Социальные мотивы сотрудничества.

М.В. Матюхина рассматривает мотивы в зависимости от:

- учебной деятельности (мотивация содержанием и мотивация процессом);

- косвенного продукта учения (широкие социальные мотивы, узколичные мотивы) .

В начальной школе особое место занимают широкие социальные мотивы, хотя они и не осознаются школьниками. Л.И. Божович считает, что социальные мотивы способны определить положительное отношение к учению даже без наличия познавательного интереса. Учебно-познавательные мотивы не имеют ведущей роли. Учащиеся младших классов склонны добросовестно выполнять все поручения учителя, однако при этом они перекладывают всю ответственность за свои ошибки на других людей .

Ответственность младшего школьника проявляется в соподчинении мотивов, когда ученик выбирает наиболее важные цели и задачи и подчиняет свои действия их выполнению и достижению.

С.В. Гани в своем исследовании говорит о существенных изменениях учебных мотивов современных младших школьников по сравнению с 70-80 годами двадцатого века. Среди социальных мотивов преобладает мотив получения высокой отметки и выполнение долга перед учителем, в то время как мотивы самосовершенствования и самообразования практически не встречаются .

На протяжении всего периода обучения в начальной школе большое значение имеет игровой мотив, который в начале обучения проявляется в традиционных детских играх, а в конце обучения — в компьютерных.

Не менее важным является умение младшего школьника ставить цели. Говоря о начальной школе, уместнее будет иметь в виду не цель, а намерение. Намерение побуждает школьника действовать даже в тех случаях, когда нет интереса к материалу, или материал достаточно трудный. Возникновение намерения зависит от постановки целей учителем и, главное, принятие целей учениками. Управление целями учебной деятельности в начальной школе имеет свои особенности. Цель имеет значение для младшего школьника в том случае, если она строго ограничена по объему, и объем не очень велик.

Цель имеет разную побудительную силу. Чем больше объем намеченной работы, тем меньше побудительная сила.

Большое значение в формировании учебной мотивации младших школьников имеет отметка, к которой дети стремятся с целью подтверждения своего престижа. В отметке отражается не только уровень знания, но и общественное мнение об ученике, поэтому для младших школьников роль отметки достаточно велика.

Познавательные мотивы связаны с содержанием и процессом учебной деятельности. Развитие данных мотивов в начальной школе зависит от содержания и организации образовательного процесса, в основе которого лежит познавательная потребность.

Младшие школьники начинают осознавать результат своих действий, то есть у них начинает развиваться смысловая ориентировочная основа поступка. Ребенок рассуждает и думает, прежде чем начать действовать. Таким образом он планирует свои действия и исключает импульсивность и непосредственность, которая была ему присуща в дошкольном периоде. Начинает формироваться предусмотрительность как черта личности.

Е.П. Ильин отмечает, что уже к концу начальной школы многие школьники могут корректировать учебную цель, если меняется общий смысл деятельности .

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Учебная мотивация формируется под воздействием нескольких факторов (И.С. Зимняя).

2. Учитель играет важную роль в формировании мотивации младших школьников. Ученики беспрекословно выполняют требования учителя (Е.П. Ильин).

3. Мотивы младших школьников преобладают над мотивационными установками. Их можно разделить на три основных группы:

- социальные мотивы. Данная группа представлена широкими социальными мотивами и узколичными мотивами. Роль социальных мотивов в начальной школе настолько велика, что учащиеся выполняют задания учителя, даже не осознавая, для чего и зачем это делается. С.В. Гани отмечает, что у современных младших школьников преобладают мотивы получения высоких отметок и долга, и совсем не наблюдается мотив самоопределения и самообразования.

-познавательные мотивы связаны с процессом и содержанием учебной деятельности. В начальной школе они не имеют преобладающего значения в формировании мотивации. У детей преобладает эмоциональный интерес к учению.

-мотивация достижения. (М.В. Матюхина).

Наши рекомендации