Основы научно-исследовательской работы

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Кафедра музыкознания и музыкального образования

ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Москва 2010

Основы научно-исследовательской работы:методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / Авт.-сост. И. Н. Немыкина. – М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010. – 20 с.

Настоящее издание содержит материалы, которые в значительной степени способны активизировать деятельность студентов в области музыкального искусства, культуры и образования; повысить уровень их методологической компетентности и самостоятельности, как в аспекте знаний, так и научно-исследовательской работы; показать, как выстроить студенческое исследование от выбора темы до реального конкретного результата.

© Немыкина И. Н., 2010.

Одним из приоритетных направлений современного высшего образования является развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи. Именно данному аспекту посвящены предлагаемые методические материалы, направленные на обеспечение эффективности освоения студентами курса «Основы научно-исследовательской работы».

СТУДЕНЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: от выбора темы к реальному результату

ВЫБОР ТЕМЫ

Самый главный стратегический выбор, который вам предстоит сделать, — это выбор темы, на которую придет­ся писать работу. От ее выбора зависит очень многое, если не все. Следует знать, что темы делятся на категории: одни из них требуют очень серьезной и глубокой работы плюс уже имеющейся общенаучной и культурной подготовки, другие являются типовыми и предполагают написание стандартной работы среднего уровня без особых затрат времени и сил. Третьи — просто откровенно легкие и браться за них могут только те студенты, которые уже за­ранее готовы смириться с позицией научной посредствен­ности и не связывают свое профессиональное будущее с теорией.

Однако, оценивается любая из перечисленных категорий тем одинаково, по существующей пятибалльной шкале: за слабую работу по трудо­емкой теме вам все равно поставят «тройку», а за блестя­щую, но по легкой — «пятерку».

Итак, наш первый вывод: для того чтобы правильно выбрать тему, нужно хорошо понимать, какая из них ока­жется лично для вас посильной, а для этого необходимо верно оценить свои силы и возможности.

В студенческом возрасте эта задача не из легких. Как правило, молодым людям присуща неустойчивая само­оценка, которая при малейшей неудаче падает почти до абсолютного нуля, зато так же легко и поднимается до не­бес от любой похвалы. Конечно, студенты бывают раз­ные. Некоторые из них с раннего возраста хорошо зна­ют, чего хотят, достаточно теоретически подготовлены и уверены в своих силах. Студентам такого типа почти не нужен совет по выбору темы — у них есть сфера научных и учебных интересов, в которой они хорошо разбирают­ся. Они всегда берутся за то, что им интересно, и обычно справляются с работой прекрасно.

Существует достаточно обширная категория студен­тов, которые, к сожалению, до поступления в вуз не ус­пели толком понять, чего они, собственно, от учебы хо­тят. С одной стороны, многие ребята хорошо учились в школе и у них сформировались определенные интеллек­туальные амбиции. Им хочется браться за трудные и пер­спективные темы, но прежде всего для того, чтобы ус­пешно с ними справиться и добиться похвалы препода­вателя. Самоутверждение их волнует гораздо больше, не­жели тема как таковая. С другой стороны, часто о выб­ранной теме у студентов имеется лишь смутное представ­ление, они недооценивают трудность и количество не­обходимых для ее освоения усилий. Именно такие сту­денты и составляют «группу риска». Существует боль­шая вероятность того, что в процессе работы над выб­ранной престижной головоломной темой они столкнут­ся с проблемой несоответствия того, что у них получает­ся, предъявляемым требованиям и наживут на этом пси­хический стресс, который долго не пройдет и станет по­мехой в дальнейшей учебе.

Особенно уязвим на этот счет относительно немного­численный тип студентов — идеалистов. Поступая в вуз, они обычно мечтают о том, что когда-нибудь совершат великое открытие, или, по крайней мере, мечтают полно­стью посвятить себя служению науке. У таких студентов, как правило, бывают завышенные требования к себе, дик­тующие им идти самым трудным путем, и одновременно ранимая психика, болезненно реагирующая не только на реальные, но и на кажущиеся неудачи. В неудачах они винят только себя, сразу делая глобальные выводы о сво­ей неспособности к будущей профессии.

