Специфика общения подростков
Застенчивость
Застенчивость - самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Может быть, люди п|'1"
увеличивают эти трудности? Нет. Психологические исследо
вание показали, что те, кто считает себя застенчивым, действи-
re. i ьноотличаются пониженным уровнем экстраперсии, менее
иособныконтролировать и направлять свое социальное пове
дение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается
только мужчин) и пережинают больше коммуникативных труд
ное н-и. Неудивительно, что застенчивость < аетсянежела
тельным качеством и люди стремятся от нее избавиться (на
пример, при помощи психотерапии) (Добронич Л., 1987).
Статистика
Из 2:зО0 опрошенных американских студентов в возрасте от 18 лет до 21 гола 42% считают себя застенчивыми (с учетом тех, кто преодолел ату черту, цифра повышается до 73%), причем 60% ил них рассматривают застенчивость как серьезную трудность. Особенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость считается «немужским* качеством (Пильконис Р., Зимбардо Ф., 1979).
Однако застенчи воеть имеет разные причины и тесно связана с другими чертами личности, которые не нсегда поддаются коррекции и сами по себе не могут рассматриваться как отрицательные.
В одном психологическом эксперименте (Хеедрик К. и Браун С, 1971) людям предлагалось выбрать тип личности, с которой они хотели бы совмести работать и проводить досуг. Как правило, испытуемые, независимо от собственных качеств, Предпочитали пкетравертированный тип личности. Но как только приходилось выбирать не сослуживца или компаньона по развлечениям, а друга, картина менялась: не только люди, склонные к интроверсии, но и многие экстраверты отдавали в этом случае предпочтение интровертиронанному типу. Почему? Интровсрсия ассоциируется не только с застенчивостью и другими коммуникативными трудностями, но и с более тонкой Душевной организацией. Это мнение никогда не подвергалось экспериментальной проверке, но его разделяли и разделяют Многие поп ты и философы, которые сами часто, кстати сказать, Испытывали трудности п общении. Как писалв одном из писем Л. В. кж. «человек, сознавший одиночество или хотя бы приду-рвцшйегосебо, более открыт душою и способен воспринять,
Глава 9
Подросток и сверстники
Стратегическое взаимодействие |
может быть, чего другой не воспримете (tap. по: Блок А. Письмо Е. П. Иванову (13 сентября 1908)//Собр. соч.: В 8 т. М; Л., 1963. Т. 8. С. 252). Наши недостатки — продолжение наших достоинств. Можно совершенствовать свои коммуникативные навыки, но радикально изменять стиль своего общения так же трудно, как тип личности.
Подобную ситуацию тонко описал писатель Леонид Вежин в рассказе «Мастер дизайна*. Юный герой этого рассказа, застенчивый и неловкий студент Юрий Васильев попадает в руки энергичного психолога, который вооружает его эффективными средствами общения и воздействия на окружающих. Юрий обретает уверенностьв себе, преодолевает былые коммун ика-тивпые трудности. Но вскоре оказывается, что общение, организованное по рациональным правилам, не дает ему внутреннего удовлетворения и эмоционального тепла. «Душевный культуризм* формирует красивую внешность, но не внутреннюю силу. «Выходило, что застенчивость, делавшая таким труд-н ым его общение с людьми, помогала ему общаться с самим собой, со своими мыслями... Он Шел-,ОН видел присыпанные снегомяблоки у лоточницы, он радовался тысяче вещей, которые теперь оставляли его равнодушным. Теперь он боялся одино-чества, как боятся его все общительные люди. Ему было скучно с самим собой, и, оставшись один, он всякий раз брал телефонную трубку: "Дружище, заходи... двинем куда-нибудь вместе... давай всей компанией,.." Он рабски зависел от этого "вместе... всей компанией"» (Бежим Л. Мастер дизайна // Новый мир. 1980. № 5. С. 176).
Стратегическое взаимодействие
Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов. I [снятие стратегического взаимодействия введено в науку известным американским социологом Эрвингом Гоффманом (1969) для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений. Сонме" стив эти идеи с теорией Пиаже, Дэвид Эл кинд (1980) отмети" в общении подростков ряд особенностей.
Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и прсдпО" лагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки Ч
юноши обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию* (одно из следствий этого — застенчивость). Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
- характерная для подростков ситуация, в кс/горой партнеры по обшению улавливают, скрываютили открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений. |
Это проявляется даже в житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для старшеклассника — не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения; поэтому
очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит и т. п. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать*, «отбрить» собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение. Весьма сложны и многоплаио-вы юношеские ритуалы ухаживаний и т. п.
Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания •роков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет СВОЙ второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.
Психолого-педагогическое консультирование —------ —-—
Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток нередко сам запутывается. Немотивированная ложь, как и немотивированная жестокость, непонятна, только пока мы оперируем непосредственными, явными мотивами, не выходящими за пределы данной единичной ситуации, В более широком личностном контексте, если подумать, для какой воображаемой аудитории разыгрывалась сцена и с каким воображаемым прошлым соотносится данный поступок, они вполне объяснимы.
Подростки в группах
бое общество дифференцируется на группы и подгруппы,'Чч по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Глава 9
Подросток и сверстники
Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное и больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей (отдельные подросткиобладают особо ценным II, престижными вещами, которых нет у других), так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, склады вается особая внутри школьная и внут-риклассная иерархия, основанная Hit официальном статусе учащихся, их успеваемости или i цтнадлежности к «активу*.
В-третьих, происходит диффереш цтация авторитетов, ста-тусои и престижа на основе неофициальныхценностей, принятых в самой подростковойсреде. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Как показывают социометрические исследования Я. Л. Коломинского (1976), А. В. Киричука (1970), X. И. Лий-метса (1970) и др., более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых», или «изолированных*.
Социальная перцепция
Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны.
Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, ом окапывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассником из школы, причем такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы. Девять десятых обследованных М. А. Алсмас-киным (1971) правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних, были в своихшкольных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам резко отрицательно. Около половины обследованных Г. Г. Боч-каревой (1972) несовершеннолетних правонарушителей относились к одноклассникам безразлично или враждебно; среди остальных школьников такое отношение проявили 19%.
Исследование
Я. Л. Коломннскийустановил ряд интересных закономерностей социальнойперцепции у подростков:
— тенденция клавышенной самооценке социометрического статус;' у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусиых;
—эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим ■членам группы статус либо равный своему, либо более низкий;
—ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах (Коломииский Я. Л., 1976).
Очевидно, существует и обратная ем». Изолированность
трудного подростка в классе может быть не только причиной,
но и следствием того, что ои стоит в стороне от коллектива, пре
небрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее
для педагога ясно видеть структуру межличностных взаимоот
ношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коло-
минский (1976, 1986), учителям свойственно давать сглажен
ные оценки тенденциям статусной структуры класса. Сравнив
реальную статусную структуру классов (с 5-го по 10-й) одной
и той же школы и ее оценку работающими в этих классах учи-
телями. Я. Л. КоломннСкИЙнашел, что учителя невольно сгла
живают статусную дифференциацию, преуменьшая значение
Крайних ка гегорий. При атом точность учительского прогноза
психологи чет кой изоляции учеников при переходе от средних
классом к старшим снижается больше чем вдвое. А без умения
оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотно
шении учшелю трудно найти индивидуальный подход к нему.
Исследование------------------------------------------------------ ■----------
Чем критичнее к себе подросток и чем выше его самооценка, тем нытпе его положительный социометрический статут. Однако ео-че гание высокой самооценки л высокого уровня притязанийведет к понижению положительного или повышению отрицательного социометрического статуса, в зависимости от новеденче-еких особенностей полростка, проявляющихся по отношению - к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу чпренебрегаемых», склонные к ноикомформизму — в группу «отвергаемых» (Коломинскпй Я. Л., 1976).
Юношеские группы
Параметры групп
Юношеские (и шире — молодежные) группы и объединении ■Южно сравнивать и оценивать не по одному, а по нескольким ■Btoiiomiii.im параметрам.
Глава 9
Подросток и сверстники
По их юридическому статусу и месту в социальной системе юношеские группы делятся:
—на официальные, т. е. признанные обществом, связанные с какими-то государственными или общественными организациями, и неофициальные, существующие как бы сами по себе;
—на организованные, созданные и руководимые взрослыми, исамодеятельные;
—на институционализированные, имеющие некоторую организационную структуру и членство, и спонтанно-стихийные.
По их социально-психологическому статусу они подразделяются на группы принадлежности, в которых индинид состоит реально, будь то школьный класс или дружеская компания, и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.
