П.м.оценки уровня развития памяти

Мышление

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;

оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;

мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;

по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;

синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;

сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;

классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;

конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;

обобщение - объединение предметов и явлений в группы;

абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой,выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Мышлением как решение задач

П.м.решения задач.

Интеллект и его виды

Интеллект (от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Модель интеллекта

Если провести приблизительную классификацию различных подходов к проблеме интеллекта, то можно выявить два основания классификации:

1) Культура – нейрофизиология (внешняя среда — наследственность);

2) Психометрика – обыденное знание.

Основным подходом к исследованию интеллекта сегодня является психометрический подход в его факторном варианте.

Наши рекомендации