, летающих дедушек, огнедышащих ящериц…

Это первое упражнение: проснулся и перебери свой сон с точки зрения нарушений того, что ты считаешь логикой, а на самом деле, с точки зрения нарушений Образа мира, которым ты пользуешься в бодрствовании. И каждую находку помечай: это была мета сна! Она была дана, чтобы я понял: я сплю! Я должен был узнать и пробудиться внутри сна, а я ее пропустил. И эту пропустил, и ту…

Это хорошее упражнение, но уже изученное и пройденное. Вы можете запросить материалы семинара по снотворению и повторить все упражнения. Семинар этот старый, поэтому язык там использовался тот, что подходил слушателям тогда. Не обращайте внимания. Выбирайте из него то, что вам будет полезно сейчас, а слова отбрасывайте. Нам надо быстрее идти дальше, а у нас мало времени.

Поэтому я и даю сразу новое упражнение.Второе. Оно делалось после того, как вы освоили видение Мет сна во сне. И желательно, чтобы вы хотя бы разок-другой пробудились там и поняли, что это возможно. После этого и переходили ко второму упражнению.

Ведогонь-2

Кирша много занималась сновидением и по Кастанеде, и без Кастанеды. Вопросы Кирши я намерен читать со вниманием.

«А эта связь мет сна и яви. Все без разницы и границы. Миры, что, очень условно делятся, что ли? Только у меня в голове или как?»

Я вам не скажу сейчас, что я об этом знаю, я скажу, что я об этом думаю.

А думаю я, что вам придется мне напомнить, чтобы я к этому вопросу вернулся, если вдруг я о нем забуду, плавая в бурных водах ваших дурных и прекрасных снов.

Но забывать о нем нельзя, потому что наш сим должен, обязательно должен приплыть к этому острову в океане Ведогони.

Однако было бы слабым решением, если бы я все сказал сам, а не дал вам дойти до ответов своим умом. Поэтому я пока оставляю вопрос, точнее, ставлю его вам, чтобы вы о нем думали. Сам же я направлю наш корабль, возможно, в противоположную сторону. По логике сновидения, это позволяет надеяться прийти в намеченное место, потому что туда точно нельзя прийти, если идти прямо.

Итак, мы уходим от умных и глубоких мыслей в самое простое и всем доступное самонаблюдение. Заодно бросаем и денежные разборки. Если они жизненны, то обязательно всплывут еще в нашем сне, где им будет удобно.

Задание: перед засыпанием понаблюдать за своим состоянием. Вы уже помните, засыпая, мы проходим как бы через несколько состояний: мы дремлем, потом нам начинают видеться какие-то картины, а потом мы вдруг оказываемся уже спящими. Я об этом рассказывал: шаги эти называются Дрёма, Укемь и Кемарь.

Пожалуйста, научитесь отчетливо видеть все три состояния, иначе мне будет трудно объяснять вам что-то еще.

Скоморох.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВЕДОГОНИ

Но разум дня обладает одной чрезвычайно важной частью, которая никак не применима ко сну: он выстроен на основе Образа мира. А во сне вы путешествуете не в тех мирах, которым этот Образ соответствует.

Вот вам и подсказка к вопросу, что же делать, если увидел мету сна наяву. Вернись в разум. В осознанном сновидении тоже не происходит никакого иного пробуждения, кроме как возвращения в днеразум. Вот только отличие таково: ты возвращаешь обычный дневной разум, оставаясь в ином мире, то есть в условиях «искаженного», условно говоря, восприятия. То есть восприятия, которое показывает мир иным, независимо от того, действительный ли это мир, или же это всего лишь мир ваших собственных образов. Мир ваших образов — это тоже не мир, в котором мы воплотились.

Вернуться в разум — это действительная подсказка. Но это очень малая подсказка, это начало подсказки. После нее потребуется еще немало шагов.

Каких?

Скоморох.

Глава 2. Состояние сознания

Мы начнем вторую часть исследования с уяснения понятия «состояние сознания». Для этого нам придется разобраться с тем, какой смысл вкладывают те, кто изучает сон, в само понятие — «состояние».

Как вы видели, современная психология плохо понимает, что такое сознание, состояние и состояние сознания. Уровень точности, который оказывается приемлем в психологии состояний, позволяет психологам мешать в одну кучу такие понятия, как «состояние сознания», «психическое состояние», «физиологическое состояние» и «функциональное состояние». А заодно и то, что называет состоянием Даль в середине девятнадцатого века.

На поверку выясняется, что психологи так и не нашли собственно психологических способов исследования сна, а используют те, что льстят их тщеславию, создавая ощущение естественнонаучное. А это способы физиологические.

В итоге оказывается, что ни одна наука не исследует собственно сон, как состояние или явление, а исследуют они тело во время сна. Какой-то сермяжный смысл в этом есть, потому что на первый взгляд сон кажется состоянием тела. Но это лишь в том случае, если исследователю не требуется высокая точность рассуждения.