По численности они делятся на большие (например, болельщики некоего спортивного клуба) и малые, в которых вза-имоитношс-ния являются личными, «лицом к лицу».
Состав юношеских фупп включаеттакие признаки, как возраст (в отличие от школьного класса,большинство стихийно возникающих групп разновозрастные), пол (группы младших подростков чаще однополые, в юношеском возрастеони постепенно становятся смешанными) и социальный состан (только школьники или кто-то еще).
] 1о степени стабильности, длительности своегосуществования юношеские группы могут быть постоянными,временными, эфемерными, одноразовыми, случайными — ребят свело вместе какое-то событие (например, футбольный матч).
] to ейциальн о -пространственной локализаци и они бывают внутришкольными, внешкольными (функционирующими в рамках какого-то социально-педагогического учреждения), дворовыми, уличными и т. д.
По своим целям и функциям они могутбыть монофунк][и-ональнымиили полифункциональными.
По типу лидерства они делятся на демократические или авторитарные.
По идейной направленности они могут быть просоциаль-ными (социально-положительными), асоциальными (стоящими встороне от главных социальных проблем) и антисоциальными.
Исследование
Одно HJ наиболее обширных исследованиймолодежных групп в России было проведено И. С. Полонским в Курске. По его данным, стихий но-групповоеобщение охватывало не менее 80-85% всех подростков и юношей. На 9/10 эти группы были разновозрастными, нключающими н себя и подростков, и юношей. Социальный состав также обычно был смешанным,они объединяли школьников, молодых рабочих И учащихся ПТУ. Численность колебалась от 5 до15 человек. Немногим больше трети групп были исключительномужскими; остальные объединяли юношей и девушек. Примерно половина обследованных И. С. Полонским компаний — постоянные, стабильные, остальные — временные, ситуативные.
Обнаружив, что лидерами в стихийных ipynnax чаще всего становятся подростки и юноши,не нашедшие применения своим организаторским способностям в школе, И. С. Полонский изучил с помощью социометрии положение 30 неформальныхлидеров (имеющих самый высокий статус на своих улицах) в тех классах, гдеони учатся. Выяснилось, что у младших подростков сколько-нибудь рс.чких расхождений между полицией в школе и на улице еще не наблюдается, но к 8-му классу возникает, а в 9-10-м классах ощутимо просматривается тенденция расхождения статусов: чем выше статус юноши в стихийной группе, тем ниже он в официальном классном коллективе. Этот разрыв в статусе и критериях оценок школьных и внешкольных лидеров создает сложную пси холого-педагогическую проблему.
Структура компаний зависит от их устойчивости и содержания совместной деятельности. Это, естественно, порождает различия в степени жесткости и четкости их организации. Постоянная компания имеет более стабильную ролевую дифференциацию, чем группа случайно встретившихся людей. Некоторые спонтанные группы не уступают по уровню организованности достаточно сплоченному классному коллективу.Однако, будучи основаны прежде всего на межличностных отношениях, стихийные группы не знают того резкого расхождения между официальной структурой и структурой личных взаимоотношений, которое наблюдается в организованных коллективах. Это касается, в частности, лидерства.В школьных классах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не
Кегдабывает самым авторитетным человеком в коллективе.
Иастоего выдвигают нестолько сами ребята, сколько взрослые;
Глава 9
Подросток и сверстники
успешность его деятельности зависит в этом случае от того, сумеет ли он наладить контакт с неформальными лидерами, которые по тем или иным причинам не занимаю*официальных постов, но пользуются реальным Влиянием.В стихийных группах, каким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожаком может быть лишь тот,-кто обладает реальным авторитетом.
Мнение ученых
Стремление молодых людей к объединению в группы в подростковом возрасте настолько велико и типично, что оно рассматривается в качестве характерной для этого возраста реакции, получившей названиереакции группирования (Личко А. Е„ 1983).
функционирование групп
Юношеские группы удовлетворяют и первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение — не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовываетсячто-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения.
Мнение ученых
Конформность
Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо.
Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стилыюведения. Такое противоречие — когда индивидуальность утверждается через единообразие — может тревожить юношей. «Я часто думаю, чем же мы "свои", что у нас общего? Мы отличаемся от другихсвоей манерой одеваться, то есть не похожи на "других". Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и тс же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг или неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам...»
Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести (об особенностях и «правилах» гак называемых «примитивных групп» см.: Добрович А., 1987. Гл. 4.1>
Принадлежность к группе позволяет удовлетворить многие потребности юного человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для них верность, честность и отзывчивость. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием (Реан А. А. и др. 4Психология человека от рождения до смерти». СПб, 2001).
У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мал ьчиков и девочек. Затем две такие группы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план. Разумеется, эта схема не универсальна.
В жизни мужчин однополая группа значит гораздо больше, чем в жизни женщин, привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании и появления «своей* девушки. Наряду с ранее сложившимися микрогруппами и парами, компания может включать в себя подростков, не имеющих таких контактов, — для них особенно важна принадлежность к компании в целом. Расширение сферы взаимодействия мальчиков» девочек может сильно сократить продолжительность первых фаз развития; тогда разнополая
Глава |
282
компания возникает не из слияния двух автономных однопол групп, а почти сразу же на межиндивидуальной основе.
Половые различия -----------------------------------------------------
Американский психолог Р. Сей вин-Уильям с (1980) не нашел в обширной литературе по приматологии ни одного примера устойчивых, долгосрочных групп подрост ков-самок; у самцов такие группы существуют повсеместно. В первобытном обществе важную роль в социализации подростков и юношей играют так называемые «мужские дома» и возрастные союзы, которые зачастую охватывают и предподростковый возраст (8-12 лет). Сознание своей принадлежности и эмоциональная привязанность к возрастной группе предшествуют образованию более тесных и индивидуализированных дружеских отношений, которые нередко поддерживаются всю жизнь.
Хотя разные виды общения могут сосуществовать, выполняя различные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Старшеклассники переориентируются на какие-то узловые точки в центре района или города, местный «Бродвей» или «стометровку». Затем, по мере роста материальных возможностей и дифференциации самих компаний, встречи переносятся в какие-то излюбленные общественные места.
Разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. «Стометровка» позволяет людей посмотреть и себя показать в максимально свободной обстановке, без заранее продуманного плана и материальных затрат. Юноша жаждет новых знакомств, приключений, переживаний. Внутреннее беспокойство гонит его прочь из дома, из привычной, устоявшейся атмосферы. Его томит ожидание чего-то нового, неожиданного — вот прямо сейчас, за ближайшим поворотов должно произойти что-то значительное: интересная встреча, важное знакомство... И хотя большей частью эти ожидания не сбываются — приключение тоже надо уметь организовать, все равно на следующий вечер ноги сами несут туда же.
Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностны-
П од росток и сверстники
ми. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляет желать лучшего.
Вот как описывал свою компанию юноша из Дивногорска: «Мне Шлет, и учусь я в 9-м классе. У всех моих друзей, как и у меня, есть клички, Компания тоже имеет название — "Бродяги". Все мы по вечерам собираемся на крыше девятиэтажки. На первый взгляд, мы можем показаться глупыми, но мы просто любим все необычное. Говорим о кино, хоккее, бит-группах и, конечно, о моде. У каждого из нас есть свое, так сказать, хобби. Один любит лошадей, другой — собак, третий — пробивать кулаком афиши, а что касается меня, то я пополняю свою настенную коллекцию фотографиями знаменитых эстрадных певцов. Теперь о праздниках. Обычно собираемся все вместе. Шарим на гитарах, покупаем бутылки. А на следующий вечер — снова крыша девятиэтажки». (Цит. по: Кон, 1989).
Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки — к пьянству, от веселого озорства — к хулиганству).
Юношеские группы и их соперничество — всеобщий факт человеческой истории. В первобытном обществе существовали специальные мужские союзы, в феодальном — так называемые «королевства шутов», в деревнях «левобережные» враждовали, когда условно, а когда и всерьез, с «правобережными». В городе возникали «клики», «шайки» и «ганги». В послевоенном Ленинграде одно время происходили довольно-таки суровые стычки между ребятами с Петроградской и с Выборгской стороны.
Статистика
В группах подростками отрабатывается умение разрешать конфликтные ситуации. При этом часто или постоянно со сверстниками конфликтуют только 7.5% подростков, иногда — 31% (Образ жизни подростков РФ, 1992),
Явление это многоуровневое. Самый глубинный, универсальный его пласт — противопоставление «Мы» и «Они» по территориальному принципу — существует практически везде. Однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой, создавая так называемый «эффект стаи».
