Этапы работы над магистерской диссертацией

Содержание

1. Цель, задачи и требования к магистерской диссертации

2. Научные темы кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии и перечень примерных тем магистерских диссертаций

Этапы работы над магистерской диссертацией

3.1. Выбор и утверждение темы исследования

3.2. Структура исследовательской работы

3.3. Представление и защита магистерских диссертаций

4.Написание и оформление магистерской диссертации

4.1. Специфика научного стиля изложения

4. 2. Оформление магистерских диссертаций

4.3 Поиск информации по теме исследования

Приложения

Приложение 1. Примеры оформления титульного листа

Приложение 2. Примеры оформления библиографических записей в списке литературы

Приложение 3.Бланк протокола предзащиты магистерской диссертации

Приложение 4. Примерная форма отзыва научного руководителяна магистерскую диссертацию

Приложение 5. Примерная форма рецензиина магистерскую диссертацию

Приложение 6. Бланк оформления квалификационных признаков магистерской диссертации

Приложение 7. Последний лист диссертации

Цель данных рекомендаций – помощь в организации научно-исследовательской работы магистрантов и освоение ими требований, предъявляемых к магистерским диссертациям на кафедре возрастной и социальной психологии факультета психологии Педагогического института НИУ «БелГУ».

Требования к магистерским диссертациям соотносятся с требованиями ФГОС ВПО соответствующего направления и программыподготовки.

Тематика исследований магистрантов выстраивается в согласовании с научными темами кафедры и соответствующей программой, в рамках которой проводится их подготовка.

Данные методические рекомендации адресованы в первую очередь магистрантам. Они помогут спланировать и организовать исследовательскую деятельность в процессе подготовки магистерской диссертации.

Методические рекомендации будут полезны и научным руководителям для согласования единства требований по оформлению магистерских диссертаций.

1. Цель, задачи и требования к магистерской диссертации

Магистерская диссертацияявляется выпускной аттестационной работой, представляет собой квалификационную работу, содержащую совокупность результатов исследования и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующее о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя теоретические знания и полученные навыки. Магистерская диссертация является законченным научным исследованием. Магистерская диссертация требует от студента выхода на научно-исследовательский уровень деятельности,где ценность деятельности смещается с субъективно значимого процесса на объективно значимый результат. От выпускной квалификационной работы бакалавра, призваннойпродемонстрировать владение теоретическими основами, способность к пониманию, анализуи синтезу научной информации, критическому использованию методов ее обработки,магистерскую диссертацию отличает фундаментальность, глубина теоретической разработкипроблемы, самостоятельная ее постановка, опора на углубленные специализированныезнания и свободный выбор теорий и методов в решении задач исследования

Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать закрепление культуры написания исследовательских работ, демонстрировать совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.

Целью написания магистерской диссертации является показать способность и профессиональную подготовленность магистранта к проведению научных исследований в соответствии с выбранной специальностью, что служит основанием для присвоения ему академической степени «магистр психологии (по направлению)».Магистерская диссертация представляет выпускника как сложившегося исследователя, владеющего основами фундаментальных и прикладных исследований.Обязательным требованием к выполнению ВКР является самостоятельность обучающегося в сборе, систематизации и анализе фактического материала, формулировании выводов и рекомендаций.

Магистерская диссертация пишется в течении двух лет обучения при очной форме обучения и 2,5 года на заочном отделении.

I. Общие требования по написанию научных работ:

· требования новизны,

· обоснованности выводов,

· научной этики,

· методической адекватности результатов.

· правильность постановки вопроса (проблемы исследования),

· верность выбранного подхода к решению проблемы (по сравнению с другими попытками ее решения),

· адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез,

· достоверность и "чистота" полученных первичных данных,

· логичность и корректность интерпретации полученных результатов,

· закономерность выводов.

II. Общие требования к оформлению научных работ студентов:

· Владение хорошим литературным языком (исключить грамматические, орфографические, стилистические и др. ошибки).

