Тема 9. Социально-экономическое экспериментирование как метод исследования систем управления.

Понятие активного и пассивного экспериментов. Выбор проблемы социально-экономического эксперимента системы управления. Этапы подготовки и проведения эксперимента: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий. Составление программы эксперимента.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:назначение активного и пассивного экспериментов в исследовании систем управления

уметь:составлять программу эксперимента

Методические указания по изучению темы:

Для оптимального изучения данной темы рекомендуется на занятии выбрать проблему социально-экономического эксперимента системы управления и обсудить этапы подготовки и проведения эксперимента.

Литература: [4], [5], [9], [11], [13].

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем суть активного и пассивного эксперимента в исследовании систем управления?
  2. На чем основывается выбор проблемы социально-экономического эксперимента системы управления?
  3. Назовите этапы подготовки и проведения эксперимента и поясните, в чем заключается суть каждого из них?

Тема 10. Тестирование в исследовании систем управления

Роль тестирования в ИСУ. Этапы процедуры тестирования в ИСУ. Виды тестов: интеллектуальные, личностные, межличностные, бланковые, аппаратные и др. Социокультурная адаптированность теста. Требования, предъявляемые к тестам.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:роль тестирования в ИСУ и этапы его проведения

уметь:различать виды тестов, а так же обрабатывать и интерпретировать результаты тестирования.

Методические указания по изучению темы:

Для оптимального изучения данной темы рекомендуется провести тестирование, обработать и интерпретировать его результаты на занятии и обсудить особенности проведения различных видов тестирования в исследовании систем управления

Литература: [2], [9], [10], [11], [13].

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение тестирования.
  2. Какие виды тестов вы знаете? В чем суть каждого из них?
  3. Что такое социокультурная адаптированность теста?
  4. Для чего нужна тестовая норма?
  5. Какова роль тестирования в ИСУ?

Тема 11. Параметрическое исследование систем управления и факторный анализ систем управления

Параметрический анализ в ИСУ. Этапы параметрического анализа. Понятие и задачи факторного анализа в ИСУ.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:этапы и задачи факторного анализа

уметь:делать выводы по итогам исследования

Методические указания по изучению темы:

Для оптимального изучения данной темы рекомендуется рассмотреть этапы параметрического и факторного анализа в ИСУ.

Литература: [1], [2], [6], [10], [11].

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое факторный анализ и параметрическое исследование?
  2. Назовите операции процедуры параметрического исследования.
  3. Каковы задачи факторного анализа?
  4. Какие методы используются в случае выявления большого количества взаимозависимых факторов?
  5. Что такое «временной лаг»?

Тема 12. Виды социологического исследования систем управления

Виды социологических исследований (разведывательное, описательное, аналитическое, точечное, повторное, панельное). Методы социологического исследования: анализ документов, контент-анализ, опрос, анкетирование, интервьюирование и др. Программа социологического исследования систем управления.

В результате изучения данной темы студент должен:

знать:виды социологического исследования систем управления

уметь: составлять программу социологического исследования систем управления.

Методические указания по изучению темы:

Для оптимального изучения данной темы рекомендуется обсудить на занятии достоинства и недостатки каждого метода и их роль в проведении исследования системы управления.

Литература: [2], [4], [9], [11], [13].

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем суть разведывательного, описательного и аналитического исследований СУ?
  2. Какие методы социологического исследования вы знаете? В чем суть каждого из них?
  3. Какие вы знаете виды анализа документов?
  4. Что такое контент-анализ? В каких случаях его использование при исследовании систем управления целесообразно, а в каких – нет?
  5. Какие разделы включает программа социологического исследования систем управления?

Наши рекомендации