Алгоритм научно-педагогического исследования

(основа для планирования и проведения научного педагогического исследования)

Исследовательская работа будущего специалиста, ученого, выполняемая в ходе подготовки в вузе, аспирантуре является важнейшим шагом к профессиональной деятельности. Подготовка докладов, эссе, рефератов, написание курсовых работ, участие в конференциях, , написание диссертации – все это способствует дальнейшему формированию методологической культуры и знаний будущего специалиста, развитию профессионально значимых умений, качеств личности.

В ходе написания всех видов исследовательских работ преследуются следующие цели: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний; развитие навыков применения знаний для разрешения конкретных исследовательских задач; формирование и развитие методики научно-исследовательской работы; формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности; оценка степени подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.

К написанию предъявляются весьма высокие требования:

  • актуальность темы и ее соответствие современному уровню развития науки и техники;
  • анализ монографической и периодической литературы по теме исследования, состояние изучаемой проблемы;
  • использование современных методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов;
  • наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций; внедрение результатов в практику и возможность их дальнейшего использования.

Все виды исследовательских работ (кроме эссе) пишутся только научным стилем.

Существует следующая последовательность этапов, которая должна присутствовать при написании научно-исследовательской работы:

1. Фиксирование в сознании, определение области предполагаемого исследования.

2. Постановка научной проблемы.

3. Формулирование темы исследования и подтверждение ее актуальности.

4. Выбор объекта исследования.

5. Построение (обозначение) предмета исследования.

6. Постановка цели исследования.

7. Постановка гипотезы.

8. Постановка задач исследования.

9. Выбор и конструирование методов исследования.

10. Разработка программы (этапов) исследования.

11. Выполнение обзора состояния вопроса (проблемы) исследования в литературе и по данным практики.

12. Разработка теоретической основы и предпосылок исследования.

13. Разработка методики и программы экспериментального исследования.

14. Выполнение программы экспериментального исследования.

15. Обработка, определение надежности и анализ материалов (результатов) экспериментального исследования.

16. Практическая апробация результатов исследования, определение их эффективности.

17. Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследований, сопоставление их с результатами практической апробации.

18. Формулирование итоговых выводов по проведенному исследованию (научная новизна).

19. Формулирование выводов и предложений по использованию результатов исследования (теоретическая и практическая значимость).

20. Формулирование предложений и рекомендаций по дальнейшим направлениям исследований в данной области.

21. Составление и оформление научного отчета (дипломной работы, диссертационного исследования).

22. Представление, защита работы.

23. Внедрение результатов работы в широкую практику.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ

Книги

Вахтеров В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. – М.: Сытин, 1913. – 583 с.

Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С.И.Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 447 с.

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. –221 с.

Ушинский К.Д. Детский мир / К.Д.Ушинский // Пед. соч.: В 6 т. – М., 1989. Т.1. –450 с.

Научные статьи, опубликованные в сборниках

Ильина Е.В. Рефлексивное управление учебной деятельностью школьников / Е.В. Ильина //Тезисы педагогических чтений. – Новосибирск, 1997. С. 120.

Торшилова Е.М. Творческие возможности типов взаимодействия эмоционального и рационального в воспитании школьников/ //Активизация творческой деятельности детей: сб.науч.докл. / Пермский гос. ин-т искусств и культуры. – Пермь. 1997. С. 37-50.

Журнальные статьи

Роджерс Н. Творчество как усиление себя / Н.Роджерс // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 3-9.

Лихачев Б.Т. Социально-педагогические противоречия воспитания / Б.Т.Лихачев // Педагогика. 1990. № 5. С. 5-10.

Библиографический список

(пример оформления)

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев. – М.: Просвещение, 1980. Т. 1. – 228 с.

2. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. – М.: Наука, 1977. – 380 с.

3. Андреева В. А. Формирование эстетической оценки на уроках курса «Эстетическое воспитание в профессионально-технических училищах» / В.А.Андреева: Автореф. дис. ... канд. пед. паук. – Л., 1975. –20 с.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 308 с.

5. Анциферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №5. С. 12—25.

6. Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л.И.Анциферова // Вопросы психологии. 1978. № 1. С. 37-50.

*****

Культура научно-исследовательского труда — сложная и многоплановая те­ма. Задача, которая поставлена в данных методических рекомендациях - дать студентам обобщенные и систематизированные представления об организации учеб­но-исследовательской деятельности при выполнении основных видов как учебно-исследовательской, так и научно-исследовательской работы, заложить основу их будущей научной деятельности.

Условием успешного использования предлагаемых рекомен­даций является стремление личности к самосовершенствованию: необходимо постоянно отчитываться перед самим со­бой, чтобы определить свои дальнейшие перспективы. Систематиче­ский самоконтроль - залог не только успешной учебы, но и личностного самосовершенствования.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

(пример оформления)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА»

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Кафедра культурологи и методологии музыкального образования

Наши рекомендации