Наконец, очень многочисленная категория студентов в настоящее время вынуждена одновременно с учебой подрабатывать. Поэтому время, которое они могут уде­лить написанию курсовой работы или реферата, резко ограничивается по сравнению с возможностями более со­стоятельных студентов. Вообще многие студенты, в от­личие от перечисленных выше типов, не придают письменным работам в вузе особого значения, рассматривая их просто как довольно обременительную необходи­мость. Они сознательно выбирают темы более простые, относятся к написа­нию работы легкомысленно, не связывая с ней свою са­мооценку.

Постарайтесь ясно осознать, отделив рациональную сторону вопроса от комплексов и эмоций, какие цели вы ставите перед собой и чего вы от себя в этой связи хотите: 1) вас инте­ресует какая-то конкретная научная проблема, и хочет­ся приблизиться к ней вплотную и попробовать свои силы в ее исследовании; 2) вы еще не опреде­лились с тем, что в вашей будущей специальности инте­ресно, и готовы взяться за ту тему, которую вам совету­ют однокурсники или научный руководитель; 3) вы соглас­ны написать, что угодно, только без особого труда и бы­стро, чтобы за вами не осталось учебной задолженнос­ти.

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Роковая ошибкастудента, пишущего реферат или кур­совую — это прийти домой, сесть за стол и начать творить, как вели­кие поэты в плохих старых фильмах. Уверяю вас, так вы ничего не на­пишите.

Впрочем, существует философская теория, согласно которой всякое знание есть припоминание. С этой точки зрения, может быть, вам и удалось бы что-то припомнить, однако, такие случаи чрезвычайно редки.

Вполне естественно, что вы, став студентом, очень мно­гого не знаете. Не огорчайтесь: вы и не можете все знать. Один очень хороший и опытный научный руководитель говорил когда-то, что специалист — это не тот, кто все зна­ет, а тот, кто знает, где и о чем можно прочесть. А ведь вы еще даже не специалист!

Вам нужна литература. Вопрос в том, где ее взять.

1. У научного руководителя. В обязанности руководи­теля входит ориентация студента на определенный подбор литературы по теме. Обычно руководитель, на­строенный формально ограничивается тем, что со­ставляет список из нескольких названий книг, которые студенту необходимо проработать в процессе на­писания реферата или курсовой. Если повезет и у вас окажется заботливый и внимательный руководитель с богатой домашней библиотекой, он может предло­жить вам на время работы собственные книги.

2. Более тривиальный способ: когда руководитель даст вам перечень необходимых книг, пойти с ним в биб­лиотеку и поискать в каталоге. Скорее всего, там что-то нужное для себя и найдете.

Совсем необязательно ограничиваться литературой из списка, составленного руководителем. Просматривая ка­талог, вы можете обнаружить не упомянутые в списке на­звания, которые вполне подпадают под вашу тему. Такие книги желательно заказать и просмотреть. Наверняка сре­ди них будет несколько таких, которые вам пригодятся.

Кроме того, следует внимательно просматривать биб­лиографические указатели в книгах, посвященных вашей теме или теме, связанной с ней. Там можно найти сведе­ния о других изданиях по этой тематике, которые пока почему-либо не попали вам в руки. Ценную информацию также можно почерпнуть из указателей статей, публику­емых в конце последнего в году номера любого журнала. Следует выписать из указателя интересующие вас статьи вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответствующие номера.

Существует ряд специальных справочных библиогра­фических изданий, которыми можно и нужно пользо­ваться.

Библиографические изданиясодержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые ин­формируют специалистов о том, что издано по интересу­ющим их вопросам. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповеща­ет о появлении документа (сигнальная функция), а с дру­гой — сообщает необходимые сведения для его отыска­ния (адресная функция). Из библиографических описа­ний составляются библиографические указатели и биб­лиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сиг­нальный характер и состоят из перечня библиографичес­ких описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти из­дания наиболее полно отражают отечественную и зару­бежную литературу. Их отличают оперативность подго­товки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Наиболее значительный библиографический указа­тель — «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель - такого издания — оперативное снабжение специалистов информацией о новых публикациях. Это преимуществен­но систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, охватывающих почти все отрасли мировой на­уки и техники.

