Интеллектуальная лабильность.

Оглавление

Оглавление. 3

Введение. 6

1. Основные понятия и определения, используемые при изучении кандидата при профессиональном психологическом оборе. 8

1.1. Основные понятия и определения, используемые при изучении интеллектуально-мнестической сферы. 9

1.1.1. Мышление. Интеллект. 9

1.1.2. Стили мышления. 12

1.1.3. Интеллектуальная лабильность. 15

1.1.4. Внимание. Свойства внимания. 16

1.1.5. Память. Виды памяти. 18

1.2. Основные понятия и определения, используемые при изучении эмоционально-личностной сферы. 21

1.2.1. Подходы к рассмотрению личности. 21

1.2.2. Темперамент. Характер. Личность. 22

1.2.3. Самооценка. 25

1.2.4. Социальные роли. Лидерство. Конформность. 26

1.2.5. Эмоции. Аффекты. Чувства. Настроение и эмоциональный фон. 27

1.2.6. Защитные механизмы личности. 30

1.2.7. Стресс. Тревожность. Фрустрация. Агрессивность. 31

1.3. Основные понятия и определения, используемые при изучении мотивационно-волевой сферы. 34

1.3.1. Потребности и мотивы. 34

1.3.2. Направленность личности. 36

1.3.3. Мотивация. Связь мотивации с волей. Мотивационные и волевые процессы. 37

1.3.4. Локус контроля. 38

1.3.5. Уровень притязаний. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. 39

1.3.6. Воля и волевые качества. 40

1.4. Основные понятия и определения, используемые при изучении психофизиологической сферы. 43

1.4.1. Основные нервные процессы в ЦНС. Сила, выносливость, подвижность, лабильность и уравновешенность нервных процессов. 43

1.4.2. «Цена» адаптации. Функциональное состояние. 46

1.4.3. Регуляция движений и действий. 50

1.4.4. Тип реагирования. Стенический и гипостенический типы реагирования. Астенический и гиперстенический типы реагирования. 52

2. Технология проведения профессионального психологического отбора. 53

2.1. Общие требования к проведению профессионального психологического отбора. 53

2.2. Этические принципы психолога при проведении психодиагностического обследования. 56

2.3. Беседа как метод ППО. Основные принципы беседы. 57

3. Общие и частные способности в структуре ППО. Группы риска. 58

4. Профессиограмма и психограмма. Структура психограммы. 59

5. Вынесение категории профессиональной психологической пригодности. 62

6. Составление итогового заключения. Структура заключения. 67

Заключение. 68

Список литературы.. 69

Приложение 1. Психограмма спасателя МЧС России. 73

Выставление категории профессиональной психологической пригодности спасателям МЧС России: 76

Приложение 2. Психограмма пожарного боевого расчета ФПС МЧС России. 77

Выставление категории профессиональной психологической пригодности пожарным боевого расчета ФПС МЧС России: 79

Приложение 3. Психограмма начальника караула пожарной части ФПС МЧС России. 80

Выставление категории профессиональной психологической пригодности начальникам караула пожарной части ФПС МЧС России: 83

Приложение 4. Психограмма водителя пожарного автомобиля ФПС МЧС России. 84

Выставление категории профессиональной психологической пригодности водителям пожарного автомобиля ФПС МЧС России: 86

Приложение 5. Психограмма инспектора ГПН ФПС МЧС России. 87

Выставление категории профессиональной психологической пригодности инспекторам ГПН ФПС МЧС России: 89

Приложение 6. Психограмма инспектора ГИМС МЧС России. 90

Выставление категории профессиональной психологической пригодности инспекторам ГИМС МЧС России: 93

Приложение 7. Психограмма пилота МЧС России. 94

Выставление категории профессиональной психологической пригодности пилотам МЧС России: 96

Приложение 8. Психограмма авиационного штурмана МЧС России. 97

Выставление категории профессиональной психологической пригодности штурманам МЧС России: 99

