Темперамент. Характер. Личность.
В структуре личности можно выделить 3 уровня: уровень индивида, уровень характера и уровень непосредственно-личностный.
Первый уровень – это уровень индивида.
Индивид – это характеристика человека как особи данного биологического вида. К индивидному уровню относятся половые, физиологические и психофизиологические характеристики, а также различия в асимметрии полушарий и темпераменте. Это наиболее постоянные и неизменные свойства человека, определяемые его генотипом. Они наименее подвержены социальному влиянию [37].
Наиболее существенной характеристикой человека как индивида является темперамент.
Темперамент – это совокупность динамических особенностей психической деятельности, таких как темп, ритм, сила психических процессов, общая интеллектуальная, двигательная и эмоциональная активность, скорость возникновения и угасания реакции, способность переключаться с одной деятельности на другую. Темперамент не определяет содержательных характеристик поведения, не может указать направления, в котором будет развиваться личность, он лишь задает рамки этого развития [30, 41].
Вторым уровнем является уровень характера. Под характером мы понимаем совокупность устойчивых свойств личности, которые проявляются в типичных для нее отношениях к миру, способах деятельности, стилях поведения и переживаний. Формирование характера происходит в процессе взаимодействия темперамента со средой, при этом одни природные свойства усиливаются и заостряются, другие переходят под контроль сознания, смягчаются, трансформируются [41, 49].
В норме хорошо адаптированный человек способен использовать разные стратегии и способы поведения, гибко приспосабливая свои реакции к требованиям среды.
Когда отдельные черты характера чрезмерно усиливаются, что обеспечивает более узкий диапазон возможных реакций, говорят об акцентуации характера (термин К. Леонгарда). Акцентуированная личность более уязвима, в личностно-значимых или стрессогенных ситуациях может действовать, используя свои типичные реакции, хотя они явно неприменимы, что выглядит как неадекватность действий. При этом, если условия жизни и деятельности благоприятны для акцентуанта, то он может быть высоко адаптирован и очень продуктивен, достигая вершин в верно выбранной области [49].
Тогда как акцентуация характера является крайним вариантом психической нормы, то такое заострение черт характера, как психопатия, выходит за пределы нормы.
Под психопатией понимается нарушение характера, отвечающее 3 критериям П.Б. Ганнушкина: наличием тотальности, стабильности и дезадаптации.
Тотальность означает, что одно и тоже качество (например, тревожность) должно проявляться в разных сферах жизни, например в семье, на работе, при общении с незнакомыми людьми.
Стабильность означает, что данное качество должно неизменно наблюдаться в течение длительного времени (обычно, начиная с подросткового возраста или ранее и до конца жизни). При этом должны отмечаться отчетливые нарушения социальной адаптации,которая, в отличие от таковой у акцентуированных личностей, может происходить не только в сложных стрессогенных условиях, но и в обычной жизни. Так, например, психопаты могут испытывать выраженные трудности в установлении и поддержании межличностных отношений, выполнении трудовых обязанностей и закреплении на рабочем месте [41].
В современной психологии и психиатрии на смену понятию «психопатия» приходит понятие личностное расстройство.
Третий уровень – уровень непосредственно-личностный.
Личность по А.В. Петровскому – это человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности [48].
Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе развития, через общение, путем усвоения и интериоризации социального опыта.
Специфика человека как личности определяется активностью – стремлением субъекта изменять и преобразовывать мир, действовать за пределами требований ситуации и социальных ролей, создавать, творить. Также важны направленность – устойчивая доминирующая система мотивов, ценностей и установок, определяющая всю деятельность человека, и целостность – интегративная структура, обеспечивающая иерархически соподчиненную работу всех психических свойств и процессов [23].
Таким образом, если характер – это способ осуществления деятельности, стиль реализации определенной жизненной позиции, то именно личность и задает, и определяет данную позицию, наполняя ее смыслом и содержанием.
Разницу между характером и личностью хорошо проясняют примеры Б.С. Братуся [12]: «хороший человек с плохим характером» (личность направлена на созидание, при этом человек может быть излишне вспыльчив и раздражителен) и «плохой человек с хорошим характером» (личность совершает асоциальные поступки, при этом человек уравновешен и приятен в общении).
Таким образом, формируя целостный портрет личности, необходимо учитывать все ее уровни в их взаимовлиянии и взаимодействии.
Свойства и качества индивидного уровня, которые нам важны, подробно описаны в главе, посвященной психофизиологической сфере.
В рамках профотбора мы выявляем черты характера кандидата и определяем, находятся ли они в норме или выходят за ее пределы. Акцентуация и, тем более, превышение границ нормы способны затруднить или даже нарушить адаптацию и помешать оптимальному выполнению должностных обязанностей.
Самооценка.
Самооценкой называется оценка личностью самой себя, своих возможностей и результатов деятельности, личностных качеств и места среди других людей [44].
Самооценка отражает уровень самоуважения и самопринятия, степень удовлетворенности собой, а также уверенности в себе. Она формируется на базе оценок окружающих, которые, интериоризируясь, превращаются в самоотношение [35].
Самооценка по уровню может быть высокой, средней или низкой, а по степени реалистичности – адекватной или неадекватной (завышенной или заниженной).
Личности с высокой самооценкой высоко оценивают свои способности и личностные качества (выше, чем большинство людей), не сомневаются в себе и в своем будущем успехе, считают себя способными и достойными многого достичь.
Личности со средней самооценкойсчитают, что они не сильно отличаются от других людей, то есть такие же, как большинство. У них в целом достаточный уровень самоуважения и самопринятия, достаточная степень удовлетворенности собой и уверенности в себе.
Личности с низкой самооценкойсчитают себя хуже, чем большинство людей, негативно оценивают свою способность решать задачи и достигать успеха.
Люди с адекватной самооценкой правильно оценивают свои силы и способности, уверены в себе, способны выбирать задачи себе по силам и ответственно подходить к их выполнению, склонны иметь ровный фон настроения.
Неадекватная самооценка служит источником различных трудностей для ее обладателя и затрудняет адаптацию. Люди с неадекватно завышенной самооценкой характеризуются недостаточной критичностью, безответственностью, неумением планировать свою деятельность и отвечать за последствия своих поступков, а также сложностями в построении прочных межличностных отношений. Люди с неадекватно заниженной самооценкой склонны к невротизации, депрессиям, тревожности, не уверены в себе, обидчивы, мнительны, характеризуются повышенностью требовательностью к себе и часто неуспешны в деятельности.
В рамках профотбора мы всегда обращаем внимание на самооценку кандидата на замещение вакантной должности, но исследуем ее не напрямую, а оцениваем исходя из результатов личностных тестов. Так, например, депрессивные и тревожные личности склонны иметь среднюю или низкую самооценку, а гипоманиакальные и импульсивные – высокую.