Реферативные изданиясодержат публикации рефера­тов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фак­тическими сведениями и выводами. К этим изданиям от­носятся реферативные журналы, реферативные сборни­ки, экспресс-информация, информационные листки.

Следует обращать внимание на издания Всероссий­ской книжной палаты, которая выпускает библиографи­ческие указатели «Книжная летопись», «Летопись перио­дических и продолжающихся изданий», «Летопись газет­ных статей» идр.; издания Российской государственной библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные биб­лиографические указатели и картотеки.

В последние годы все большую помощь в научной ра­боте оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информации, вы можете узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок.

Чтобы правильно и быстро находить нужную литера­туру, вам следует хорошо знать структуру научных и сту­денческих библиотек и механизм поиска книг.

Самое трудное — научиться работать с ка­талогами. В больших библиотеках каталоги представля­ют собой сложную и на первый взгляд непостижимую си­стему. Однако в действительности она довольно проста. Хорошо ориентировать­ся в каталогах — значит легко находить нужную книгу, не затрачивая на это много времени. Ибо работа с катало­гом с непривычки обычно бывает малопродуктивной и занимает много времени.

Все библиотечные каталоги делятся на четыре вида: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. Принцип построения алфавитно­го каталогатаков, чтобы с его помощью можно было найти любую книгу, если известно ее название, а так­же фамилия и инициалы ее автора (авторов). Таким образом, если вы знаете название, фамилию автора, или еще лучше — и то, и другое, проще всего искать по алфавитному каталогу.

В нем карточки книг расположены в алфавитном по­рядке по фамилиям авторов. Если у книги нет конкретно­го автора или она написана авторским коллективом, кото­рый слишком велик, чтобы поместиться на обложке, она значится в алфавитном каталоге по первой букве назва­ния. Иностранные издания регистрируются в специаль­ных алфавитных каталогах в порядке латинского алфави­та.

Если вы не вполне уверены в том, какая именно книга вам нужна, или плохо расслышали ее название или фа­милию автора, поищите ее в предметном каталоге. Его принцип организации отличается от алфавитного: это принцип рубрикации (построения по предметным рубри­кам). Сами рубрики и их подрубрики расположены в ка­талоге в алфавитном порядке. Название каждой рубрики соответствует определенно­му предмету.

Систематический каталогпохож на предметный тем, что в нем названия книг тоже распределены по темати­ческим рубрикам, но сами эти рубрики, в отличие от пред­метного каталога, идут не в алфавитном порядке, а в соот­ветствии с внутренней системой той или иной научной дисциплины. Названия рубрик соответствуют названиям основных научных дисциплин. Необходимо помнить, что наличие карточки конкрет­ной книги в каталоге не обязательно подтверждает ее ре­альное присутствие в фондах библиотеки. Далеко не все книги, зарегистрированные в каталогах, доступны посе­тителю.

Чтобы выяснить, в какой мере и как именно приго­дится при написании работы та или иная книга, необходимо понимать отличия между жанрами научной литературы. Ведь то, к какому жанру относится книга, во многом определяет способ подачи материала, практи­куемый автором, стиль изложения, уровень его доступ­ности для студента, широту охвата темы или, наобо­рот, узкую и детальную специализацию, присутствие элементов новизны и т. п. Рассмотрим основные виды научных источников.

Самый солидный и обязывающий жанр в научной ли­тературе — монографический. Монография— это до­статочно объемная книга одного автора или группы соав­торов, придерживающихся общей точки зрения на иссле­дуемую проблему. Изложение в монографии посвящено одной проблеме, которая исследуется всесторонне и ис­черпывающе. Стиль монографии часто бывает сугубо спе­циальным, текст изобилует терминами и труден для по­нимания новичка, требуется много времени на осмыс­ленное прочтение. Поскольку целью написания и издания монографии является ознакомление ученого сообщества с результатами научных изысканий автора, обычно его докторской диссертации, изложение в ней подчинено за­даче полного освещения темы и содержит какие-то но­вые, ранее неизвестные положения или материалы. Для написания студенческой работы монография может при­годиться, во-первых, как полный источник информации по проблеме (особенно недавно изданная, которая содер­жит последние, свежие научные материалы). Во-вторых, в конце любой монографии обязательно приводится до­статочно полная библиография по теме исследования, со­держащая названия источников на русском и иностран­ных языках с полными выходными данными. Из библио­графии можно почерпнуть для себя сведения о вышедших книгах по интересующей вас теме, о которых вы до сих пор не знали.

