Неточность, неясность, многозначность

Слова нашего повседневного языка и выражаемые ими понятия часто оказываются неточными и неясными. Это приводит к ошибкам в рассуждениях,

к бесплодным спорам, служат основой софистики и демагогии. Логика пытается устранить неясность и многозначность выражений нашего языка или хо­тя бы обратить на них внимание.

Неточным является такое понятие, границы объема которого расплывчаты, неопределенны.

Возьмите, скажем, понятие “молодой чело­век”. Ну, в 20 лет человека можно считать моло­дым. А в 30? А если человеку уже перевалило за 40? Нет четкой границы между молодым и немо­лодым человеком. Таковы же понятия “высо­кий”, “дом”, “окно”, “далекий” и т.д. Взгляните, как легко впасть в противоречие при использо­вании неточного понятия! Известно, что на голо­ве человека около 100 тыс. волос. Выберем 100 тыс. человек и выстроим их в ряд. Первым поставим человека с наибольшим количеством волос на голове; вторым — того, у которого на один волос меньше; третьим - того, у которого на один волос меньше, чем у второго, и т.д. По­следним в ряду будет человек, у которого на го­лове нет ни одного волоса. Пройдемся вдоль этого ряда. Первый человек в ряду, безусловно, не лысый. Взяв произвольную пару из этого ряда, найдем, что если первый из пары — не лысый, то и второй не будет лысым, ведь у него всего на один волос меньше! Отсюда на основании мате­матической индукции следует, что ни одного че­ловека из этого ряда нельзя назвать лысым. Но ведь последний в ряду - совершенно лысый человек! Таким образом, глаза нам говорят одно, а разум - совсем другое. Чтобы не сталкиваться с подобными противоречиями, нужно стремить­ся заменять неточные понятия точными.

Неясными называют понятия с неопределенным содержанием. Все мы часто пользуемся словом “игра”: игра в футбол, игра в шахматы, игра актеров в театре и кино. Но попробуйте сказать, что такое “игра” вообще? Как только мы задумываемся над этим вопросом, сразу же выясняется, что на него чрез­вычайно трудно ответить, ибо содержание поня­тия “игра” совершенно неопределенно. Сейчас в средствах массовой информации часто можно услышать слова “народ”, “цивилизация”, “интел­лигенция”, “собственность”, “наука” и т.п. - все эти понятия весьма неясны по своему содержа­нию, что позволяет манипулир

овать ими в демаго­гических рассуждениях.

Наконец, еще одна особенность нашего по­вседневного языка заключается в том, что боль­шая часть его слов и выражениймногозначна,т.е. в разных случаях употребления они получают различные значения. Возьмите, например, два выражения: “глубокая впадина” и “глубокие зна­ния”. Слово “глубокий” имеет совершенно раз­ные смыслы в первом и во втором выражениях. Многозначность слов затрудняет взаимопонима­ние и часто приводит к ошибкам. Например, учи­тель спрашивает: “Что такое монархия?” “Это когда правит король”, - отвечает ученик. “А если король умирает?” - “То правит королева”. -“А если и королева умирает?” - “Ну, тогда пра­вит валет”. Ученик путает представителей коро­левской семьи с персонажами карточной колоды и словам “король” и “королева” придает совсем не то значение, которое имеет в виду учитель. Ло­гика требует, чтобы в разговоре или в конкретном рассуждении слова употреблялись только в од­ном смысле.

Попробуйте понять, в чем состоит двусмыслен­ность следующих ниже выражений и диалогов.

— Джексон, что случилось? — спрашивает пору­чик идущего по двору рядового Джексона с загип­сованной рукой.

- Я сломал руку в двух местах, сэр.

- Впредь избегайте этих мест. Джексон.

-

Перед началом операции хирург намеревается продезинфицировать руки.

— Спирту! - приказывает он ассистентке. Больной, испуганно:

— Умоляю вас, доктор, только не перед операцией!

Проходя мимо аптеки, человек увидел в витрине симпатичный флакон, на котором крупными буква­ми было написано: “От насморка и кашля — один доллар”. Обрадовавшись, он купил заманчивый флакон и отправился домой.

Не прошло и суток, как он прибежал назад в ап­теку с жалобой, что стал кашлять еще сильнее, не­смотря на то, что выпил целый флакон.

- Выпил! - закричал аптекарь. — И вы еще жи­вы? Да ведь это же специальный состав для пропит­ки обуви, чтобы она не пропускала влагу!

Жертву дорожного происшествия доставили

в госпиталь.

В приемном отделении, записывая его данные, сестра спрашивает:

— Женаты?

— О нет, нет, - вздрагивает пострадавший, — я просто попал под автомобиль.

Властная дама приказывает своему мужу:

— Дорогой! Пойди и отнеси это письмо на почту.

— Но ты же видишь, дождь льет как из ведра. В такое время даже нашу собаку не выведешь на улицу.

— А вот собаке там делать нечего!

Разговор в поезде:

— Вы знаете, у меня жена — ангел!

— Счастливец, а моя еще жива.

Жена фермера говорит мужу:

— Дорогой, а ведь завтра 25 лет, как мы с тобой женаты! Не заколоть ли по этому поводу кабанчика?

— Вот еще вздор! Кабанчик-то в чем виноват?

Во время тренировки пожарный Д.Д. Пого­релое сорвался с 40-метровой лестницы и упал на бетонную мостовую. Но он остался жив, из­бежав даже ушибов и царапин. Врач “скорой помощи” высказал предположение, что благо­получный исход можно объяснить тем, что По-горелов успел подняться только на вторую сту­пеньку лестницы.

Какое выражение понимается двояко?

