Тема 9. Социально-экономическое экспериментирование как метод исследования систем управления.
Понятие активного и пассивного экспериментов. Выбор проблемы социально-экономического эксперимента системы управления. Этапы подготовки и проведения эксперимента: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий. Составление программы эксперимента.
В результате изучения данной темы студент должен:
знать:назначение активного и пассивного экспериментов в исследовании систем управления
уметь:составлять программу эксперимента
Методические указания по изучению темы:
Для оптимального изучения данной темы рекомендуется на занятии выбрать проблему социально-экономического эксперимента системы управления и обсудить этапы подготовки и проведения эксперимента.
Литература: [4], [5], [9], [11], [13].
Вопросы для самопроверки:
- В чем суть активного и пассивного эксперимента в исследовании систем управления?
- На чем основывается выбор проблемы социально-экономического эксперимента системы управления?
- Назовите этапы подготовки и проведения эксперимента и поясните, в чем заключается суть каждого из них?
Тема 10. Тестирование в исследовании систем управления
Роль тестирования в ИСУ. Этапы процедуры тестирования в ИСУ. Виды тестов: интеллектуальные, личностные, межличностные, бланковые, аппаратные и др. Социокультурная адаптированность теста. Требования, предъявляемые к тестам.
В результате изучения данной темы студент должен:
знать:роль тестирования в ИСУ и этапы его проведения
уметь:различать виды тестов, а так же обрабатывать и интерпретировать результаты тестирования.
Методические указания по изучению темы:
Для оптимального изучения данной темы рекомендуется провести тестирование, обработать и интерпретировать его результаты на занятии и обсудить особенности проведения различных видов тестирования в исследовании систем управления
Литература: [2], [9], [10], [11], [13].
Вопросы для самопроверки:
- Дайте определение тестирования.
- Какие виды тестов вы знаете? В чем суть каждого из них?
- Что такое социокультурная адаптированность теста?
- Для чего нужна тестовая норма?
- Какова роль тестирования в ИСУ?
Тема 11. Параметрическое исследование систем управления и факторный анализ систем управления
Параметрический анализ в ИСУ. Этапы параметрического анализа. Понятие и задачи факторного анализа в ИСУ.
В результате изучения данной темы студент должен:
знать:этапы и задачи факторного анализа
уметь:делать выводы по итогам исследования
Методические указания по изучению темы:
Для оптимального изучения данной темы рекомендуется рассмотреть этапы параметрического и факторного анализа в ИСУ.
Литература: [1], [2], [6], [10], [11].
Вопросы для самопроверки:
- Что такое факторный анализ и параметрическое исследование?
- Назовите операции процедуры параметрического исследования.
- Каковы задачи факторного анализа?
- Какие методы используются в случае выявления большого количества взаимозависимых факторов?
- Что такое «временной лаг»?
Тема 12. Виды социологического исследования систем управления
Виды социологических исследований (разведывательное, описательное, аналитическое, точечное, повторное, панельное). Методы социологического исследования: анализ документов, контент-анализ, опрос, анкетирование, интервьюирование и др. Программа социологического исследования систем управления.
В результате изучения данной темы студент должен:
знать:виды социологического исследования систем управления
уметь: составлять программу социологического исследования систем управления.
Методические указания по изучению темы:
Для оптимального изучения данной темы рекомендуется обсудить на занятии достоинства и недостатки каждого метода и их роль в проведении исследования системы управления.
Литература: [2], [4], [9], [11], [13].
Вопросы для самопроверки:
- В чем суть разведывательного, описательного и аналитического исследований СУ?
- Какие методы социологического исследования вы знаете? В чем суть каждого из них?
- Какие вы знаете виды анализа документов?
- Что такое контент-анализ? В каких случаях его использование при исследовании систем управления целесообразно, а в каких – нет?
- Какие разделы включает программа социологического исследования систем управления?