Приложение 9. Психограмма бортмеханика МЧС России. 100

Выставление категории профессиональной психологической пригодности бортмеханикам МЧС России: 102

Приложение 10. Психограмма психолога МЧС России. 103

Выставление категории профессиональной психологической пригодности психологам МЧС России: 105

Приложение 11. Маркеры факторов «группы риска». 106

Список сокращений. 117

Введение

Профессиональный психологический отбор (ППО) является одним из важнейших мероприятий при приеме на работу или службу, так как позволяет спрогнозировать эффективность деятельности кандидатов, дает возможность избежать возможных ошибочных действий, которые могут быть совершены по причине несоответствия индивидуально-психологических качеств кандидата требованиям профессиональной деятельности. Это тем более значимо, что ошибки, допущенные в ходе выполнения служебных задач, могут угрожать жизни и безопасности людей, а также повлечь за собой материальный и моральный ущерб.

Под профессиональным психологическим отбором в системе МЧС России понимается комплекс психодиагностических мероприятий, направленных на выявление психологических, социально-психологических и психофизиологических особенностей кандидатов, оценку уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств, определение степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности.

Объективная необходимость профессионального психологического отбора обусловлена тем, что между людьми имеются устойчивые и существенные различия в физиологических, биологических, психологических и других свойствах и качествах. Профессиональный психологический отбор позволяет не только выявить кандидатов, которые по своим личностным качествам и свойствам отвечают требованиям специфики деятельности, но и создает необходимые предпосылки для индивидуализации обучения и организации деятельности.

Целью профессионального психологического отбора является качественное комплектование структурных подразделений МЧС России (военнослужащими, сотрудниками ФПС ГПС, ФГГС и работниками), а также высших учебных заведений (курсантами и слушателями). Итогом профессионального психологического отбора является вынесение категории профессиональной психологической пригодности кандидату по конкретной специальности на основании индивидуальных, личностных, типологических характеристик и построение предварительного прогноза успешности учебной или профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор - весьма сложный процесс, основными этапами которого являются:

1. Подбор методов психодиагностического обследования.

2. Проведение психодиагностического обследования кандидатов с помощью тестирования и аппаратных (психофизиологических) методов.

3. Обработка результатов психодиагностического обследования.

4. Проведение индивидуальной беседы (выявление маркеров факторов «группы риска»).

5. Проведение дополнительного (углубленного) обследования (в случае необходимости).

6. Вынесение категории профессиональной психологической пригодности (далее ППП).

7. Написание заключения по результатам проведенного психодиагностического обследования.

По мнению А.Г. Маклакова [31], для того чтобы грамотно провести психологическое обследование, как и в любом другом виде деятельности психолога, необходимо иметь практические навыки и определенные личностные качества. Например, при проведении массового обследования психолог должен уметь одновременно контролировать работу относительно большого количества людей, а также проявлять свои волевые качества, задавая обследуемым определенный темп работы и мотивируя их на необходимость выполнения соответствующих заданий.

Для оптимизации процесса профессионального психологического отбора в МЧС России сотрудниками НИО психологической и психофизиологической диагностики ФКУ ЦЭПП МЧС России были разработаны психограммы основных категорий специалистов МЧС России, которые содержат перечень психологических и психофизиологических профессионально важных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

В представленном методическомруководстве описаны некоторые теоретические аспекты, а также методы, используемые при проведении профессионального психологического отбора и сами критерии отбора.

Конечно, данный подход не является единственным. Однако, однозначность понимания ряда теоретических и методологических положений, единый подход к проведению мероприятий по профессиональному психологическому отбору обеспечат согласованность работы специалистов всей психологической службы МЧС России. А единый инструментарий и система оценки показателей – сопоставимость заключений о профессиональной психологической пригодности и данных об индивидуально-психологических особенностях конкретных лиц, прошедших профессиональный психологический отбор в различных подразделениях МЧС России. Таким образом, независимо от того, где кандидат будет проходить профессиональный психологический отбор и кто из специалистов психологической службы МЧС России проводит мероприятие, результат будет одинаковым.

