Потребность во взаимном общении

Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности а общении со сверстниками. Однако, как показывают некото­рые данные, необходимо различать общение формальное, рег­ламентированное, посвященное вопросам поведения , учебы и т. к. и неформальное, нерегламентировашгое общение с роди­телями.

Если первое вызывает у старшею'осени ков острую неудов­летворенность, то потребность во втором не меньше, чем в обще­нии со сверстниками, но удовлетворяется меньше чем наполо­вину (29,2%). При этом выявлено, что общением с матерьюудов-летворены тол ько 31,1% подростков, а общением с отцом — и того меньше —9,1% (Коп И. С, 1989), Причиной такого психологи­ческого барьера, возникающего между подростком и родителя­ми, И. С. Кон называет «неумение и нежелание выслушать, по­нять то, что происходит в сложном юношеском мире», неумение принять подростка как некоторую автономную реальность, уве­ренность в непогрешимости своего жизненного опыта.

«Они меня неслушают!» — самая распространенная (и иерщенно справедливая) жалоба юношей и девушекна роли-



Глава 8

Подросток и семья




Потребность во взаимном общении - student2.ru Потребность во взаимном общении - student2.ru Потребность во взаимном общении - student2.ru Потребность во взаимном общении - student2.ru телей. По оценке старшеклассников, уровень понимания со сто­роны родителей, легкость общения и с обет не иная откровен­ность с ними резко снижаются от 7-го к 9-му классу, и по всем этим параметрам родители значительно уступают друзьям -сверстникам опрошенных (Кон И. С, 1989. С. 114).

Отношение к семье в ходгвзросления меняется. В процес­се социализации группа ровесников в значительнойстепени замещает родителей («обесценивание» родителей — по выра­жению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации ил семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания от­носительно «обесценивания» родителей в подростковом и юно­шеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подрост­кового возраста описана специальная поведенческая особен­ность — «реакция эмансипации». Сделан ы даже попытки объяс­нить ее с эволюциолно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о «замещении родителей* группой сверстников мало со­ответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, что хотя родители как центр ориентаци и и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для боль­шинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, и одном исследовании немецких психологов было по­казано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким' доверенным лицом для подростка прежде всего слу­жит мать, а затем в зависимости от ситуации в разной последо­вательности — отец, подруга или друг. В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ран-жировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с. друзьями, в компании сверстником своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на чет­вертом месте. Однако отвечая на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» — и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, как за-

метил по поводу этих результатов И. С. Кон, с друзьями прия i -но развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, пол ученные на выборках современных ]юд-росткон, юношей и девушек, подтверждают ату тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (Реан А. А., Саннико-ва М. Ю.), в системе отношений личности к социальному окру­жению, определялось в том числе и отношение' к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положитель­ным. Было установлено, что снижение положительного отно­шения к матери, увеличение негативных дескрипторов (харак­теристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаменталь­ный феноме i 1 фоявления тотального негативизма (по Реану А А) — т. е. негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. Б целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важ­ным показателем общего неблагополучного развития лич­ности.

Общение с отцом и матерью

Общение с отцом и матерью в подростковом возрасте склады­вается по-разному.

В разных странах в подавляющем большинстве подростки средних и старших классов предпочитают обращаться по всем вопросам, связанным с личностными, социальными, учебными и даже мировоззренческими проблемами, к матери, а не к отцу (Райе Ф., 2000). Старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней.

Отцы имеют преимущество в «информационной сфере», обсуждении политики, спорта. Психологические причины та­кого предпочтения у подростков — в жесткости и инструмен-тальности мужского характера, затрудняющих взаимопонима­ние и компромиссы, а также в том, что отцы проводят с подро­стками значительно меньше времени.

Наличие определенных культурных запретов приводит к тому, что темы полового созревания и интимные отношения за­нимают последние места в разговорах с родителями, т. е. важ-Нейшая сфера интимных переживаний подростка из общения с



Глава 8

Подросток и семья




Потребность во взаимном общении - student2.ru Потребность во взаимном общении - student2.ru Потребность во взаимном общении - student2.ru родителями «изымается». Но если о том, что больше всего вол­нует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Чем больше родители «на­жимают» па поведение, успеваемость и прочие формально-ро­левые аспекты, тем суше становятся отношения (Кон И. С, 1989).

Подросток и семейное воспитание

Наши рекомендации