· Текст должен быть легко читаемым, напечатан через 1,5 интервала 14 шрифтомTimesNewRoman, , поля: слева – 3,0 см, сверху, снизу – 2,0 см, справа – 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см, Выравнивание текста устанавливается «по ширине страницы». Переносы слов по слогам делаются по всему тексту работы. В тексте можно использовать шрифтовые начертания (полужирный, жирный, курсив).

· Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.

· Общий объем работы не превышает 100 стр., без учета приложений.

· Формулировки должны отличаться точностью и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий).

· Работа должна быть четко структурирована и результаты должны подаваться в удобной форме

· Единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники (рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок).

Темы магистерских диссертаций утверждаются в октябре учебного года на первом курсе магистратуры на заседании кафедры. Окончательно темы утверждаются приказом ректора НИУ «БелГУ» на основе сведений кафедры.

Темы магистерских диссертаций должны соотноситься с проблематикой магистерской программы и научной темой кафедры. Уточнение темы магистерской диссертации (в случае необходимости по итогам проведения исследования) может проводится приказом по БелГУ в марте-апреле выпускного года (второго курса) магистратуры.

В апреле на факультете проходит ежегодная кафедральная конференция по результатам исследований в области педагогической, возрастной и социальной психологии. Все магистранты должны принимать участие в названной конференции в качестве слушателей, дискутантов или докладчиков.Конференция проводится по проблемным секциям. Количество и проблематика секций определяется ежегодно по согласованию с заведующим кафедрой. На конференции магистры представляют результаты собственных исследованийв форме докладов. Выступление магистрантов с докладом на конференции согласуется заранее с научным руководителем и руководителем соответствующей секции. Доклады рекомендуетсясопровождать наглядными презентациями. По итогам конференции издается сборник лучших докладов, рекомендованных к публикации экспертными комиссиями по секциям и определяются лучшие работы дляучастие в конкурсе студенческих научных работ НИУ «БелГУ».

2. Научные темы кафедры возрастной и социальной психологии факультета психологии и перечень примерных тем магистерских диссертаций.

Тематика исследований магистрантов выстраивается в согласовании с научными темами кафедры и в соответствии с программой , в рамках которой проводится подготовка магистрантов.

Научные темы кафедры :

1. «Развитие личности в образовательном и профессиональном пространстве» раскрывается по следующим направлениям:

• личностно-деятельностный и компетентностный подход в образовании;

• антропологические проблемы образования;

• становление и совершенствование психологической культуры участников образовательного процесса,

• образовательное пространство как психологическая категория;

• психолого-педагогические основы поликультурного образования;

• профессиональное развитие и саморазвитие педагога;

• моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности в образовании;

• личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;

• создание условий воспитания и развития личности в образовательной среде;

• развитие субъектности на основе деятельностного подхода в образовании;

• научно-методическое обеспечение психологической службы в образовании;

• развитие одаренности и творчества школьников в обучении;

• психология исследовательской деятельности и психологические основы исследовательского обучения;

Примерная тематика магистерских диссертаций

1. Содержание и структура этнических стереотипов у педагогов с разным уровнемтолерантности.

2. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности старшеклассников с уровнем развитиясамоотношения личности.

3. Особенности жизненных стратегий у психолога (педагога) с разным уровнем самоактуализации.

4. Особенности эмоциональной сферы у представителей молодежных субкультур.

5. Связь внутриличностной конфликтности с общим и социальным интеллектом

личности.

6. Уровень социального и эмоционального интеллекта у будущих психологов с

разным уровнем толерантности (рефлексивности, эмпатичности).

7. Сравнительный анализ коммуникативной компетентности будущих психологов сразной направленностью общения.

8. Взаимосвязь уровня эмпатии и характеристик самопринятия пожилых людей

9. Исследование социально-психологических аспектов одиночества в разные возрастные периоды

10. Гендерные особенности прохождения возрастного кризиса 30 лет

11. Уровень конфликтности молодых семей и их ориентация на семейное долголетие

12. Гендерные различия в представлениях подростков об ответственности

13. Социально – психологические особенности лиц с игровой компьютерной

зависимостью.