Следует помнить, что профессиональный психологический отбор не является мероприятием, изолированным от остальной психологической работы. По результатам профессионального психологического отбора выстраивается система подготовки, обучения и организации деятельности, которая позволит достичь должной результативности в профессиональной деятельности.

1. Основные понятия и определения, используемые при изучении кандидата при профессиональном психологическом отборе.

В целом при профотборе исследуются следующие сферы: интеллектуально-мнестическая, эмоционально-личностная, мотивационно-волевая и психофизиологическая.

Интеллектуально-мнестическая сфера включает в себя свойства, определяющие принципиальную возможность овладения профессией и профессиональными навыками, такие как базовый интеллект, мышление, интеллектуальная лабильность, стиль мышления, внимание и память.

Эмоционально-личностная сфера включает в себя качества, обеспечивающие или затрудняющие успешную социальную адаптацию, такие как коммуникативные навыки, общительность, принятие и соблюдение групповых и социальных норм, присутствие лидерских черт, наличие и тип акцентуаций характера, наличие психопатий и расстройств личности, тревожности, агрессивности, конфликтности и т.д. Также важнытекущие и преобладающие эмоции и эмоциональный фон, их стабильность и адекватность ситуации; стрессоустойчивость и фрустрационная толерантность, наличие или отсутствие клинически выраженных нарушений адаптации, например, эмоциональных расстройств (депрессии, гипомании и т.д.).

Мотивационно-волевая сфера отражает то, как имеющиеся способности и личностные качества используются, применяются человеком, насколько развиты его волевые качества, свойственна ему мотивация достижения успеха или мотивация избегания неудач, на что направлен в профессиональной деятельности, какой у него уровень притязаний и локус контроля.

Психофизиологическая сфера отражает свойства и качества (такие как лабильность и выносливость нервных процессов, уровень функционального состояния, скорость, качество и стабильность реакций на стимулы и т.д.), которые способны обеспечить эффективное и продуктивное выполнение должностных обязанностей на высоком уровне в течение необходимого времени.

1.1. Основные понятия и определения, используемые при изучении интеллектуально-мнестической сферы.

Мышление. Интеллект.

Мышление — одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности [44]. Также часто говорят о мышлении в узком смысле как о процессе решения задач, возникающих как в обычной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности [16].

Выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации в реальном мире.

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них.

Словесно-логическое (или вербальное) мышление характеризуется использованием понятий, логических конструктов. Оно функционирует на базе языковых средств, и на его основе формируются и функционируют различные виды обобщений [44].

Основными операциями мышления являются анализ, синтез, сравнение обобщение, абстракция, конкретизация, индукция, дедукция. Соответственно часто выделяют такие виды мышления как аналитическое, абстрактное, конкретное, дедуктивное и т.д.[11, 44].

Рассмотрим основные операции мышления подробнее.

Абстракция– это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Например, при слове «стол» мы представляем себе некий об­раз целого класса предметов. Для того, чтобы выделить существенные признаки, образующие данное понятие, нам надо отвлечься от целого ряда частных свойств, характерных только для конкретных, известных нам столов (например, желтый, круглый, на 3х ножках и т.д.).

Чем дальше понятие от непосредственного опыта, тем сложнее осуществляется операция абстрагирования. Такие абстрактные понятия, как «счастье», «любовь», «мудрость» труднее образовать и усвоить, чем более конкретные. Развитое абстрактное мышление особенно нужно в научной деятельности, где необходимо оперировать множеством теоретических, гипотетических конструктов, недоступных прямому наблюдению (например, «валидность», «невроз», «личность»), а также при работе по специальностям, требующим высокой квалификации. Конкретное мышление может подходить для прикладной и практико-ориентированной деятельности, оно тесно связано с наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением и позволяет эффективно осуществлять действия и операции с предметами в реальном мире [30, 55].

