Многообразие образных явлений

Познакомить человека с тем или иным образным явлением можно, вообще говоря, только одним способом, а именно, «предъявив» его (т.е. создав условия, необходимые для возникновения этого образа). Разумеется, автор лишен возможности по-настоящему познакомить читателя с различными образными явлениями сознания. Тем не менее необходимо хотя бы назвать некоторые из них.

Если вы находитесь в бодром состоянии, у вас хорошее самочувствие и вы пребываете в окружении обычных предметов, то нормальное функ-ионирование ваших органов чувств обеспечивает наличие в вашем со-нании образов восприятия. Осознанный образ восприятия — это та пси-ическая реальность, которую мы без труда находим в своем сознании е помощью самонаблюдения. Одной из важнейших характеристик образа восприятия является его предметность.

Предметность образа восприятия означает его:

1) реальность — человек верит в существование того предмета, который дан ему в образе, т.е. он убежден в объективном существовании этого предмета. Если образ сохраняет реальность в отсутствие предмета (противостоящего субъекту в акте восприятия), то он называется галлю-инацией. Галлюцинаторные образы, лишенные реальности (т.е. образы, также возникающие в отсутствии предмета, но субъективность которых осознается) называются псевдогаллюцинациями;

2) объективированность — человек переживает образ как выне­сенный вовне. Так, например, у хирурга, ощупывающего зондом пулю в ране, его тактильные ощущения локализованы не на кончиках его пальцев (т.е. не на границе, разделяющей поверхности кожи и зонда), а на границе зонда и пули, т.е. на поверхности ощупываемого предмета. При неадекватном стимулировании того или иного органа чувств (например, при приложении механического усилия к глазу или уху) могут воз­никнуть образы, лишенные объективированности. В этих случаях мы говорим «в ухе звенит», «из глаз посыпались искры» и т.п.;

3) означенность. Образы восприятия, лишенные значения, встреча­ются в клинике при локальных поражениях коры головного мозга у боль­ных с симптомами предметной агнозии. Такие больные могут весьма де­тально и точно описать предмет, на который они смотрят, но не способны его опознать;

4) константность — относительное постоянство образа предмета при изменении условий его восприятия. Так, например, цвет предмета не изменяется при изменении освещения; его величина воспринимается при-лизительно одной и той же независимо от того, на каком расстоянии от наблюдателя находится этот предмет; видимая форма предмета не зависит от ракурса и т.п.;

5) полимодальность — органическое единство данных, получаемых от органов чувств различной модальности (зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния и т.п.).

Вообще говоря, перечисленные выше свойства не исчерпывают предметность образа, которая является лишь выражением в нашем сознании предметности воспринимаемого мира. Мы живем в предметном мире, ко-орый отличается от мира, описание которого мы находим в учебниках физики. Предметность — это такой способ членения реальности, который адекватен формам человеческой деятельности. Развиваемый в советской психологии деятельностный подход к восприятию начинается там и по-тольку, где и поскольку за отправной пункт научного анализа берется предметность воспринимаемого мира, противостоящего субъекту в акте вос-риятия, а конечной целью этого анализа полагается предметность образа.

Понять различия между предметным и физическим мирами мешает непосредственно данное в сознании тождество предмета и его образа. Точка зрения наивного наблюдателя, не различающего предмет и его образ, известна в философии как позиция наивного реализма. Преодоление позиции наивного реализма (а без этого трудно надеяться на успех при изучении восприятия) начинается с вопроса Курта Коффки: «Почему мы воспринимаем предметы такими, какими мы их воспринимаем?»

Если различие между предметным и физическим мирами все еще ускользает от вас, обратите внимание на различие между воспринимае­мым и знаемым мирами. Так, с одной стороны, в знаемом мире есть яв­ления, которые не могут быть восприняты без специальных приборов (например, микробы и прочие микроорганизмы). Некоторые из этих явлений нельзя себе даже представить (например, электромагнитное поле). С другой стороны, громадное множество явлений (таких, как улыбка, сексу­альная привлекательность, агрессивность и т.п.) легко и отчетливо вос­принимаются нами, но еще не созданы приборы, способные реагировать на эти явления и события воспринимаемого мира.

Кроме того, один и тот же объект по-разному может быть представлен в воспринимаемом и знаемом мирах. В этом убеждают иллюзии или, как их называли психологи прошлого, обманы органов чувств, которые представляют собой рассогласование между данными непосредственного наблюдения и результатами, опосредствованными физическими приборами или методами.

Предметные образы восприятия имеют чувственную основу. Мыс­ленные образы, к числу которых мы относим образы памяти, представ­ления и воображения, чувственной основы лишены, хотя и не лишены мо­дальности. Мир образных явлений человека далеко не исчерпывается перечисленными выше образами. Пополним наш список некоторыми примерами образов, возникающих в особых условиях или у особых людей.

Послеобраз — образ предмета, сохраняющийся после его исчезнове-ия в течение нескольких секунд и претерпевающий по мере угасания значительные качественные изменения.

Фантомный образ — образ части собственного тела (например, ко-ечности), отчетливо переживающийся несмотря на ее утрату (обычно вследствие ампутации).

Наши рекомендации