Технология проведения профессионального психологического отбора.

2.1. Общие требования к проведению профессионального психологического отбора.

Как было рассмотрено ранее, профессиональный психологический отбор - весьма сложный процесс, основными этапами которого являются:

1. Подбор методов психодиагностического обследования.

2. Проведение психодиагностического обследования кандидатов с помощью тестирования и аппаратных (психофизиологических) методов.

3. Обработка результатов психодиагностического обследования.

4. Проведение индивидуальной беседы (выявление маркеров факторов «группы риска»).

5. Проведение дополнительного (углубленного) обследования (в случае необходимости).

6. Вынесение категории профессиональной психологической пригодности (далее ППП).

7. Написание заключения по результатам проведенного психодиагностического обследования.

Эффективность профессионального психологического отбора в большой степени зависит от качества его проведения и снижения вероятности ошибок и случайных влияний.

Вероятность ошибки при вынесении итоговой категории и написании итогового заключения повышают:

· Низкий уровень подготовки психолога, проводящего профессиональный психологический отбор.

· Личные симпатии или антипатии специалиста, проводящего профотбор.

· Механические ошибки при обработке данных.

· Утечка информации о содержании психодиагностических методик, используемых при ППО, что делает возможным заблаговременную подготовку кандидатов.

Для того чтобы повысить качество и эффективность профессионального психологического отбора, необходимо стандартизировать процедуру обследования и обеспечить формализацию результатов обследования. Стандартизация процедуры обследования предполагает равные условия для всех кандидатов, что обеспечивается единообразием процедуры отбора вне зависимости от того, какой психолог его проводит:

· Все кандидаты на замещение вакантной должности проходят психологическое обследование в одно и то же время (обычно в утренние часы, чтобы избежать утомления кандидата, но не слишком рано).

· Обследование проводится при хорошем самочувствии кандидата.

· Порядок выполнения и набор методик одинаков для всех кандидатов на замещение одних и тех же должностей.

· Не допускаются несанкционированные перерывы в обследовании. Для этого предпринимаются специальные меры, например, на дверь вешается специальный предупреждающий знак или надпись.

· Используются унифицированные инструкции, стимульные материалы и бланки для ответов для каждого применяемого теста.

· Психолог знает наизусть словесные инструкции к тестам, его действия отработаны до автоматизма.

· Поведение психолога нейтрально, он не придает положительной или отрицательной эмоциональной окраски своим словам, не показывает своего отношения к содержанию вопросов.

Также необходима формализация процедуры вынесения итогового заключения, цель которой – обеспечитьоднозначность и объективность интерпретации результатов психологического обследования, снижая субъективизм в выводах исследователя. Для этого устанавливаются требования к методикам, используемым при ППО:

· Требование объективности методики. Результаты обследования должны слабо зависеть от личной интерпретации специалиста, от его субъективного мнения, симпатий или антипатий. Кто бы ни проводил исследование, результат должен оставаться одним и тем же.

· Соответствие методики задачам ППО. Результат выполнения методики должен иметь толкование, отражающее степень пригодности кандидата к выполнению предстоящей деятельности.

· Существование нескольких параллельных вариантов одного и того же теста или возможности их разработать (чтобы минимизировать ущерб от возможной утечки информации).

· Требование стандартизации методики, что включает в себя следующие пункты:

Ø Надежность методики. Результаты методики при повторном тестировании испытуемых должны быть стабильными и воспроизводимыми.

Ø Валидность методики. Методика должна измерять именно то, для измерения чего она разрабатывалась, например, тест на выявление уровня тревоги должен выявлять именно уровень тревоги, а не депрессии или социальной желательности.

Ø Прогностическаявалидность. Результаты выполнения методики должны прогнозировать успешность будущей деятельности кандидата.

Ø У каждого теста есть нормативные показатели (например, стеновая шкала), для каждого из которых есть четкая словесная интерпретация. В случае получения одинаковых баллов по данной шкале результаты должны быть проинтерпретированы одинаково.

Ø Для каждого теста есть разработанные нормативы, учитывающие пол, возраст, образование и другие особенности кандидата.

Ø Методика апробирована на той же категории людей, на которой планируется ее применение.

Наши рекомендации