14. Специфика формирования социальных стереотипов в среде молодежи

посредством телевидения

15. Социально – психологические предпосылки возникновения конфликтов в

молодой семье

16. Гендерные особенности самопрезентации пользователей Интернета

17. Индивидуальные проявления общего и социального интеллекта учителя и склонность кманипулированию

18. Социально-психологические аспекты восприятия учителем школьников с разным уровнем материальной обеспеченности

19. Сравнительная социально-психологическая характеристика представителей

«бедные» и «богатые» как социальных групп в условиях образовательного пространства школы (вуза)

20. Представление о террористическом акте и переживание террористической угрозы подростками.

21. Профессиональная позиция психолога: проблемы формирования, развития,

становления.

22. Специфика профессионального выгорания у психологов.

23. Пространства психологической практики и образования взрослых как социально– психологический инструмент эволюции личности.

24. Связь духовных ценностей и глубинных интересов практикующих школьных психологов

25. Смыслообразующий выбор психологов (педагогов-предметников) впроцессе жизненного пути.

26. Смыслообразующий выбор в процессе адаптивного и профессионального

самоопределения психологов и педагогов.

27. Стратегии совладания и временная перспектива личности учителя.

28. Отношение к неопределенности и образ личного будущего студентов вуза на ступени бакалавриата и магистратуры

29. Когнитивная сложность в аспекте эмоционального благополучия начинающих психологов.

30. Динамика социальных представлений о школе и роли педагога.

31. Идентификация со страной у старшеклассников (выпускников вуза)как фактор представлений о России.

32. Сопротивление педагогического коллектива нововведениям и организационная идентичность учителей школы .

33. Влияние личностных факторов на профессиональную направленность старшеклассников.

34. Влияние подростковой субкультуры на социальное поведение.

35. Влияние личностных характеристик учителя на успешность школьной адаптации младшего школьника.

36. Особенности проявления личностных факторов подростков с различным типом отношения к людям.

37. Влияние самооценки на изменение самоконтроля детей подросткового возраста.

38. Взаимосвязь проявлений любознательности и уровня интеллектуального развития подростков

39. Влияние когнитивного стиля «аналитичность – синтетичность» на творческие способности студентов – психологов в период обучения

40. Влияние личностных качеств педагога на социальную перцепцию учащихся.

41. Влияние образовательной программы на развитие воображения младших школьников.

42. Развитие навыков невербального общения дезадаптированных подростков.

43. Психолого-педагогическая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста.

44. Особенности Я – концепции подростков, воспитывающихся в закрытых учреждениях.

45. Особенности становления ответственности студентов – психологов.

46. Влияние инновационного обучения на умственное развитие подростков.

47. Подверженность стрессу в экзаменационный период и его предупреждение у студентов.

48. Становление и оптимизация инициативности студентов-психологов.

49. Процесс социализации детей с синдромом раннего детского аутизма и возможности его оптимизации средствами сказкотерапии.

50. Влияние методов активного социально-психологического обучения на становление самосознание будущих педагогов.

51. Сравнительная характеристика организованности студентов очного и заочного отделения.

2. «Психологическое благополучие семьи»

предполагает изучение проблем межличностных семейных отношений,психологическое сопровождение развития и консультирование личности и семьи в контексте этнокультурного проблем современностина различных этапах становления и существования семьи, возрастных этапах развития личности супругов и детей.

Примерная тематика магистерских диссертаций

1. Изменение педагогической тактики и стратегии родителей в зависимости от

динамики сензитивных периодов развития ребенка (от рождения до 18 лет).

2. Эмоциональные переживания супругов, проживающих в «гражданском» и

зарегистрированном браках (гендерный аспект).

3. Динамика представлений о родительстве в разные возрастные периоды.

4. Взаимосвязь социального восприятия супругов и их удовлетворенности браком.

5. Возникновение симбиотических детско–родительских отношений под влиянием личностных качеств матери

6. Влияние типов семейного воспитания на проявление акцентуаций характера.

7. Развитие психологической готовности к материнству.

8. Особенности детско-родительских отношений в период кризиса дошкольного возраста.