Обобщение– это продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности [44].

Люди с интеллектуальными нарушениями часто не способны производить операцию обобщения должным образом, объединяя предметы по слишком конкретным признакам, например, «у саней и телеги общее то, что они сделаны из дерева», не выходя на более высокий видовой уровень («сани и телега – это транспорт»), что трактуется как снижение уровня обобщения. Люди с чрезмерно конкретным мышлением могут буквально понимать смысл пословиц и поговорок («ежовые рукавицы – это рукавицы из ежа»), делать достаточно ограниченные и примитивные выводы, испытывать трудности при выходе из конкретно-ситуативного контекста.

Также обобщение может производиться по незначимым, латентным связям между предметами, например, «общее между ежом и молоком то, что они оба сворачиваются» или по субъективно-значимым связям («общее между ботинком и карандашом то, что они оба есть у меня в комнате»), что трактуется как искажение уровня обобщения. Люди с искаженным уровнем обобщения могут характеризоваться своеобразием мыслительной деятельности, вплоть до нарушений ее продуктивности, испытывать сложности в общении с другими людьми, не стремясь быть ими понятыми [18].

Сравнение – это установление сходства и различия между предметами или понятиями.

Анализ – это рассмотрение, изучение, предмета или явления посредством деления его на составные части, определение входящих в целое элементов, разбор его свойств.

Индукция – движение знания от единичных утверждений к общим положениям, вид умозаключения, где осуществляется переход от частного к общему.

Дедукция – процесс логического вывода от общего к частному, т.е. перехода от посылок к заключениям в соответствии с правилами логики [16].

Перечисленные выше операции мышления лежат в основелогического мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.

Мышление включает в себя такое понятие как интеллект. Часто термины «интеллект» и «мышление» используются как синонимы, особенно когда идет речь о каком-то специфическом виде мышления или интеллекта, например пространственном или математическом.

Также термин «мышление» используется, когда надо подчеркнуть процессуальный, комплексный, многозвеньевой характер этой высшей психической функции, а термин интеллект – когда речь идет о врожденных способностях к какому-нибудь виду деятельности.

При этом с развитием концепции интеллекта изначальная предпосылка о его биологическом, врожденном характере подверглась пересмотру, поскольку доказано, что на развитие интеллекта оказывают большое влияние социальные и культурные факторы, но прежняя семантическая нагрузка этого понятия часто все еще сохраняется.

Итак,интеллект– это умственные способности в самом широком смысле, включающие в себя способность рассуждать, строить планы, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро обучаться новым навыкам и учиться на собственном опыте [39].

Для рассмотрения структуры интеллекта обратимся к теории, предложенной Ч. Спирменом. Он вводит фактор общего или базового интеллекта, представляющий собой «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения заданий любого характера. Помимо общего интеллекта в структуре присутствует фактор специального интеллекта, представляющий собой совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности: математической, лингвистической, музыкальной, технической [17].

Х. Гарднер выделял 7 специфических интеллектов в составе общего интеллекта [41]:

1) Лингвистический интеллект – вербальные способности, способности к переработке филологической и грамматической информации;

2) Логико-математический интеллект – способность рассуждать математически и пользоваться математическими символами;

3) Пространственный интеллект – способность к пространственному воображению, к ориентации в пространстве (в том числе – к ориентации на местности по карте);

4) Музыкальный интеллект – способность воспринимать и воспроизводить высотно-тональные и ритмические наборы звуковых сигналов;

5) Телесно-кинестетический интеллект – способность к гармоничным тонко координированным движениям, к грациозным и точным двигательным действиям, (характерен, например, для таких профессий как хирург, балетный артист);

6) Межличностный интеллект – способность понимать других людей, их чувства, переживания, стиль мышления, внутренний мир;

7) Внутриличностный интеллект – способность познавать самого себя, реалистично оценивать свои возможности, положительные и отрицательные стороны, иметь развитое чувство самоидентификации.