Брошюра— это небольшая по объему (часто очень тон­кая) книжка в мягком переплете. Научный источник, из­данный в виде брошюры, обычно представляет собой по­пуляризированный текст, в адаптированном к понима­нию неспециалиста виде, излагающий содержание тео­рий, открытий, описывающий новые вставшие перед уче­ными проблемы. К преимуществам научно-популярной брошюры относится, как правило, требуемый жанром более или менее понятный, простой и увлекательный стиль изложения. Если штудировать монографию при­ходится долго, то хорошую научно-популярную брошю­ру можно «проглотить» за несколько часов. В ней вы най­дете яркую манеру подачи сложных вопросов, интерес­ные ассоциации, выводящие за пределы специальности, которые можно как-то обыграть, примеры из практичес­кой жизни, научные анекдоты. Недостатком брошюры как самостоятельного источника по теме является облегченность.

Учебник, учебное пособие в принципе не предназначе­ны для использования в качестве научных источни­ков. Они содержат нормативный (общеобязательный) учебный материал, предусмотренный программой соот­ветствующего курса. Однако если тема вашей студенческой работы затронута в учеб­никах, следует знать, как и что там по ней написано. Тем более, что от студенческой работы не требуется реальной новиз­ны: ваша задача — показать, что вы овладели основами предмета и начальными навыками самостоятельного ана­лиза и использования научного текста.

Часто полезное можно почерпнуть в тезисах докладов научно-теоретических и научно-практических конференций. Пользовать­ся тезисами очень удобно, поскольку и сами конферен­ции, и сборники тезисов, как правило, носят тематичес­кий характер. Если по вашей или родственной ей теме прошла специальная конференция, не поленитесь достать и полистать сборник тезисов. Преимущество его в том, что в нем, как в калейдоскопе, представлено множество, сжато изложенных принадлежащих разным людям мне­ний и идей по интересующей вас проблеме.

Научная статья весьма значимый научный жанр. Обычно ста­тьи публикуются в отраслевых научных журналах или в сборниках, изданных по той или иной теме, где можно найти разнооб­разные, зачастую довольно короткие статьи на разные, но прямо или косвенно связанные с вашей проблемой темы.

Особый разряд научной литературы — реферативные журналы. В них содержатся краткие пересказы основно­го содержания (рефераты) вышедших за период, указан­ный на обложке, книг и монографий. Такие журналы из­даются по установленным рубрикам. Наиболее ценное в них — отреферированное содержание непереведенных на русский язык зарубежных научных изданий. С помо­щью таких рефератов можно быстро и существенно обо­гатить вашу работу.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ

Необходимо овладеть начальными навыками работы с текстом, которая может иметь разные формы, а именно:

1. Конспектирование.Конспект — это краткая письмен­ная фиксация основного содержания источника. Что­бы составить конспект, необходимо пользоваться од­ним из существующих приемов конспектирования.

2.Плановый конспект. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо для написания ва­шей работы. Всю книгу при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Это помогает сэкономить время.

3.Текстуальный конспект полностью состоит из цитат, то есть вы не пересказываете своими словами текст источника, а просто заносите в тетрадь интере­сующие вас мысли автора его же словами. Этот спо­соб удобен тем, что впоследствии при написании са­мой работы все необходимые прямые цитаты будут уже под рукой.

4.Тематический конспект организуется так, чтобы од­новременно проработать несколько источников по единой теме.

Составление плана.Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. Впоследствии с его по­мощью вы легко восстановите в памяти идеи автора. Кроме того, план — это логический каркас исследо­вания проблемы, и когда вам придется составлять план собственной работы, можно воспользоваться ка­кими-то фрагментами логической последовательнос­ти изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов и под-параграфов более дробные логические членения. Пра­вильно составить сложный план сразу нелегко. Обыч­но лучше начать с составления простого плана, а за­тем совершенствовать его вглубь, обогащая схему из­ложения в деталях. Можно вначале составить подроб­ный простой план, а затем продумать субординацию пунктов и превратить его в сложный.

