Их психопрофилактика и коррекция
Учет особенностей настроения важенпри осуществлении пси-хокоррекциошюй работы со многими трудными школьниками, особенно с теми, у которыхярко выражены акш г >;] ни и характера (гипертимическими, дистимическими,аффективно-лабильными, возбудимыми, застревающими личностями).
Аффект неадекватности
Чувства и эмоции человека неразрывно связаны с его личностью, прежде всего с ее нотребностно-мотивационной сферой, самооценкой, уровнем притязаний. Так, если ребенок себя переоценивает, то оценки взрослых, даже правильные и объективные, не принимаются им, считаются несправедливыми. Это вызывает у ребенка неприятное эмоциональное состояние, отрицательное отношение к взрослому, ведет к конфликтам, непослушанию, нежеланию учиться.
Возникает тяжелое эмоциональное состояние, называемое аффектом неадекватности, в основе которого лежит несоответствие :«шышС1шой самооценки и слишком высокого уроипя притязаний реальным возможностям ученика, его нежелание признать это. 11очему такой ребенок отстаивает высокую самооценку, не хочет ее снизить? Это связано со стремлением сохранить самоуважение, притязанием на особое положение в коллективе (Степанов В. Г., 2001).
. Аффект неадекватности довольно редко наблюдается у младших школьников. А если и возникает, то быстро проходит. У подростков он отмечается значительно чаще, приобретая устойчивость и заметно влияя на отношение к действительности и даже на характер учащегося.
Эти эмоциональные состояния в основном возникают в Двух ситуациях. Прежде всего в условиях стойкой неуспенае-
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
мости. Тогда среди аффективных подроегкон оказываются по только слабые лсреднеуспеиающие учащиеся, но и способные школьники, ранее добивавшиеся больших успехов. Это связа-но созначительным усложнением учебного материала И увеличениемего объема в средних и старших классах, что требует от учащихся не только способностей, нон больших усилий. У неподготовленных к этому учеников достаточно часто возникают серьезные трудности с учебой. Не желал отказаться от ранее сформировавшейсяныеокой самооценки, они начинаю! раздражаться и обвинять в СВОИХнеудачах других.
Аффект неадекватности возникает также, когда школьник не получает желаемого признания, уважения и любви в коллективе сверстников.
Психол ого -педагоги чес кое консультирование
Устранение аффекта неадекватности требует индивидуального подхода к каждому конкретному учащемуся,но при этом надо иметь в виду дна основных пути решения проблемы: либо помочь ученику успешно усваивать школьныезнания, уменияи навыки, либо понизит ь уровень притязании и самооценку до наличных возможностей (СтепановП. Г., 2001).
Наконец, надо сказать об особенностях эмоциональных расстройств у детей и подростков, делающих их Труднымидля самих себя и окружающих.
Страх и тревога
Страх — .эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальномусуществованию человека и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.
Реакция испуга я вляется предпосылкой тревога, так как в жизни индивида она играет роль связующего звена между реакцией испуга и завершением мыслительного процесса.
Страхи нередко бывают связаны с возрастом. Типичными для подростков являются страхи смерти родителейи связанные с ними страхи больших общественных бедствий, например, войны могущей унести близких людей. Другая группа распространенных страхов — страх собственной смерти, пожара, агрессии.
Половые различия
У мальчиков чаще отмечается страх болезни,а у девочекбоязнь стихии, замкнутого пространства и высоты. Вообще, у девочек этого возраста страхи наблюдаютсячаще, чем у мальчиков.
Подросткибольше подвержены страхам, чем младшие Школьники, приближаясь в этомотношении к дошкольникам.
С грахиу детей возникают и по другим причи нам: из-за эмо-
. нональной «зараженности* (например, паники), иеуверенно-
,сти в межличностных отношениях, тревожности собственных
■ родителей. В конфликтных семьях страхи у детей встречаются
более часто.
В ряде исследований установлена связь между гревожно-стыоитаким личностным образованием, как уровень притязаний.
Оказалось, что тревожность может приводить к формированию неадекватного уровня притязаний двояким образом: либо побуждая к чрезмерной осторожности (снижение уровня притязаний), либо затрудняя оценку ситуации и собственных возможностей (в этом случае могут возникать большие сдвиги
■ как и сторону повышения, так и в сторону снижения уровня
нршязаций) (РейковскийЯ., 1972).
Исследования
Заслуживает внимания тот фак г, что в ходе наблюдения отмечается наличие возрастной специфики в реакциях тревоги. Дляподро-сi ков и юношей (!0-18 лет)характерны две основные формы проявления тревоги — вербальная экспрессияболи и мышечная ригидность. 'Гак, но наблюдениям, с возрастомс\ щееч вуст тенденция к ослаблению неструктурированных вокальных формпротеста (крики, плач) и дни гателыгоЙ активности(избыточная моторика) и усилению вербальной экспрессии и мышечного напряжения. Rcc это происходит на фоне повышения уровня управления собственным телом, сопровождаемою напряжением мускулатуры. Полученные данные могут иметь большое значение для терапии. В этом смысле со старшими детьми предпочтительнее использовать методы мышечной релаксации (Астапов В, М., 2001).
