Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей

Исследование скорости процесса восприятия и узнавания предметов глухими и слышащими детьми было выполнено К. И. Вересотской (1940). Глухим и слышащим детям младше

Рис 5. Изображения предметов, предъявлявшиеся в опытах К. И. Вересотской. В левом вертикальном ряду изображены блюдце с чашкой, урна, шляпа, графин в обычном положении, в правом ряду – в перевернутом. (см. Приложение).

го школьного возраста показывали одно за другим изо­бражения знакомых предметов (всего 12) на очень короткие промежутки времени — сотые доли секунды. Краткость и точность времени экспозиции обеспечивалась специальным прибором — тахистоскопом.

Опыт начинался с самого краткого предъявления изо­бражения — в течение 22 мсек. Затем время предъявления по­степенно увеличивалось, каждый раз на пять секунд, до 42 мсек, и потом давались более длительные экспозиции — 86 мсек, 1 и 7 сек. Это позволяло проследить, какое время было необходимым и достаточным для узнавания предъявленных пред­метов. Условия опыта были усложнены тем, что половина всех изображений предъявлялась в необычном положении — поверну­тыми на 180°. Некоторые изображения предметов в таком поло­жении напоминало другие предметы в обычном положении (так, блюдце с чашкой, повернутые на 180°, напоминали гриб; урна — уличный фонарь; шляпа — тарелку; графин — рюмку и др. — см. рис. 5.).

Исследование показало, что при самых кратких экспозициях изображений в обычном положении глухие дети 9—10 лет узна­вали предметы несколько хуже, чем слышащие дети 8—9 лег.

Узнавание предметов в повернутом положении представляло значительно более трудную задачу и для глухих, и для слыша­щих детей, чем узнавание предметов в обычном положении. При этом у глухих детей возникали относительно большие затрудне­ния, чем у слышащих. Кроме того, глухие дети чаще, чем слы­шащие, принимали предметы в измененном положении за дру­гие предметы в обычном положении.

Описанное исследовалие позволяет судить о скорости зри­тельного восприятия у глухих детей 9—10 лет. У глухих детей этого возраста восприятие и узнавание предметов протекает не­сколько более медленно, чем у слышащих детей 8—9 лет. Глухим детям требуется несколько больше ;времени, чем слышащим, что-

бы увидеть в изображении предмета, показываемом на крат­кий срок, те признаки, по которым делается возможным воссоз­дать предмет в целом и, следовательно, узнать его. Это связанно с менее подробным и мяогосторонним анализированием и син­тезированием предметов в прошлом опыте глухими детьми, чем слышащими.

Кроме этого, на скорость восприятия в условиях описанного опыта влияло, насколько испытуемые могли так организовать свое восприятие, чтобы воспринять предметы при их кратких экс­позициях в одних случаях как прямостоящие, а в других—как повернутые на 180" («вниз головой»). Ог испытуемых требова­лось решение задачи особого рода: овладения таким способом восприятия, который позволял бы узнавать предметы во все­возможных положениях в пространстве. Известно, что произволь­ная оргаяизация любого психического процесса, в том числе восприятия, значительно совершенствуется в детском возрасте, что тесно связано с развитием мышления и речи. Особые условия формирования речи у глухих детей являются причиной того, что у них в начале школьного обучения возникают несколько боль­шие затруднения в произвольной организации процесса восприя­тия, чем у их слышащих сверстников.

Скорость процесса восприятия у глухих детей исследовалась также X. Майклбастом и М. Браттеном (H. R. Myklebust.M. Brut-ten, 1953). Так же как и в исследовании К. И. Вересотской, ими демонстрировались изображения предметов через тахистоскоп с приблизительно таким же временем экспозиции (10, 20, 40 мсек). В качестве предъявляемых объектов использовались в одних случаях изображения хорошо знакомых детям предметов (например, изображения дома, стула и т. -п.), в других—геомет­рические фигуры, названия которых были неизвестны глухим де­тям. Опыты проводились с глухими и слышащими детьми 8—10 лет. Сразу после краткой экспозиции изображения предмета ис­пытуемый должен был узнать его среди других (сходных рисун­ков. Оказалось, что глухие дети менее точно справлялись с за­данием, чем слышащие дети. Различия между результатами сравниваемых групп были невелики в случае, когда узнавались предметы, хорошо знакомые детям. При узнавании геометричес­ких фигур различия заметно возрастали. Глухим детям для до стижения той точности узнавания изображений, которая обнару­живалась у слышащих, требовалась более длительная экспози­ция предмета.

В другой серии опытов тем же детям показывали через тахистоскоп нарисованные на карточках группы точек или линий. Затем испытуемые должны были нарисовать расположение этих элементов. Оказалось, что глухие дети делали заметно менее точ­ные изображения гочек и линий, чем слышащие. Слышащим де­тям удавалось легче, чем глухим, мысленно объединить точки, соотнести их расположение с известными ранее фигурами, что

значительно способствовало точности их восприятия и запечат ления(1).

Таким образом, скорость восприятия у глухих детей 8—10 лет оказывается относительно более низкой, чем скорость вос­приятия v их слышащих сверстников. Она существенно зависит от прошлого опыта детей. Если узнаются предметы, хорошо зна­комые как глухим, так и слышащим детям, различия между сравниваемыми группами детей оказываются небольшими. Они зяачительно возрастают при восприятии малознакомых для глу­хих детей предметов (геометрических фигур), а также и при вос­приятии разрозненных элементов (групп точек и линий), для це­лостного восприятия которых требуется соотнесение их с извест­ными раисе фигурами.

Скорость восприятия глухих детей заметно возрастает уже в младшем школьном возрасте. По данным ранее приводимого исследования К. И. Вересотской, глухие дети 11—12 лет значи­тельно точнее узнавали предметы в условиях их краткой экспо­зиции, чем глухие дети 9—10 лет и слышащие дети 8—9 лет.

Наши рекомендации