9. Социально – психологическая реабилитация родителей, имеющих детей с умственной отсталостью, как фактор, способствующий гармонизации детско – родительских отношений.

10. Влияние стилей семейного воспитания на устойчивость самооценки детей младшего школьного возраста.

11. Особенности родительских отношений к детям в полных и неполных семьях.

12. Влияние типа темперамента супругов на конфликтность в браке.

13. Взаимодействие стилей семейного воспитания и проявление страхов у детей школьного возраста.

14. Взаимосвязь первого и второго браков с удовлетворенностью и неудовлетворенностью супружескими отношениями.

15. Различия ценностных ориентаций супругов как фактор возникновения супружеских конфликтов.

16. Брачное поведение молодёжи

17. Взаимосвязь агрессивного поведения подростков с жестоким обращением с ними в семье

18. Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка

19. Взаимосвязь самооценки личности и совместимости супругов

20. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах

21. Влияние кризисных ситуаций в семье на развитие личности ребенка (на примере развода)

22. Влияние личностных особенностей матери на стиль отношения к своему ребенку

23. Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка

24. Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье

25. Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

26. Влияние родительско-детских отношений на статус младшего школьника в группе

27. Влияние эмпатии на детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте

28. Деструктивные супружеские отношения, влияющие на проявление депрессивных состояний в супружеской диаде

29. Детско-родительские отношения в семье наркоманов

30. Исследование мотивационно-потребностной сферы супругов

31. Исследование насилия в семье на основе системного подхода в семейной психотерапии

32. Кризис семейных отношений и дети подросткового возраста

33. Личностно - эмоциональные особенности детей разведенных родителей

34. Личностные качества родителей и их влияние на стиль отношения к ребенку

35. Мировоззрение супругов и удовлетворенность браком

36. Особенности агрессивности подростков из семей с различными типами воспитания

37. Особенности взаимоотношений с детьми дошкольного возраста работающих и не работающих женщин

38. Особенности механизма возникновения и протекания супружеского конфликта в молодой семье

39. Особенности осознания материнства в период взрослости

40. Особенности семейных отношений в повторном браке

41. Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей

42. Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи

43. Психокоррекция детско-родительских отношений в системе мать-сын

44. Психологическая характеристика посттравматического стрессового расстройства у родителей, имеющих детей с нарушениями в развитии

45. Психологические особенности отношения мальчиков и девочек младшего школьного возраста к родителям в полных и неполных семьях

46. Самоактуализация матерей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

47. Семейные взаимоотношения как фактор эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

48. Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте

49. Социально-психологическая помощь при коррекции детско-родительских отношений в разведенной семье

50. Социально-психологические механизмы стабилизации брака после 20 лет супружеской жизни

51. Социально-психологические причины проблематичности вступления женщины, имеющей ребенка, в повторный брак

52. Социально-психологические условия формирования структуры ценностных ориентаций старшеклассников в неполной семье

В рамках каждой научной темы осуществляется детализация проблематики исследования, корректируемая ежегодно. Распределение на научное руководство магистрантов 1 курса проводит в сентябре руководителем магистерской программы.

Основная часть работы.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы.

В теоретической частиизлагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся темы работы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. Теоретический анализ предполагает полное исистематизированное изложение состояния вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению. Она включает главы, структурированные на параграфы. Теоретическая часть состоит не менее чем из трех параграфов, в содержании которых отражаются современные психолого-педагогические и философские подходы к исследуемой проблеме, раскрываются основные теоретические позиции и обсуждаются ключевые понятия, используемые при построении эмпирического исследования.Следует избегать больших диспропорций в объеме отдельных разделов. Каждый раздел и подраздел этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание, разделы работы должны заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно изложенного материала.В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическая часть работы. В эмпирической частитакже должно быть не менее трех параграфов. Содержит обоснование и описание процедуры и методов исследования; характеристику выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода опытно-экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных. В главе дается описание результатов эмпирического исследования или эксперимента, проводится анализ и обсуждение полученных данных в соотношении с литературными источниками,должна содержаться исчерпывающая информация обо всех выявленных фактах и закономерностях, их анализ и интерпретация; делаются выводы.Должны быть описаны методы обработки и анализа полученных результатов, приведены данные экспертного, факторного или кластерного анализа, коэффициенты корреляции. В случае качественных исследования необходимо обосновать и описать принципы и критерии фиксации, обработки и анализа материалов. Выводы по эмпирическому исследованию должны быть достаточно валидными, вытекать из собственных данных, соотноситься с теоретическими и эмпирическими исследованиями других ученых.

