Социальные роли. Лидерство. Конформность.
Один из этапов становления личности – освоение социальных ролей.
Суть роли – в соблюдении определенных заданных норм и требований по отношению к конкретной группе людей. Те социальные группы, к которым человек принадлежит, определяют те формальные роли, которые ему необходимо освоить. Например, мужчина на работе может играть роль руководителя, в транспорте – пассажира и т. д. При этом любой человек, оказавшийся на его месте, соблюдал бы тот же неизменный список требований [27].
Кроме формальных ролей, есть неформальные. Под неформальными ролями понимаются некоторые устойчивые шаблоны, которые связаны с ожиданием от человека определенного стабильного поведения, которое он и раньше демонстрировал. Требования к неформальным ролям варьируются в зависимости от характеристик человека, который ее играет. Так, если брать неформальную роль лидера, то список норм и требований к авторитарному лидеру будет отличаться от аналогичного списка к демократическому, а выбор роли определяться свойствами характера человека.
Остановимся подробнее на феномене лидерства.
Лидер – это такой член группы, за которым остальные признают право определять направление и характер деятельности всей группы, регулировать в ней протекание межличностных отношений и принимать ответственные решения в значимых ситуациях. В отличие от него, формальная роль руководителя предполагает регулирование официальных отношений, большую стабильность в статусе и проявлениях (лидеры могут стихийно меняться и их деятельность зависит от настроения группы), использование санкций [3].
Часто, чтобы быть успешным руководителем и эффективно управлять людьми, как в малых, так и в больших группах, необходимо владение ролью лидера, что требует проявления таких качеств, как энергичность, уверенность в себе, развитые организаторские и коммуникативные склонности, высокая самооценка.
Также важным индивидуальным качеством, которое существенно влияет на внутригрупповые процессы, является конформность.
Конформность – это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его мнения и поведения в соответствии с мнением и поведением большинства [44].
Петровский А.В. выделяет 3 типа конформного поведения [3]:
1. Внутригрупповую внушаемость, когда мнение группы бесконфликтно принимается («Начальник дал задание и предложил самим выстроить план работы. Мне досталась вот эта часть работы, и значит ее надо сделать»);
2. Собственно конформность, когда присутствует внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении (Например, «Начальник дал задание и предложил самим выстроить план работы. Я не согласен с распределением работы, но не хочу ссориться сколлегами, поэтому принимаю их вариант, хотя очень недоволен и раздражен»);
3. Коллективизм или коллективистическое самоопределение, когда личность сознательно принимает оценки, правила, нормы и задачи группы (Например, ««Начальник дал задание и предложил самим выстроить план работы. Я взял ту часть задания, с которым, как я думаю, я справлюсь лучше всего и смогу показать себя как хорошего профессионала.У нас принято выполнять свою работу хорошо. Я горжусь своей профессией, и стремлюсь к высокими результатам. От моей части работы многое зависит»).
Конформность тесно связана с групповой сплоченностью и позволяет эффективно и согласованно выполнять деятельность, требующую слаженной работы нескольких человек.
Людей, демонстративно занимающих позицию отрицания и несоблюдения групповых норм, противостоящих мнению группы любой ценой, называют негативистами. Они зависимы от группы и привязаны к ее мнению, но их цели не совпадают с групповыми.
Явление, противоположное конформности – независимость. Самостоятельные, независимые люди опираются только на собственные мнения, суждения, установки. Их деятельность эффективнее, когда они работают одни [3, 23, 44].
При проведении профотбора на руководящие должности нас интересует степень выраженности лидерских черт кандидата. При отборе на специальности, требующие умения работать в команде (например, пожарный) нам важна степень конформности, зависимости от группы, способности соблюдать групповые правила и нормы.