Если же мы повышаем требования к точности построений, доводя его хотя бы до общефилософского уровня, то определенно оказывается, что сон это не состояние тела, а мое состояние. Вытекает это из того, что никто из ученых не смог, а точнее, кажется, даже не удосужился доказать, что спит тело. Этот вывод делался по общему предположению, что кроме тела и нет ничего.

Однако стоит сделать хотя бы простейшее допущение, которое требует сделать строгая наука о рассуждении, — что отсутствие души не доказано, — все построения о физиологии сна у психологов рушатся. У психологов! Исследования физиологов о том, что испытывает тело во время сна, как ни странно, сохраняют свою ценность, потому что строго соответствуют своему предмету.

Но психолог должен изучать психе и должен описывать сон только как психическое состояние или состояние души. Они же сводят его к функциям организма или вообще к физиологии. Это потеря собственного предмета, что означает отказ этой науки в существовании самой себе. Вот такая шутка общественного мышления!

Я посылаю сегодня первую главу, которая от разбора состояния дел в психологии сна и истории понятия состояние сознания переходит к исследованию этого понятия пока на основе языковых определений. И поскольку наша современная психология очень сильно заимствует свои категории из американской психологии, я делаю это исследование на основе американского выражения state of consciousness.

Это сопоставление понятий в разных языках, на мой взгляд, оказывается полезным.

Скоморох.

Глава 4. Сон как состояние

Сон — явление всеобъемлющее и потому представляющее для профессионального психолога непрерывный кошмар. Очнувшись от него утром, целый день психолог знает, что скоро снова рухнет в это, чему он не может дать определения. Остается только не думать о том, что живешь изо сна в сон. Но тогда тебя начинают терроризировать простые люди, требующие от тебя ответа на вопрос: что такое сон?

Что делать?

Психолог пишет о сне. Пишет так, чтобы никто ничего не понял, но все поняли, что не понимают они, а не психолог. В итоге рождается что-то вроде:

«Сон — периодическое функциональное состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах, характеризующееся значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира».

Это Петровский и Ярошевский, чей словарь был основой взглядов большинства наших рядовых психологов. Что вы из этого определения поняли? Что надо бы перевести его на русский и, вообще, разобраться. Например, до того, как перевести слово «функция», хочется понять: «Сон— периодическое функциональное состояние» — это состояние функций или это сон становится функцией? Или же нам надо переводить не только явно иностранные слова, вроде «функции», но и словосочетания с ними, вроде «функциональное состояние», которые никак не определяются из значений входящих в них слов, по крайней мере, не равны им и, соединившись, начинают обозначать что-то особенное.

Короче говоря, я хочу показать, что перевод этакого «простого» словарного определения может осуществить только член сообщества профессиональных психологов, а нам с вами, очевидно, предлагается пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями.

«Советский энциклопедический словарь» определяет сон как «периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных».

Как видите, для психологов сон — уже функциональное состояние, а для народа — еще физиологическое. Эти мои «уже» и еще» вовсе не шутка. В этом различии отразилось значительное движение психологии в ее борьбе за самостоятельный предмет: физиологического понимания к собственно психологическому.

Сон как физиологическое состояние — это вообще не определение и даже не описание названного явления. Это способ утвердить физиологию во всем. Назовем сон так, и всем ясно, что этот участок золотоносной жилы застолблен и у него есть хозяин, с которым лучше не ссориться.

А что действительно означает выражение: сон как физиологическое состояние? Если огрубить, то: сон — это состояние тела, фюзиса. И это не натяжка, это точнейшее определение предмета исследования, какое только и могла создать физиология. Иными словами, физиология могла и собиралась делать только о, что ей по силам: исследовать тело во время сна. Не сон же ей исследовать своими методами!

Вот и все. И это строго и приемлемо. Как из этого сделали полное определение сна и как сделали вообще определение сна, понять можно, только глядя на то, как утверждалась советская власть. То есть через политику.

Но для нас это означает, что определение: сон — физиологическое состояние, — использовать можно, как мы используем платоновский анамнезис или образ пещеры. По теням, которые отбрасываются на стены, мы можем судить о мире. По теням, проходящим перед нашими глазами, мы можем припоминать то, что душа видела в тех мирах. По тому, как меняется тело во время сна, мы можем делать выводы о самом сне…

При этом вы не могли не заметить — сон постоянно определяется как состояние. Когда мы говорили о психологическом определении, я пошутил: не состояние ли это функций? Если вы взглянете на определение физиологическое, то поймете, что это вовсе не шутка. Физиолог говорит об особом состоянии тела. А о чем говорит психолог?

Словарь Мещерякова и Зинченко ограничивается вначале самой краткой формулой:

«Сон (англ, sleep) — одно из функциональных состояний человека».

Функциональное состояние выделено, что означает, что нам предлагается посмотреть, что такое «функциональные состояния». А заодно — и что думают об этом американцы, наверное.

Далее словарь расписывает все то, что успели намерить физиологи в спящих телах, и излагает отдельно собственно психологические теории сна, начиная с Фрейда. Но без определений. Придется смотреть «функциональные состояния», в надежде, что там хранятся все ответы.

