Профессиограмма и психограмма. Структура психограммы.
Остановимся подробнее на основных понятиях, используемых при исследовании профессий и профессионализма. В настоящее время существует несколько подходов к исследованию профессионализма, среди которых наиболее значимыми являются профессиографический и акмеологический.
Профессиограмма – это способ обобщения и представления информации о профессии в виде описания ее основных (ключевых) элементов. В профессиограмме отражаются общие особенности профессии, основные действия, операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотонность, утомление, эмоциональная напряженность и др.), объем и характер перерабатываемой информации, физическая тяжесть труда, технологические аспекты профессиональной деятельности, используемое оборудование и другие особенности [47].
Профессиограмма, представляющая собой продукт профессиографического подхода, указывает на то, что должен выполнять человек в ходе труда в своей профессиональной деятельности (с точки зрения социальных норм и требований профессии). Профессиограмма – это всегда социальная норма, хотя человек может ее преобразовывать, творчески обогащая свой труд в своей профессии.
Акмеограмма, как индивидуально-ориентированный метод исследования, раскрывает то, что может сделать человек в плане своего профессионального роста и приближения к наиболее полному следованию профессиограмме. Вместе с тем приближение к профессиограмме (к социальной норме) не обязательно есть предел профессионального роста для конкретного человека, поскольку он может двигаться в своем индивидуальном профессиональном развитии и дальше, выходя за пределы профессиограммы и обогащая ее.
Мы используем сочетание акмеологического и профессиографического подходов, поскольку выявление профессиональных требований, характерных для профессии, разработка ПВК, необходимых для ее успешного выполнения, и анализ взаимосвязи успешности профессиональной деятельности и степени выраженности ПВК в сочетании с повышением роли самого человека как активного субъекта труда в процессе своего профессионального развития позволит облегчить специалисту эффективное функционирование и гармоничное развитие своей личности средствами профессии в ходе труда.
Логическим продуктом этого интегративного подхода стала разработка психограмм основных категорий специалистов МЧС России.
Психограмма отражает информацию о тех требованиях, которые предъявляет профессия к психологическим качествам и свойствам кандидата. Будучи изначально важной составляющей частью профессиограммы, психограмма является психологическим портретом профессии. В ней отражены характеристики мотивационной, волевой и эмоциональной сфер специалиста, ряд требований профессии (специальности, должности) к психологическим и психофизиологическим качествам человека и меры их выраженности, которыми должен обладать кандидат на замещение вакантной должности для того, чтобы успешно выполнять профессиональные обязанности. Вместе с тем, учитывая акмеологический подход при составлении психограммы, был сделан особый акцент на целостности и системности рассматриваемой совокупности качеств, их взаимном влиянии друг на друга и значимости по отношении друг к другу. Также важным аспектом при составлении психограмм являлась практичность, то есть подача информации в терминах, применяемых в прикладных исследованиях, а также научность и современность подбираемых методов исследования.
Рассмотрим структурные компоненты, входящие в каждую психограмму: ПВК, анти-ПВК и Резервные ПВК.
Профессионально-важные качества (далее ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК, с одной стороны, являются предпосылкой профессиональной деятельности, а с другой – они сами совершенствуются в ходе деятельности. К ПВК относят широкий спектр разных качеств: особенности личности (определенные черты личности и характера), мотивационно-волевые особенности (мотивация достижения успеха или избегания неудач, направленность личности), психофизиологические особенности (темперамент, особенности высшей нервной деятельности), особенности психических процессов (познавательных, эмоционально-волевых) и т.д.
Также каждая психограмма содержит перечень противопоказаний, препятствующих эффективному выполнению труда – анти-ПВК.
Дополнительно в структуру разработанных психограмм были включены резервные ПВК – личностные и психофизиологические характеристики, которые не являются строго выделенными ПВК специальностей, но их наличие, с одной стороны, позволит компенсировать ряд недостаточно высоко развитых или недостающих у кандидата ПВК, а с другой – создать некий резерв функциональных возможностей, которые последовательно и произвольно включаются субъектом при осложнении условий деятельности. Таким образом, характеристики в психограмме расположены так, чтобы было понятно отсутствия какого именноПВКкомпенсирует резервное ПВК. Например (см. Приложение 1), у кандидата на замещение вакантной должности спасателя уровень базового интеллекта средний. Таким образом, у него отсутствует одно ПВК (уровень базового интеллекта выше среднего) и соответственно выражено одно анти-ПВК. Характеристики, расположенные в таблице напротив данных показателей в столбце «Резервные ПВК» (развитое абстрактное мышление, развитое пространственное мышление, высокий уровень логического мышления, высокая концентрация внимания), соответственно являются компенсацией для отсутствия этого ПВК.
Следует обратить внимание, что нормы значений по выявленным профессионально-важным характеристикам рассчитывались для каждой категории работников индивидуально, образовав определенный интервал значений.
Так, например (см. Приложение 1) такое ПВК у спасателей, как игнорирование прагматического стиля мышления, задано в диапазоне с 51 балла и ниже. При этом, в авторском варианте интерпретации методики «Индивидуальные стили мышления», игнорирование любого стиля мышления считается с 49 баллов и ниже. Это расхождение не означает, что появилась новая тестовая норма. Причина этого расхождения – то, что полученному в ходе исследования диапазону значений данного ПВК была присвоена вербальноеописание (наиболее соответствующее исходным числовым данным), применимое исключительно к психограмме, но не к интерпретации теста при составлении заключения.