Глава 9
Подросток и сверстники
Резюме
Эффект стаи |
— повышение степени идентификации мальчика-подростка с группойсверстников, вызываемое ослаблением влияния семьи, особенно отцовского начала. |
Повеление подростков но самой сути своей янляется коллективно-групповым, и общение со сверстниками принимает и этом возрасте характер первоочередной необходимости. Во-периых, об-щешнсо сверстниками — это очень важный специфический ка-п,|.| информации; но нему подростки и ЮНОШИуанают многие необходимы? вещи, которых по том или иным причинам им не сообщают («рослые. Во-вторых, это специфический пил межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального нлапмодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и втоженремя отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, общение со сверстниками — это специфический вид эмоционального контакта, который не только облегчает подростку апто-номизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости
Психология общения в подростковом и юношеском иозрастс строится на основе противоречивогопереплетения двух потребно-с гей; обособления (приштимцкк)и аффидмации,т. о. потребности в принадлежности, включенности а какую-то группу или об-пшос i [-.При этом средиюношей и девушекнаблюдаются отличия в коммуникативных чертах и стилях общения, что касается и уровня общительное ги и характера аффилнации. Тендерные раз-личия и общении вызваны как врожденными психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием социализации.
Специфика общения подростков характеризуется в первую очередью необходимостью преодолевать коммуникативные трудности, самой распространенной среди которых является застенчивость. Для этого используются специальные приемы, характерно так называемое стратегическое взаимодействие, при котором партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно. Будучипостоянно .озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют в расчете на некую «воображаемую аудиторию». Кроме того, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто соадатот себе «личный мир», вымышленную 6hqi рафшо. поддержаниеко-
торой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет подтекст. Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию. Подростки дифференцируются на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам. Во-псрных, существует социальное расслоение, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда этигруппы практически не общаются друг с другом. Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутри классная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к «активу». В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой подростковой среде. Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он окалывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. При этом у подростков существует ряд закономерностей социальной перцепции: тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатуспых учащихся и к заниженной у нысо-костатуспых; эгоцентрическая нивелировка — тенденция приписывать другим членам группыстатус либо равный своему, либо более низкий; ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свойстатус в прежних группах.
Юношеские (и шире — молодежные) группы и объединения можно сравнивать и оценивать по нескольким автономным параметрам; юридическому статусу и месту в социальной системе, социально-психологическому статусу , численности, составу, степени стабильности, социально-пространственной локализации, цели и функиям, типу лидерства и идейно-политической направленности.
Структура компаний зависит от их устойчивости и содержания совместной деятельности, что порождает различия в степени жесткости и четкости их организации. Постоянная компания имеет более стабильную ролевую дифферен циацию, чем группа случайно встретившихся людей. Будучи основаны прежде всего на межличностных отношениях, стихийные группы не знают того резкого расхождения между официальной структурой и структурой личных взаимоотношений, которое наблюдается в организованных коллективах. Это касается в первую очередь лидерства. В стихийных ipynnax, каким бы острым ни было в них внутреннее соперничество, вожаком может быть лишь тот, кто обладает реальным авторитетом.
----- Интринсивная мотивация — внутренняя мотивация, при которой деятельность значима сама но себе. |
Экстринсивная мотивация |
286 Глава 9
У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков идевочек. Затем две такие группы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. По.чже внутри этой компании складываютсяпиры, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на заднийплан. 11аряду с ранее сложившимися микрогруппами и парами, компания может включать в себя подростков, не имеющих таких контактов, — для них особенно важна принадлежностьк компании в целом. Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное <<Я>> нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Соперничество юношеских групп, чаще всего по территориальному признаку, — всеобщий факт человеческой истории. Однако ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-под ростка с группой,создавая так называемый ауффект стаи».
Вопросы к главе
1. Почему в юношеском возрасте такие характеристики, как самостоятельность и целенаправленность, способствуют тяге и уединению?
2. Точность учительского прогноза психологической изоляции учеников при переходе от средних классов к старшим снижается больше чем вдвое. Как это соотноситсяс теорией, согласно которой чем ближе возраст ученика к возрасту учителя, тем лучше понимание?
3. Почему учащиеся с низким социометрическим статусом завышают его, оценивая себя, достаточно очевидно. Но почему занижаютсвое положение высокостатусные подростки?
Ключевые понятия и термины
Обособление
Аффилиация
Стратегическое взаимодействие
Социальная перцепция
Конформность
Эффект стаи
Глава 10