Выписки.Это нечто вроде первичной, упрощенной формы конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая и форма рабо­ты с текстом.

Тезисы— краткие формулировки основных положе­ний содержания книги или статьи. В процессе состав­ления тезисов вы глубже осваиваете материал и делае­те первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бы­вают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это чёткое и лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике.

Простые и сложные тезисы — это, соответственно, более или менее подробные формулировки тех же идей, но еще не окончательно отшлифованные, первичные, содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и слож­ных тезисов получаются основные. Важно не только тщательно обработать материал, по­черпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Сегодня это лучше всего делать в компьютерном варианте, где удобнее всего хранить создавшуюся базу данных (тема, фами­лия автора, название книги, выходные данные, номера ис­пользованных страниц).

ЭССЕ

Эссе- это свобода построения, легкая, неспешная манера изложения, неожиданные отклонения от темы, ассоциации. Метафоры, каламбуры, ритм, приемы риторики, возможности искусства слова - все выдержано в стиле, способствующему более рельефному отражению личности автора.

Во многих зарубежных странах, написание эссе часто используется как способ тестирования и конкурсного отбора. Испытание в виде написания эссе, позволяет оценить личность автора, его мировоззрение, степень оригинальности мыслей, чувств. При этом не столь важен объем знаний или предмет исследования. В этом смысле эссе - антипод традиционного теста.

Прежде чем писать эссе, естественно определиться: о чем, сколько, как писать.

Если тема задана, считаем первую проблему решенной. Если тема эссе свободная, надо расслабиться, попытаться представить, о чем Вам было бы приятно или интересно рассказать. Что Вас удивило, поразило, шокировало. О чем Вы думали, мечтали. Не стоит зажиматься. Тема эссе действительно может быть любой

При выборе темы не следует забывать: оценивать вашу работу будут главным образом не по названию, а по тому, насколько интересно и самобытно будет представлено ваше восприятие заявленной темы.

Если Вы пишете эссе впервые, скорее всего вас занимает вопрос: Как писать эссе, каким языком? Прежде всего, не стоит стремиться удивить, поразить любой ценой. Вычурность, надуманность не заменят искренности, подлинности чувств, переживаний. Только искренность, личностное отношение к описываемому событию, делают обычный текст тем, что принято называть эссе. Помните, эссе это выражение только вашего мнения, это отклик только вашей личности на данное событие, явление. Поэтому объем, форма, структура не имеют жесткого формального регламента.

Тем не менее, исходя из общепринятых норм, можно порекомендовать следующее.

Объем. Краткость - сестра таланта. Обычно, бывает достаточно нескольких страниц текста. Но если мысли, чувства, желания переполняют вас - дерзайте.

Структура. Свои мысли, чувства, идеи вы вольны излагать в той последовательности, в которой считаете нужной. Эссе не требует оглавления, введения, глав, заключения, выводов. Никакой актуальности, цели, задач, списка использованной литературы. Главное, что бы текст передал ваши мысли, ощущения, чувства, родившиеся у вас в процессе рассуждений, переживаний - связанных с предметом вашего эссе.

Язык. Пусть вас не смущает, что это учебная или тестовая работа. Вы пишете эссе, следовательно, язык не должен быть наукообразным. Не нужны точные числовые данные, аналитические выкладки и тому подобное. Вы пишете не для экзаменатора, а делитесь своими наблюдениями с близкими вам людьми. Не зажимайтесь. Постарайтесь добиться гармонии между словесным, образным описанием своих чувств и мыслей, и теми ощущениями, которые возникали у вас в реальности.

РЕФЕРАТ

Под термином «реферат» объединены два разных вида ра­боты:

1. Рефератом называется краткое проблемное изло­жение содержания книги или статьи.

2. Реферат самая простая форма самостоятельной письменной студенческой работы.

