Сформулируйте закон исключенного третьего и укажите, какие особенности нашего мышления и окружающего мира в нем отражены.

3. Могут ли быть одновременно истинными и одновременно ложными следующие пары суждений (поясните ссылкой на используемые законы логики):

а) Показания свидетелей были ложными

Показания свидетелей были правдивыми

б) Всякий моряк умеет плавать

Некоторые моряки плавать не умеют

в) Счастье – это гармония внутреннего и внешнего миров

Счастье – большая редкость

г) Все дети боятся темноты

Ни один ребенок не боится темноты

д) Каждый свободный человек ответственен

Некоторые свободные люди ответственны

4. Какие законы логики нарушаются в следующих случаях: мягкий камень; порученное поручение; неполная полнота?

5. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий: ангел; злость; организация; высокий голос; обитаемая планета Солнечной системы

6. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий: произведение Пушкина; коттедж; баскетбол

7. Определите характер отношений следующих понятий и изобразите кругами Эйлера:

а) самолёт – вертолёт – поезд – теплоход – двигатель – транспортное средство

б) кража – уголовное наказание – вор-рецидивист – преступление – наказание – административное наказание

в) глубокий – не-глубокий - колодец – водоем – обрыв – ум – анализ

г) сосед – сосед по парте – отличник – скрипач – спортсмен

д) сладкий – плод – фрукт – привкус – горький – грейпфрут

8. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

а) Социология – наука, которая как и история рассматривает общество

б) Дентин – особое вещество, покрывающее, зубы

в) Компьютер – мясорубка для информации

г) Идеалист – философ, мыслящий идеалистически

д) Вертолет – это не самолет

9. Проверьте правильность деления понятий:

а) понятия делятся на общие, абстрактные и конкретные

б) дома делятся на этажи и квартиры

в) друзья делятся на приятелей, друзей детства и лучших друзей

10. Приведите предложения к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество, количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

а) Никто не воспринимает все, что видит (Альфред Адлер)

б) Слишком всерьез воспринимать моду – это уж наверняка глупость (Ханс Георг Гадамер)

в) Многие многознайки не имеют ума (Демокрит)

г) Воспитание, как и золото, дорого ценят везде (Эпиктет)

11. Определите истинность сложных суждений:

а) Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему; наблюдаю многое и держу все в памяти – это и есть способ постижения знания (Конфуций)

б) Ежели Бог – абсолютная свобода, то дьявол – абсолютное рабство (Д. Мережковский)

в) У каждого есть либо приятели, либо друзья, либо и те и другие

12. Дайте полную характеристику вопросам:

а) Жизнь – дорога это или тупик? (Тейяр де Шарден)

б) Если отправить судью на мыло, то сколько кусков получится и какого: хозяйственного или туалетного?

в) Верно ли, что ты прекратил обижать братишку?

13.Сделайте непосредственное умозаключение из следующих суждений (четырьмя способами);

а) Разум ничем не ограничен (Хань Фэй)

б) Многие полезные продукты не вкусны

в) У каждой игры свои правила (Йохан Хейзинга)

г) Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует (Соломон)

14.Сделайте вывод и дайте полную характеристику полученного умозаключения:

а) Всякая сказка – выдуманная история

Некоторые необычные рассказы не являются выдуманными

Следовательно…

б) Некоторые люди неавторитетны

Всякий авторитет подавляет

Следовательно…

в) Ни один человек не останавливается на достигнутом

некоторые люди не умеют мечтать

Следовательно…

г) Всякое доказательство- логическая форма

Некоторые рассуждения не являются доказательствами

Следовательно…

15. Проверьте правильность рассуждения:

Отец старше тебя, значит он всегда прав, а ты должен его слушаться

Литература

Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. Минск.1997.

Гетманова А.Д Логика. Учебник для педагогических институтов. М. 1997.

Демидов И.В. Учебное пособие по логике. М.2000.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.1966.

Ивин А.А. Практическая логика. М.1996.

Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. М.1998.

ИвлевЮ.В. Логика. М.1992.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.1999.

Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. Ростов-наДону. 2001.

Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М.1996.

Наши рекомендации