Депрессия
Другим известным эмоциональным расстройством является
'1с-|ф<ч'сии. Тяжелые депрессии у детей редки. Они обычно выэ-
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
Депрессия —------------- ■—----- ■—— {лат.depressio — подавленность) — угнетенное,подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотива! [ионной, КОГНИТИВНОЙсфер, общей пассивностью повеления. |
вапы неблагоприятной ситуацией, меньше связаны с замедлением физиологических процессов, довольно легко проходят.1 У подростков депрессии Встречаются чаще и похожи на депрессии взрослых: они выражаются и душевных страданиях, ощущении печали, потере аппетита и бессонницах.
Одно из ярких проявлений горя в подростковом возрасте — депрессия. Ее глубину определяют по числу симптомов и продолжительности их проявления. Горечь потери может способствовать ухудшению успеваемости, возникновению проблем со здоровьем, пренебрежению своими обязанностями дома или на работе, появлению неопрятности и одежде. Подростки могут уйти в себя, проводить все больше времени в одиночестве, даже начать питаться отдельно от других; могут предаваться размы шлениями фантазиям о своем бывшем возлюбленном под сентиментальную музыку. 11одросткам може г казаться, что они больше уже никого не полюбят. Они могуг Даже попытаться найти утешение в наркотиках или алкоголе. Должны вызывать пристальное внимание и те подростки, которые не демонстрируют какой-то особой реакции на спою утрату, но при этом начинают вести бурный образ жшни, слишком поспешно завязывая новые эмоционально окрашенные отношения. Потеря любви является также одной из основных причин самоубийств Среди подростков (Райе Ф., 2000).
В трудных случаях депрессии лечат лекарствами (антидепрессантами) и психотерапевтическим воздействием,направленным на ослабление влияния неблагоприятных факторов среды.
Ипохондрический синдром
Ипохондрический синдром также встречается у «трудных» детей и подростков. Такие учащиеся неоправданно и преувеличенно жалуются на плохое физическое состояние (повышен ный мышечный тонус, тошноту, позывы к частому мочеиспусканию и т. д.). Болезненные проявления используются школьниками для привлечения внимания к себе и избегания нежелательной ситуации (вчастности, хождения в школу). Данный синдром
обычно легко снимается. Для этого требуется обсуждение с ребенком причин плохого состояния, снятие стрессогенных воздействий, помощь в преодолении стресса.
Безотносительно к собственно эмоциональной конституции было доказано, что недостаточно хорошее здоровье приводит к усилению эмоциональных реакций. Так, Стрэттон(1929), согюставин медицинские карты 1000 студентов и их ответы на вопросник о частоте страха и гнева, сделал следующие выводы:
1. Лица, которые перенесли когда-либо тяжелое заболевание, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев (а также страх), чем те, которые всегда обладали хорошим здоровьем.
2. Среди больных лица, имевшие несколько заболеваний, сильнее реагируют на ситуации, которые могут вызвать страх (а также гнев).
3. Большое значение имеет возраст, в котором индивиды
. перенесли болезнь. Страх связан преимущественно с заболева
ниями, перенесенными от 11 до 15 лет, а гнев — с заболевания
ми в младшем возрасте, т. е. до 6 лет.
Очевидно, возникает вопрос, можно ли объяснить эти результаты лишь перенесенными заболеваниями? Ведь лица, которые чаще болели, имеют слабое здоровье, а это, возможно, способстнует эмоциональности. Однако болезнь как психологическое пережинай ие может, несомненно, оказыпать свое специфическое воздействие (Фресс П., Пиаже Ж., 1975).
Резюме -------------------------------------------------------------------------------
В подростковый и юношеский период происходит бурное развитие эмоциональной сферы.
Центральным образованием в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости».
Для подросткового возраста характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимоеть, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса» эмоциональности, который включает перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд Других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем4 следует отметить, что видимых, значимыхпричин для резкой смены настроений в полросткоиом возрастеможет и не быть. Появляется повое эмоциональное состояние, так называемый «аффект неадекватности*.
Глава 3
Особенности аффективной сферы подростка
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие- самосознания,новый опыт общения со сверстниками - все. это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений ипереживаний, таких как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожетраованию и т. д. При переходе от подросткового ^юношескому возрастусамопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональномфоне.
Юность — возраст специфической bmoiтональной сенситивно-сти. Для эмоциональнойжизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), по и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувства прекрасного,трагического, чувства Юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческиеустановки личности. Особое место в развитиичувств молодых людей занимаетпереживание первой любви. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимают форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы-любви.
Вопросы к главе —------------------------------- ^------- .------------------
1. Вспомните паше самое яркое переживание в подростковом воз-растс. К катетрии каких чувств оно относится: предметных, обобщенных, мировоззренческих?
2. Любовь складывается ип таких базовыхэмоций, как интерес — возбуждениеИ удовольствие — радость. Л какие еще эмоции присутствуют а любвн?
3. Каждый студент во время сдачи устных ;жзаменов испытываетстресс. Особенно он силен при недостаточной подготовке, если экзаменующийся не уверен в своих силах. Предложите свои методы решения проблемы амоционального етесса у студентов во время экзамена.
Дистресс
Акцентуацияхарактера Аффект неадекватности
Страх
Депрессия
Ипохондрическим пш/уюм
Ключевые понятия и термины
Эгоистичность
Депрессивпость
Критичность
Социальные эмоции
Эмоциональная децентрация
Любовь
Эмоциональные нарушения
Особенности мотивационной сферы подростка
Глава 4