В реферате не требуется наличия ни большого фактического материала, ни глубокого анализа, ни фундаментальных выводов. Реферат - работа поверхностная, лишь касающаяся какой-то одной достаточно узкой темы и обозначающая основные общепринятые точки зрения на данную тему. Это относится к любому студенческому реферату.

Реферат должен включать оглавление, введение, несколько разделов (глав), заключение и список литературы. Желательно наличие ссылок, хотя можно обойтись и без них. Ссылки в реферате, как впрочем, и в других студенческих работах (курсовых и дипломах), можно делать двумя способами - внизу страницы или в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы. Первый вариант удобнее и нагляднее. Нормальное количество ссылок для реферата - от 2 до 8. Список литературы для реферата обычно должен включать до 10 позиций (нормативные акты, книги, печатную периодику, интернет-ресурсы).

Как правило, реферат достаточно схематичная работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения. Формально к оформлению реферата предъявляются следующие требования:

· Объем реферата - до 15 стр. - сюда не включаются титульный лист и возможные приложения.

· Шрифт обычно Times New Roman, кегль (или размер шрифта) – 14.

· Интервал (расстояние между строчками) - 1,5.

· Поля - стандартные для Microsoft Word.

· Текст реферата размещается с центрированием «по ширине страницы».

· Абзацы выделяются красной строкой с отступом не менее 1,5 см.

План реферата должен включать введение, несколько глав, заключение, библиографический список (список литературы) и, может быть, приложения. Утверждать у руководителя план реферата не принято, хотя в редких случаях такое практикуется.

Во введении реферата указываются актуальность темы реферата, цель реферата, задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть указанной цели. Кроме того, во введении реферата дается краткая характеристика структуры работы и использованных информационных источников (литературы). Объем введения для реферата - 1-1,5 страницы.

Главы реферата могут делиться на параграфы, однако если реферат небольшой, то лучше этого не делать.

В заключении реферата приводятся ответы на поставленные во введении задачи, дается общий вывод и делается заключение о достижении цели реферата. Объем заключения реферата - 1-1,5 стр.

Каждая из этих частей начинается с новой страницы. Заголовки указанных частей реферата пишутся заглавными буквами и размещаются по центру строки. Между заголовком и последующим текстом должна быть пустая строка.

Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц. Титульный лист считается, но номер на нем не ставится. Номер страницы проставляется по-разному, чаще всего - в верхнем правом углу.

ДОКЛАД

Доклад— это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сооб­щения. Как правило, текст доклада оформляется так же, как и текст реферата, снабжается аналогичным титуль­ным листом и планом и сдается преподавателю после уст­ного выступления.

Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость уст­ного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст дол­жен быть правильно построен и оформлен, грамотно на­писан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Уст­ное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для ауди­тории подано.

Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления, так как у некоторых преподавателей этот момент даже выходит на первое место среди критериев оценки докла­да.

Не меньшее внимание, чем написанию само­го доклада, следует уделить отработке его чтения. Напи­сав черновой вариант, попробуйте прочесть его самому себе вслух. При этом чи­тать необходимо, не торопясь, но и без излишней медлительно­сти, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Дело в том, что волнение во время чтения доклада перед аудиторией помешает вам все вре­мя контролировать темп своей речи, и она все равно са­мопроизвольно приобретет обычно свойственный вам темп, с той лишь разницей, что будет несколько более быстрой из-за волнения. Так что если ваш текст окажет­ся невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое бы­стрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить в нем не самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов — там, где без них можно обойтись. Если не удается уложиться в рег­ламент, значит, нужно что-то радикально менять в струк­туре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главно­му) , сжать основную часть, в заключительной части уб­рать все, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими. Не пытайтесь высту­пить экспромтом или полуэкспромтом, не отступайте в момент выступления слишком далеко от подготовленно­го текста. Это может закончиться плачевно: даже если у вас хорошие ораторские способности, можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента.

В принципе, доклад, будучи устной формой сообщения, обладает определенными возможностями в плане прояв­ления с вашей стороны чувства юмора, нетривиальности подачи информации, литературных дарований. Чтобы аудитория не уставала вас слушать (особенно если док­лад будет длинным), попытайтесь предпринять некоторые шаги специально в этом направлении. Перемежайте слож­ные идеи, требующие напряженного внимания, шутка­ми из разряда «научных» или забавными притчами, выс­вечивающими по-своему смысл сказанного вами ранее. Конечно, это следует делать только в том случае, «ели по­зволяет регламент.

