Психосоциальные нарушения в семье
К семьям с психосоциальными нарушениями мы будем отно
сить семьи с высоким уровнем конфликтности, семьи с пробле
мами алкоголизации и наркомании, асоциальными ценностя
ми, противоправным повелением, семьи, практикующие недо
стойное обращение и насилие над ребенком.
Статистика-------- ■--------- ——-------- >—------------ ————-----------
Многие семейные нарушения делают подростков более склонными к делинквент ному поведению, что подтверждается статистическими данными: у 71,4% подростков-право нарушителей семьи были конфликтными, у 72,7% наблюдались конфликтные отношения с членами семьи, у 51 % не было одного из родителей (обычно отца) (Королев В. В., 1992).
В неблагополучных семьях подростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостью самооценки, потребностью н психологической поддержке и др. Самостоятельно успешно преодолеть эти ситуации, как правило, подросткам трудно, и они часто используют неконструктивныезащитные техники вытеснения, избегания, ухода от решения, отказа от деятельности, принесшей неуспех, а также агрессивные формы замещения и экстрапунитивные реакции (Туманова Е.Н., 2001).
Насилие, пережитое в детстве, является фактором-предика-тором формирования пограничной личностной организации, характеризующейся диффузией идентичности, низким уровнем когнитивнойоснащенности образа Я с высокой зависимостью от поля и значительным участием аффективных компонентов (Соколова Е. Т., Ильина С. В., 2000). Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессин, направленном копне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности ксуицидам.
В семье подросток усваивает поведен чес кие паттерны разрешения жизненных ситуаций и определенные ценностные представления. Например, семья с алкогольными проблемами повышает вероятность декомпенсации поведения у подростков и обусловливает социально-педагогическую запущенность, раз-ш мне инфантильных черт личности, невротические расстройства.Но вместе с тем она делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующих незрелую личное i ь, прибегающую в сложных ситуациях к суррогату межличностного взаимодействия (алкоголю, наркотику) (Емельянцсва Т. А., 2000).
Жестокое обращение в семье
Подростки часто страдают в собственных семьях от жестокого обращения, под которым понимается умышленное нанесение физического или психического насилия в виде избиения, издевательства, лишения пищи или одежды, оскорбления, унижения человеческого достоинства, посягательства на сексуальную непр и кос но ценность, убийства, доведения до самоубийства.
Статистика ----------- —------------------ —----------- —------- ——--------- —
По американским данным, число детей и подростков, ежегодно подвергающихся насилию и семьях, составляет от 650 тысяч до 6 миллионов (Popenoc D., 1995). Средний возраст детей, подвергшихся насилию, составляет 7 лет, и жертвамисемейного насилия в 42% случаев становятсяподростки и возрасте от 12 до 17 лет (Holmes W., Olsen L, 1984).
В России родители ежегодно избивают до 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет. В 1992 г. органами внутренних дел России зарегистрировано более 155 тысяч детей, убежавших из лома из-за жестокости родителей. Ежегодно около 9 тысяч родителей лишается родительских прав иболее 2,5 тысяч детей забирается у родителей без лишения родительских прав, так как пребывание в семье угрожает жизни детей (Степанова О. В., 2000).
В качестве причин жестокого поведения родителей называют:
— социально-экономические факторы: безработицу, плохие *илищные условии, материальную неустроенность, которые приводят к стрессу и далее — к жестокому обращению с домо-
Глава 8
Подросток и семья
— психологические факторы: особенности личности родителей или ребенка, психические заболевания, алкоголизм,наркоманию, отрицательный личный оныт родителей, пережитый в детстве, отсутстпис педагогических знаний. Жертвами семейного насилия чаще становятся нежеланные, болезненные или гиперактивныс дети (Степанова О. В., 2000). Родители, демонстрирующие жестокое обращение с детьми, чаще ялляются эмоционально неуравновешенными людьми или находятся в состоянии эмоционального стресса (Роречуе D., 1995).
Сексуальное насилие в семье
Среди различных видов насилия, которым подвергается под
росток в неблагополучной семье, специфическое место занима
ет сексуальное насилие.
Статистика—--------------------- —■------ ———------ ———
Среди звонков, поступивших на телефон доверия московской) Центра помощи пережившим сексуальное насилие, 1й% было от подростков до 12 лет и 32% — от 13 до 18 лот. По отношению к жертве насильник был чужим человеком в 34%, знакомым - в 66%, причем близким знакомый — в 15%, а членом семьи, родственником — в 19% (Крайнева О. А., 1999).
Многие подростки, подвергающиеся насилию в семье, не сообщают об этом, стыдясь,боясь преследований, обвинений во лжи и т. д. До недавнего времени считалось,что сексуальное насилие в семье встречается достаточно редко, однако исследования последних 10-15 лет показали, что это не так. По американским данным, по крайней мере, 22% всех американских детей подвергались сексуальному насилиюв семье в той илииной форме. Наиболее часто инцесты связаны с отношениями отец-дочь или отчим—падчерица, хотя существуют идругие варианты (например, братья—сестры). Исследование таких отцов показало, что чаще всего это личности с импульсивнымповедением, недостаточно развитым контролем и край ней нечувствительностью к последствиям своих действий, как правило, они происходят из дисфункциональных семей и имеют личностные и сексуальные нарушения (Popenoc IX, 1995).
Сексуальные злоупотребления по отношению к детям могут привести к дол непременным последствиям. Во взросло"жизни они часто испытывают трудности в установлении гра-
ниц общения с проти и оно ложным полом: женщины либо неразборчивы в связях, либо, наоборот, избегают всяческих контактов. Женщины, занимающиеся проституцией, значимо чаще сообщают о пережитом в детстве сексуальном и физическом насилии (СоколоваЕ. Т., Ильина С. В., 2000).