П.м.оценки уровня развития памяти
Мышление
Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:
этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.
основными операциями, которые и раскрывают суть термина:
анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.
Виды мышления
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой,выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.
Конкретно-действенное мышление
Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.
Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
Конкретно-образное мышление
Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное мышление
Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Мышлением как решение задач
П.м.решения задач.
Интеллект и его виды
Интеллект (от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.
Модель интеллекта
Если провести приблизительную классификацию различных подходов к проблеме интеллекта, то можно выявить два основания классификации:
1) Культура – нейрофизиология (внешняя среда — наследственность);
2) Психометрика – обыденное знание.
Основным подходом к исследованию интеллекта сегодня является психометрический подход в его факторном варианте.