При подготовке доклада, в отличие от других форм сту­денческих работ, достаточно часто используется метод коллективного творчества. Одну и ту же тему преподава­тель может дать сразу нескольким (двум—трем) студен­там одной и той же группы. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, вы можете каждый подго­товить по докладу в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной док­ладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основ­ной докладчик выступает первым, содокладчик вслед за - ним с критическими замечаниями, дополнениями и оцен­кой его выступления. Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Это традици­онная форма контроля усвоения учебного материа­ла, принятая и в школе, и в вузе. Разница между конт­рольной и другими видами студенческих письменных работ заключается, прежде всего, в том, что и реферат, и доклад, и курсовая или дипломная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Прове­ряя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение пра­вильно оформлять научный текст.

При выполнении контрольной работы задача студента гораз­до проще. Контрольная — не научная работа, даже в са­мом отдаленном и приблизительном смысле. Это просто отчет студента о том, насколько он овладел учебным ма­териалом по данной теме. Контрольные работы в вузе бы­вают:

· аудиторные (выполняемые во время аудиторных за­нятий в присутствии преподавателя),

· домашние, кото­рые задаются на дом к определенному сроку,

· текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме,

· экзаменационные, оценка по кото­рым имеет статус итоговой,

· фронтальные, которые одно­временно выполняет вся группа,

· индивидуальные.

При заочной форме обучения контрольные работы яв­ляются основной формой межсессионного контроля сту­денческих знаний. Выполнение их несколько отличается от выполнения текущих контрольных работ студентами очного отделения:

1. Во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной работы по имеющемуся у преподава­теля списку.

2. Во-вторых, написание такой контрольной ра­боты больше похоже на написание реферата: подбирается необходимая для раскрытия темы литература, состав­ляются выписки или конспект, выстраивается план изло­жения, наконец, в соответствии с вопросами плана пи­шется текст.

Объем контрольной работы должен составлять не бо­лее десяти печатных страниц. Необходимые требования к оформлению: наличие титульного листа и развернуто­го плана. Что касается критериев оценки содержания, то условием положительной оценки является отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопро­сов. Разумеется, работа не может быть засчитана, если преподаватель обнаружит факт дословного списывания источника. Однако осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Написание курсовой работы — деятельность качественно иного уровня, чем в случае реферата, доклада, контрольной. Курсовая, в отличие от всех перечислен­ных видов работ, не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за рефе­рат или контрольную, лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую вносится в зачетнуюкнижку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена.

Ккурсовой работе предъявляются качественно иные требования. Написание курсовой предусмотрено ГОС только по специальным предметам. В течение учебного года пишется одна курсовая работа. Как правило, курсовые ра­боты входят в учебный план, начиная со второго курса.

Курсовая работа — это студенческое научное ис­следование, которое пишется по специальному предмету по избранной студентом специализации, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько послед­ний овладел навыками самостоятельной научной де­ятельности. Именно поэтому свободу студента в разра­ботке темы курсовой никак не ограничивают. Пользу­ясь советами научного руководителя и подобранной им литературой, студент в течение нескольких месяцев про­ходит подготовительный этап работы и пишет текст, ко­торый затем сдает своему руководителю для прочтения и оценки. Во многих вузах практикуется защита студентами курсовых работ на кафедре специализации. Та­кая защита — как бы генеральная репетиция защиты выпускной квалификационной работы.

Поскольку курсовая работа — это уже самостоятель­ное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Об­щие советы относительно выбора темы письменной ра­боты мы уже приводили выше. Отметим только, что во введении к курсовой работе актуальность выбранной темы должна быть убедительно обоснована.

Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов. Так, если вы пишете работу теоретического характера, не име­ющую выхода в практику, следует соответствующим об­разом выстроить ее структуру. В начале работы лучше всего поместить главу, в которой будет освещаться состо­яние отечественной и зарубежной

Наши рекомендации