Единичные, общие, пустые понятия
Единичными называются понятия, объемы которых включают только один предмет (явление, событие).
Общими называются понятия, объемы которых включают два или более однородных предметов (явлений, событий).
Пустыми (нулевыми) называются понятия, объемы которых не включают ни одного предмета (явления, события), существующего в реальной действительности.
Пример:Понятие «университет» – общее, так как количество университетов, существующих на Земле, больше двух.
Понятие «самый большой город в мире»– единичное, так как таким свойством «быть самым большим городом в мире» может обладать лишь один-единственный предмет.
Понятия «кентавр», «русалка»–пустые (или с нулевым объемом), так как в реальности мы не найдем ни одного предмета, который обладал бы признаком «быть кентавром», «быть русалкой».
Общие понятия могут быть регистрирующие и нерегистрирующие.
Регистрирующимназывается понятие, в котором число мыслимых в нем предметов поддается реальному учету, регистрации, например, «города России», «произведения Л. Н. Толстого».
Общие понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов, называются нерегистрирующим; например, «человек» – мыслятся все люди, которые жили, живут, и будут жить.
Упражнение 4
Укажите единичные, общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими, а какие – нерегистрирующими.
1. Сказка. 2. Преподаватель. 3. Молодежь. 4. Европейский парламент. 5. Наука. 6. Столица России. 7. Университет на улице Юности в г. Москве. 8. Первый в мире космонавт. 9. Русский певец Федор Иванович Шаляпин. 10. Профессор. 11. Имя существительное. 12. Председатель Центрального Банка РФ. 13. Подлежащее. 14. Крупнейшая библиотека России. 15. Алфавит.
Пример:Музей– понятие общее, регистрирующие.
В процессе рассуждений общие понятия могут употребляться
в собирательном и разделительном смыслах.
Если высказывание относится ко всему классу предметов, взятых в их единстве, и неприложимо к каждому предмету класса в отдельности, то такое употребление понятий называется собирательным.
Если высказывание относится к каждому предмету класса, то такое употребление понятия называется разделительным.
Пример: Все люди смертны.
Высказывая мысль «Все люди – смертны», мы употребляем понятие «люди» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому человеку. В высказывании «средняя продолжительность жизни в России равна 70 годам» – в собирательном смысле, так как оно неприменимо к каждому жителю России в отдельности, поскольку индивидуальная продолжительность жизни может быть больше или меньше 70 лет, а в ряде случаев может совпадать с данным высказыванием.
Упражнение 5
Определите, в каком смысле – разделительном или собирательном – употребляются выделенные понятия.
1. Книга – лучший подарок.
2. Студенты, обучающиеся в университетах,изучают логику.
3. Искусство принадлежит народу.
4. Судьинезависимы и подчиняются только закону.
5. Ничто не возвышает человека больше, чем знания.
6. Каждое государство имеет свою конституцию.
7. Некоторые избиратели приняли решение не голосовать за эту партию.
8. Брянский лес находится в Европейской части земного шара.
9. Ученые –национальное богатство страны.
10. Некоторые древние языки являются «мертвыми».
11. Розы имеют шипы.
12. Полноводны и могучи реки России.
13. Закон составляет основу системы правового государства.
14. Каждое время года имеет свое название.
15. Коллекция картин Эрмитажа собиралась веками.
Пример:«Граждане России имеют право на отдых» – понятие употреблено в разделительном смысле.
КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ
Понятия, в которых обобщаются конкретные предметы и явления действительности по тем или иным признакам, называются конкретными.
Понятия, в которых мыслятся признаки предметов или отношения между ними, называются абстрактными.
Например, понятия «корабль», «DVD плеер» являются конкретными, а понятия «белизна», «смелость» – абстрактными понятиями.
Упражнение 6
Укажите конкретные и абстрактные понятия.
1. Политическая система. 2. Толерантность. 3. Невоспитанность. 4. Равенство. 5. Институт. 6. Флора. 7. Валентность. 8. Менеджер. 9. Героизм. 10. Отличник учебы. 11. Алиби. 12. Идеал. 13. Биссектриса. 14. Периферия. 15. Реальность.
Пример:Кафедра философии– понятие конкретное.