Необходимо отметить, что в обследовании связь между мышлением и интеллектом может проявляться по-разному. Человек, имея высокий или средний базовый интеллект, может обнаруживать нарушения мышления, например, искажение уровня обобщения, разноплановость, сверхценные идеи. Конкретность мышления может быть как у людей с низким базовым интеллектом, так и у людей с нарушениями динамики психической деятельности, а также при соответствующем личностном складе кандидата, предпочитающего опираться на конкретные, наглядные, функциональные признаки.

При профотборе нас интересует способность кандидата к обучению, овладению спецификой труда, способность применять полученные знания, сочетать их с ранее имеющимися. Наибольшее внимание мы уделяем диагностике базового интеллекта как общей мыслительной способности, являющейся фундаментом всех остальных мыслительных процессов, а также диагностике абстрактного мышления. При отборе на руководящие должности, а также на специальности, предъявляющие повышенные требования к способности обрабатывать данные, (бухгалтер, программист) нас также интересует уровень логического мышления.

Если условия работы кандидата предполагают наличие хороших способностей к ориентировке на местности (спасатель, пожарный), то также выявляется уровень пространственного мышления. Если условия работы кандидата предполагают понимание работы различных механизмов и предметов техники (например, бортмеханик, архитектор), то дополнительно исследуется техническое мышление.

Также могут использоваться методики, представляющие собой батарею тестов на интеллект, выявляющих различные специальные способности с выведением единого интегрального показателя уровня интеллектуального развития, например, Краткий ориентировочный тест.

Стили мышления.

Стиль мышления – система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей [2].

Рассмотрим пять основных стилей мышления [2]:

1. Синтетический стиль мышления.Люди, обладающие этим стилем мышления, ищут способ создавать что-то качественно новое и оригинальное из вещей или идей, которые сами по себе подобными качествами не обладают, способны комбинировать разные, зачастую противоположные концепции.Их можно описать как теоретиков, сконцентрированных на основополагающих, принципиальных допущениях и положениях. Они не склонны изменять свою позицию в дискуссиях и спорах без должного контробоснования со стороны собеседника.

Синтетики эффективны в задачах, требующих всестороннего рассмотрения ситуации, способны находить творческие пути ее решения.

Однако им так же свойственна повышенная конфликтность, излишнее стремление к новизне и переменам, чрезмерное теоретизирование.

2. Идеалистический стиль мышления.Люди, обладающие данным стилем мышления, склонны к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблемы. Также для них характерен повышенный интерес к человеческим ценностям, целям, потребностям и мотивам.

Идеалисты эффективны в плохо структурированных, неподдающихся прогнозу ситуациях, затрагивающих жизненные ценности и чувства людей.

Однако ситуации, предполагающие наличие множества вариантов решения, вызывают затруднения у людей идеалистического стиля мышления. Также идеалисты склонны поверхностно относится к деталям и проблемам.

3. Прагматический стиль мышления.Люди, обладающие этим стилем мышления, склонны опираться на личный опыт, которым они руководствуются при оценкеправильности или неправильности идей, решений, поступков, а также жизни в целом. Они способны проявлять гибкость и адаптивность в различных ситуациях. Ориентированы на получение быстрого конечного результата.

Прагматики эффективны в сложных ситуациях, требующих быстрого принятия решения. С энтузиазмом включаются в процесс коллективного мышления, формируя стратегию и тактику быстрого достижения цели.

Однако задачи, требующие длительного времени на их решение, вызывают у людей прагматического стиля мышления снижение мотивации, малую заинтересованность.

4. Аналитический стиль мышления.Людей, обладающих этим стилем мышления, отличает логическая, методичная, тщательная (с акцентом на детали) и осторожная манера решения проблем. Прежде чем принять решение, они разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации.