Значимо, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.

Главы должны делиться на параграфы. Нумерация глав производится римскими, а параграфов арабскими цифрами. Структурирование глав и параграфов должно быть однотипно выдержано по всей работе. Например:

Глава I.

1.1

1.2

1.3

Глава II.

2.1

2.2

Глава III.

3.1

3.2

3.3

5. Заключение. Это своеобразный «ответ введению». В «Заключении» содержится общее описание основных результатов исследования, формулируются выводы. Материал структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом.

В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования. Выводы значимо представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов – от более общих, впрямую отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.

6. Список литературы.Список литературыпредставляет собой нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме (все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме, рассмотренная автором в ходе исследования). Объем зависит от количества цитированных источников Требования к оформлению списка литературы см. ниже, а примеры библиографических записей см. Приложение 2..

Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно было найти сам источник и в нем нужную информацию. С этой целью для каждого источника необходимо указать:

· фамилии и инициалы всех авторов,

· название монографии (автор или коллектив авторов, место и год издания),

· название сборника документов или статей, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные (год и место издания),

· название журнала, его выходные данные ( номер, год и др.),

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках); порядок следования работ в списке литературы – по алфавиту на основании фамилии первого (или единственного) автора, если несколько источников одного автора, - то по фамилии следующего соавтора (если есть) или по дате издания. Все упомянутые в тексте работы персоналии и научныеисточники должны быть включены в список литературы. Список литературы не должен содержать источники, заведомо не относящиеся к заявленной теме исследовательской работы.

7. Приложение.В данном разделе могут содержаться материалы исследования в таблицах, диаграммах, графиках; тексты методик (анкеты, тесты, опросники и др), программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п.Если приложений много, то вначале дается перечень приложений. Каждое приложение имеет порядковый номер, на который даются ссылки в работе. Приложение обязательно должно иметь название, отражающее содержание представленных материалов или данных. При включении в приложение нескольких таблиц или графиков – каждый из них также должен иметь нумерацию и название, отражающие, какие переменные в них представлены. Все таблицы и графики (как в приложении, так и в основном тексте работы) должны быть сопровождены кратким, но полным по смыслу комментарием, позволяющем понять, что именно отражено в представленном материале, какие переменные, какие показатели и коэффициенты и т.д. Нумерация страниц приложения продолжает нумерацию работы в целом.

Объем диссертации – от 70 до 100 страниц машинописного текста, не включая приложения. Количество источников в списке литературы не менее 100, часть из которых должна быть на иностранных языках.

8.Оформление аннотации (реферата)

Аннотация (объем 1 стр.) содержит:

• сведения об объеме диссертации, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;

• перечень ключевых слов (5–15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей степени характеризуют ее содержание). Ключевые слова приводятся в именительном падеже, печатаются в строку, через запятые;

• в тексте реферата кратко (объем 15–20 строк) указываются: проблема, решаемая в данной работе; цели и задачи работы; объект исследования; методы; результаты работы, их новизна и практическая значимость, область применения и рекомендации по внедрению результатов.

Оформление магистерской диссертации

Оформление страниц.Текст работы должен быть набран на компьютере 14 шрифтом через полуторный интервал. Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Обязательна сквозная нумерация страниц. Номера страниц проставляются сверху посередине, номер на первой странице (титульном листе) не ставится. Размер шрифта, используемого для нумерации, должен быть меньше, чем у основного текста. Тип шрифта лучше использовать тот же самый.