— Тебе повезло на охоте за тиграми?

— О да, страшно повезло! Я не встретил, слава Богу, ни одного тигра.

Какой части предложения можно придать два смысла?

Тетушка зашла в магазин купить щенка для сво­ей племянницы — подарок ко дню ее рождения.

— Вы уверены, что вот этот щенок будет подхо­дящим подарком?

— Безусловно, - ответил продавец. -Он очень добр и доверчив, ест все подряд и особенно любит детей.

В чем источник непонимания?

Приезжий: Ну что это за комнатушка? Да здесь и кошке негде повернуться?

Хозяин отеля:' Не надо волноваться, сэр, в наш отель мы кошек не пускаем.

ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

Определение понятий

Для устранения неясности понятой и уточнения их содер­жания используется операция определения понятий.

Определение есть логическая операция, рас­крывающая содержание понятия и позволяющая от­личать определяемые предметы от других, сходных с ними предметов.

Когда содержание некоторого понятия вам изве­стно плохо или вообще неизвестно, вы задаете вопрос: “Что это такое?” В ответ вам дают определе­ние. Например, вы спрашиваете: “Что такое квад­рат?” Вам отвечают: “Квадрат - это прямоугольник с равными сторонами” — это и есть определение.

Определение говорит о тождестве двух поня­тий -определяемого и определяющего. Содер­жание определяемого понятия вам не известно, и оно раскрывается через известные вам определя­ющие понятия. В приведенном примере предпола­гается, что вы знаете, что такое прямоугольник и что такое равенство сторон. Для того чтобы определе­ние выполняло свою задачу и действительно рас­крывало содержание определяемого понятия, нуж­но при формулировке определения соблюдать не­которые простые правила.

1. Определение должно бытьсоразмерным,т.е. определяемое и определяющее понятия должны быть тождественны по своему объему.

Ну, конечно! Определение говорит о тождестве двух понятий, следовательно, эти два понятия отно­сятся к одной и той же совокупности предметов. На­рушение этого правила приводит к ошибкам двоя­кого рода. Либо объем определяющего понятия больше объема определяемого понятия — тогда на­ше определение будетслишком широким; либо объем определяющего понятия меньше объема оп­ределяемого понятия - тогда наше определение бу­детслишком узким. Например:

Лампа есть источник света.

Данное определение отождествляет понятие “лампа” с понятием “источник света”. Но последнее гораздо шире по своему объему: источником света

являются и лампа, и Солнце, и электрический фо­нарь, и Луна. Это слишком широкое определение.

Треугольник есть плоская фигура стремя равны­ми сторонами.

Это слишком узкое определение, оно исключает из числа треугольников фигуры с разными сторонами.

2. Определение должно бытьточным и ясным.

Это правило говорит о том, что при определении нельзя использовать неточные и неясные понятия, о которых мы говорили в предыдущем разделе. Здесь следует обратить внимание на то, что слова, понятия, используемые в определяющей части, должны быть известнывам - тому человеку, для которого дается определение. Сами по себе они могут быть точны и ясны, но если их значение вам не известно, то определение не даст вам ника­кой информации. Данное требование исключает из числа определений всякого рода метафоры, крыла­тые выражения, сравнения и т.п. Например:

Лень - мать всех пороков.

Лев - царь зверей.

Религия - опиум для народа.

3. Определение не должно содержать в себе круга.

Здесь мы впервые сталкиваемся с ошибкой “по­рочного круга”, которая проникает во многие логиче­ские операции. Суть этой ошибки заключается в том, что интересующее вас понятие определяется посред­ством других понятий, содержание которых само рас­крывается через определяемое понятие. Например:

Вращение есть движение вокруг оси.

Как будто бы все хорошо. Но что такое “ось”?

Ось есть прямая, вокруг которой осуществляется вращение.

Таким образом, понятие “вращение” определя­ется с помощью понятия “ось”, а понятие “ось”, в свою очередь, определяется с помощью понятия “вращение”. Получается “порочный круг”, и чело­век, обращающийся к определению, не получает никакой информации о содержании интересующе­го его понятия. Например, в одном из рассказов польского писателя С. Лема мы читаем:

“Сепульки есть объекты, служащие для сепуления.

А что же такое "сепуление"?

Сепуление - процедура, производимая с помо­щью сепульки”.

Мы так и не узнаем, что такое “сепульки” и “се­пуление”.

Дать хорошее определение трудно, но можно хо­тя бы научиться устанавливать, насколько хорошим является данное вам определение. Для этого, столк­нувшись с определением, задайте себе вопрос:

“Смогу ли я на основании данного определения от­личить определяемые предметы от всех остальных предметов?” Если сможете - определение является хорошим, оно действительно раскрывает содержа­ние интересующего вас понятия; если же вы будете путать определяемые предметы с другими предмета­ми - данное вам определение является плохим, ка­кое-то из указанных выше правил в нем нарушено.

7) В пещере лежат 4 колпака — 2 белых и 2 чер­ных. В пещеру входят три мудреца, которые знают, сколько там лежит колпаков и какого цвета. Но в пе­щере темно, поэтому мудрецы на ощупь выбирают себе колпак, надевают на голову и по одному выхо­дят из пещеры. Первый идет куда глаза глядят. Вто­рой идет за ним и видит, какого цвета на нем колпак. Третий идет последним и видит, какого цвета колпак на первом и втором. Вопрос: всегда ли среди этих трех мудрецов найдется тот, которыйдогадается.какого цвета на нем колпак, и громко воскликнет: “Я знаю, на мне...!”? Ответ нужно обосновать.

Мудрецы не оборачиваются, не разговаривают и т.д. Они должны догадаться.

Наши рекомендации