Аналитики эффективны в деятельности, характеризующейся стабильностью и постоянством. Склонны систематизировать и структурировать любую полученную ими информацию. Подобное стремление к созданию оптимально удобной структуры, без потери какой-либо качественной ее составляющей способно обеспечить стабильность и эффективность работы.

Однако, для аналитиков характерна недостаточная гибкость мышления, поэтому плохо структурированные ситуации могут вызывать трудности принятия решения. Также аналитики испытывают безразличие к человеческим ценностям и склонны проявлять излишнюю осторожность.

5. Реалистический стиль мышления. Люди, обладающие этим стилем мышления, стремятся свести к минимуму вероятность возникновения ошибок, принимая решения взвешенно и обоснованно с опорой на факты и правила. Для них объективным является только то, что можно непосредственно почувствовать или ощутить.

Реалисты способны эффективно действовать в хорошо определенных ситуациях с ясной целью, обеспечивая в группе побуждение на решение текущих неотложных потребностей.

Однако им свойственно стремление действовать по упрощенным, заданным ранее схемам. Расхождения во мнениях с другими людьми склонны игнорировать.

В рамках профессионального психологического отбора нас в первую очередь интересует предпочтение того или иного стиля мышления, так как это позволит определить индивидуальные различия в интеллектуальной деятельности, особенности восприятия, своеобразие способов решения задач и особенности принятия решений, присущие кандидату на замещение вакантной должности. Каждый из рассмотренных нами стилей мышления способен оказаться наиболее эффективным в различных видах профессиональной деятельности, что может положительно влиять на профессиональную успешность. Напротив, выраженное пренебрежение или игнорирование какого-либо стиля мышления может свидетельствовать о том, что данный стиль не будет использоваться даже в тех ситуациях и видах деятельности, для которых он наиболее пригоден, что потенциально может служить источником различных трудностей.

Память. Виды памяти.

Память– формапсихического отражения, заключающаяся в закреплении, хранении и последующем воспроизведении и узнавании прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [50]. Также важным процессом в памяти является процесс забывания, благодаря которому сохраняется и воспроизводится только та информация, которая нужна, важна и часто используется человеком, что способствует большей скорости и эффективности деятельности, не затрудненной обработкой огромных массивов данных, полученных за все время жизни от всех органов чувств.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Запоминание– процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение– процессактивной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание– процессывосстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта [50].

Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Так как каждый момент поведения человека определяется его жизненным опытом,сохранение материала в памяти зависит от участия в деятельности личности[43].

Память лежит в основе способностей человека и является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества [38].

Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.

В зависимости от характера психической активности памятьделится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую [43].

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение двигательной памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться ходить, двигаться, писать и т.д. [43].

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия, вызвавшего в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувствовать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмоциональной памяти [43].

Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти, как и соответствующие ощущения, они особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности [43].

Словесно-логическая память – это память на мысли. А так как формой существования мысли является речь, данная память называется словесно-логической.

В зависимости от характера целей деятельности память делится на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – это такая память, в которой запоминание и воспроизведение осуществляется без наличия специальной цели что-то запомнить или припомнить.

Произвольная память – это память, в которой ставится специальная мнемическая цель, т.е. человек ставит перед собой цель что-то запомнить или вспомнить.

В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала память может быть кратковременной, долговременной и оперативной.

Кратковременная память – это память, в которой информация хранится несколько секунд. Кратковременная память характеризуется кратким сохранением информации после однократного, очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые секунды после восприятия материала) [43].

Исследователь Джордж Миллер доказал, что объем кратковременной памяти определяется числом объектов и равен 7±2. Данный показатель, названный «числом Миллера», отражает то количество информации (набор слов или цифр), которое способен удержать в кратковременной памяти среднестатистический человек [1, 38, 43].

Долговременная память – это память, в которой информация может храниться длительно – от нескольких минут до нескольких лет, и даже всю жизнь.