Примеры оформления титульного листа и содержанияприведены в Приложении 1.После титульного листа идет лист с содержанием работы без указания номера страницы. Нумерация страницставится, начиная с третьей страницы. Страницы приложения нумеруются как продолжение работы. В конце выпускной квалификационной работы (магистров) прикладывается страница с подписью студента об авторстве (см. Приложение 7).

Шрифтовое оформление.Размер шрифта (кегль) – 14 пт. Для оформления заглавий и основного текста работы используется шрифт TimesNewRoman. В качестве базового стиля рекомендуется использовать стиль «Обычный», имеющий некоторый стандартный набор параметров для набора текста.

При выделениях в тексте используют следующие варианты: полужирный, курсив, полужирный курсив. Подчеркивание в заглавиях не допускаются, в текстах – при исключительной необходимости.

Знаки препинания.Знаки препинания должны применяться в соответствии с правилами русской пунктуации.

Точки. Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся: в конце заголовков, в подписях таблиц и рисунков; во многих сокращениях (мм, кг и пр.); в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназначена запятая).

Кавычки следует использовать только угловые. Обычные кавычки используются только в английских текстах.

Черточки. Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире – знак препинания, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.

Пробелы. Пробел используется для отделения единиц измерения от числа (127 м), для разделения порядков в больших числах (10 000 км), при этом необходимо следить, чтобы не возникало переносов. Пробелом не отделяются от чисел знаки процента и градусов (99%), показатели степени. Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок. После знака № пробел следует ставить. Не следует отбивать красную строку пробелами. После любого знака препинания ставится пробел.

Оформление абзацев.Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от одного до пяти-шести и более. Разделение на абзацы производится по смыслу излагаемого текста. В основном тексте используется выравнивание по ширине. В начале абзаца обязательна красная строка – 1,25 см (одинаково по всему тексту работы). Межстрочный интервал – полуторный.

Заголовки.Каждая новая глава работы начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям, указателям. Точки в заглавиях не ставятся.

В тексте работы рекомендуется использовать заголовки различных уровней. Их вид задается автоматически и предопределяется соответствующим стилем. Заголовки располагают посредине страницы без точки на конце. Подчеркивать и переносить слова в заголовке не допускается. Запрещается отрывать заголовки от основного текста. Заголовки глав, параграфов, разделов отделяются от текста дополнительным интервалом.

Нежелательна публикация подряд заголовков двух или трех уровней (главы, параграфа). Рекомендуется между общим заглавием и его детализацией представить преамбулу – текст на один-два абзаца, поясняющий задачи главы или ее содержание.

Содержание.Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке по сравнению с заголовками в тексте не допускается. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. В содержание должны быть включены: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы, приложение (если имеется).

Нумерация глав, параграфов.Главы следует нумеровать римскими, параграфы – арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться римскими цифрами с точкой, например: Глава I., Глава II. и т.д. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер пункта, разделенные точкой, например, для первой главы: 1.1; 1.2; 1.3.

Иллюстрации. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Возможно вынесение объемных схем или диаграмм в Приложение. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте, указанные в тексте – преимущественно в скобках (Рис. 1) или (Прил. 2, рис. 3). Между двумя соседними иллюстрациями должно быть не менее трех-четырех строк текста. От нижнего края страницы рисунок должен отделяться несколькими строками текста.

Иллюстрации обязательно должны иметь смысловое название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают до поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают только на первой странице, поясняющие данные – к каждой странице и под ними указывают «Рис. …, лист …».

Таблицы. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте по примеру: (Табл. 1).

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф. Все таблицы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись с номером (например: Таблица 4). Тематический заголовок располагают посредине страницы, пишут с прописной буквы, без точки на конце. Заголовки граф пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки могут писаться со строчной, если они грамматически связаны с главным заголовком. Следует избегать вертикальной графы «Номер по порядку», в большинстве случаев не нужной. При переносе таблицы на другую страницу следует пронумеровать графы на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Приложения.Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова Приложение и номера арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение 1). Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Примечания.Примечания помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску внизу страницы). В тексте и в подстраничном примечании используется надстрочный значок*. При использованиина одной странице нескольких примечаний количество значков увеличивается на один при каждом нов

Наши рекомендации