Но нет такой статьи в словаре! Есть подтасовка, которую мы должны проглотить за то же самое:

Функциональное состояние организма (functional state of organism).

Значит, я все-таки прав, состояние это относится не к «сон»… А к телу. Сон — это не состояние. Состояние — это «тело» во время сна. Не подозревать же психологов, что они здесь под именем «организм» имели в виду душу?..

Сон как функциональное состояние означает: сон — это некое состояние тела, во время которого происходит «интеграция активности различных физиологических систем, определяющая особенности осуществления деятельности».

Осуществления деятельности? Какой? Ну, да! Сплю я. Деятельность точно меняется. Или отсутствует… Как в этом разобраться?

Плевать. Важно одно: словари постоянно указывают источник своих знаний в функциональных состояниях, приводя пояснения к научному языку на английском. Так что не будет преувеличением предположить прямое заимствование из англо-американской психологии. Возможно, именно там и надо искать. А что говорят о сне американцы?

Ребер дает такое определение:

«Сон. В основном определенная потеря сознания, характеризуемая рядом поведенческих и нейрофизиологических эффектов. В современной психологии сон и определенные физиологические события, в частности, паттерны биоэлектрической активности мозга, регистрируемые электроэнцефалографом, метаболические процессы, мышечный тонус, частота сердцебиения и дыхания, и, что важно, наличие или отсутствие быстрых движений глаз (БДГ)».

Итак, современная а???

Что это? История изучения сна? Или история самообмана? Как можно мерить электрическую активность мозга и говорить, считать, убеждать себя и других, что меряешь сон?

Разве что сон для тебя — это определенный вид работы мозга. И тогда, вот такая его активность и есть бодрствование, а такая — сон…

Но это уж совсем физиология, а психологи сейчас, как вы заметили, связывают сон с сознанием, называя его одним из состояний сознания. Тут мы попадаем в новую ловушку, потому что при этом никто не дал определения ни сознанию, ни состоянию.

Американская психология изучает сон через тело и физиологию.

Психологическая энциклопедия» Корсини и Ауэрбаха определений избегает, а пишет много. Приведу начало их статьи, оно показательно: «Сон (sleep)

Умозрительные рассуждения о природе сна восходят к периоду античности (Аристотель написал отдельную главу о сне), тогда как эмпирические исследования сна— как одно из проявлений развития наук о жизни— появились лишь в XIX веке.

Важное событие, связанное с совершенствованием исследователькой технологии, произошло в 1937 году. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ), позволяющая измерять мозговые импульсы, показала отчетливые и систематические изменения паттерна, наблюдаемые в момент засыпания и на протяжении периода Сна. Впервые появилась 1\южность объективно и непрерывно измерять сон и наблюдать его как активный процесс» (с. 823).

Что это? История изучения сна? Или история самообмана? Как можно мерить электрическую активность мозга и говорить, считать, убеждать себя и других, что меряешь сон?

Разве что сон для тебя — это определенный вид работы мозга. И тогда, вот такая его активность и есть бодрствование, а такая — сон…

Но это уж совсем физиология, а психологи сейчас, как вы заметили, связывают сон с сознанием, называя его одним из состояний сознания. Тут мы попадаем в новую ловушку, потому что при этом никто не дал определения ни сознанию, ни состоянию.

Глава 5. Состояния

Определять сознание в этой книге я не хочу, потому что посвятил этому отдельное большое исследование', которое, к тому же, продолжается в следующих книгах.

Что такое состояние? Определить это понятие очень важно, потому что мы очень сильно зависим от мнения науки и без нее решаемся разве что рассказывать свои сны, да и то несколько стыдясь этого. Сами же психологи однозначно заявляют: «Психические состояния, наряду с процессами и свойствами, относятся к основным категориям психических явлений» (Прохоров А.О. Предисловие // Психология состояний, с. 3).

Правда, сами же психологи тут же признаются, что состояния «как общепсихологическая категория, проявления которой составляют нашу актуальную жизнь, она до настоящего времени остается во многом недостаточно изучена — как в отношении теоретических основ, так и в прикладном, практическом плане» (Там же).

Так что, психология, что такое состояние, не знает, хотя и считает, что это ее главная составляющая. Правда, она признается временами и в том, что не знает и что такое процессы и свойства, но это уже к слову.

А что касается состояний, то русская психология до сих пор танцует от определения, сделанного Левитовым еще в начале шестидесятых годов прошлого века. Определение это настолько совершенно по форме, что становится понятным, почему на нем движение мысли замерло:

«Определение психического состояния как особой психологической категории формулируется так: это — целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности» (Левитов. Определение психического состояния // Психические состояния, с. 31).

Это определение явно писалось не ради исследования, а ради зашиты сообщества от вопросов и вопросиков. Иначе говоря, это не дверь, открывающая нечто, это люк или пробка, что-то закрывающая. Например, дискуссию.

То, как развивают современные психологи это определение, очень показательно. Оно словно выпивало из душ исследователи силу жизни, в ито

Наши рекомендации