Под оперативной памятью понимаются мнемические процессы, которые обслуживают непосредственно осуществляемую деятельность или ее действия. Например, человек при умножении чисел помнит промежуточный результат лишь до тех пор, пока не получит конечный результат. Сохранение этого промежуточного результата на необходимое человеку время – и есть оперативная память.

В зависимости от использования способов запоминания память делится на опосредованную и непосредственную.

Опосредованная память – это память, при которой используются специальные средства для запоминания.

Непосредственная память – это память, при которой запоминание информации осуществляется без специальных вспомогательных средств.

Для целей профотбора наиболее важным представляется исследование кратковременной и долговременной памяти, так как эти виды памяти лежат в основе обучения, извлечения информации из прошлого опыта и действий на основе данной информации. При этом, поскольку большинство данных, с которыми приходится работать, представлены в словесном виде, то чаще всего исследуется именно словесно-логическая память.

Если для работы кандидата важно восприятие и запоминание информации в визуальной модальности, то проводится исследование образной памяти (например, у пожарных боевых расчетов и начальников караула пожарной части). Если профессия или должность кандидата подразумевает работу с большими массивами данных и быстрое принятие множества решений, также может проводиться изучение оперативной памяти.

Опосредованная память исследуется, когда необходимо изучить влияние особенностей мышления кандидата и его личностных качеств на выбор средств запоминания и его продуктивность.

Итак, мы рассмотрели основные понятия и определения, используемые при изучении интеллектуально-мнестической сферы, включая мышление и интеллект, стили мышления и интеллектуальную лабильность, память и внимание. Данная сфера включает в себя те основные процессы и функции, которые являются базисом, определяющим принципиальную возможность овладения профессией и профессиональными навыками, а также эффективность и успешность выполняемой работы. Без внимания человек не будет воспринимать и адекватно обрабатывать поступающую информацию, пропуская мимо себя данные, отвлекаясь и делая много ошибок. Без памяти, восприняв верно информацию, он не сможет ее удержать, запомнить, закрепить или вовремя воспроизвести, а значит воспользоваться данной информацией. Имея низкую интеллектуальную лабильность, кандидат будет очень медленно обучаться, воспринимать новое, даже при нормальных памяти и внимании, испытывать трудности при резкомизменении ситуации. Без интеллекта и мышления, даже имея в распоряжении достаточную для работы и принятия решения информацию, человек не сможет ее верно понять, истолковать, проанализировать, а значит применить имеющиеся знания на практике. Таким образом, достаточное развитие свойств интеллектуально-мнестической сферы является одним из наиболее существенных факторов при принятии решения о выставлении общей категории профессиональной психологической пригодности.

1.2. Основные понятия и определения, используемые при изучении эмоционально-личностной сферы.

Самооценка.

Самооценкой называется оценка личностью самой себя, своих возможностей и результатов деятельности, личностных качеств и места среди других людей [44].

Самооценка отражает уровень самоуважения и самопринятия, степень удовлетворенности собой, а также уверенности в себе. Она формируется на базе оценок окружающих, которые, интериоризируясь, превращаются в самоотношение [35].

Самооценка по уровню может быть высокой, средней или низкой, а по степени реалистичности – адекватной или неадекватной (завышенной или заниженной).

Личности с высокой самооценкой высоко оценивают свои способности и личностные качества (выше, чем большинство людей), не сомневаются в себе и в своем будущем успехе, считают себя способными и достойными многого достичь.

Личности со средней самооценкойсчитают, что они не сильно отличаются от других людей, то есть такие же, как большинство. У них в целом достаточный уровень самоуважения и самопринятия, достаточная степень удовлетворенности собой и уверенности в себе.

Личности с низкой самооценкойсчитают себя хуже, чем большинство людей, негативно оценивают свою способность решать задачи и достигать успеха.

Люди с адекватной самооценкой правильно оцени<

Наши рекомендации