Взгляд Боулби/Эйнсуорт на воспитание детей

Позиция Боулби/Эйнсуорт такая же, как и у Гезелла. Эволюция снабдила младенцев сигналами и жестами, которые обеспечивают здоровое развитие, и разумнее всего на них реагировать. Младенцы биологически гото­вы к тому, чтобы направлять родителей в отношении опыта, который им необходим, и отношения с ними будут развиваться наиболее благоприятным образом, если мы последуем их подсказкам.

Родители, по словам Боулби, могут воспитать избалованного и изнеженного ребенка. Но это произойдет не в результате их излиш­ней сенситивности и отзывчивости на сигналы малыша. Если мы посмотрим внимательно, то увидим, что родитель берет всю иници­ативу на себя. Родитель может добиться близости к ребенку или излить на него любовь, хочет того ребенок или нет. Родитель не ориен­тируется на ребенка (р. 375).

Родители могут принести больше пользы, утверждают Эйнсуорт и Боулби, если будут давать детям возможность следовать их соб­ственным интересам. Часто родители могут это делать, просто ока­зываясь доступными для ребенка, обеспечивая его надежной отправ­ной точкой в его исследованиях. К примеру, когда маленькая девоч­ка хочет взобраться на большой камень или окунуться в морской прибой, присутствие родителя необходимо ради безопасности ребен­ка и оказания помощи, если она потребуется. Но ребенок не нужда­ется в надзоре и наставлениях родителя. Все, что ему нужно, - это доступность терпеливого родителя. Одно это придает ему необхо­димую уверенность, чтобы смело осваивать новые виды деятельно­сти и самому исследовать мир.

По мере того как дети взрослеют, они могут успешно проводить все более продолжительное время в полном отрыве от своих основ­ных опекунов. Пятилетние дети могут уходить в школу на полдня и даже более, а подростки способны проводить недели или даже меся­цы вдали от дома. «Все мы, от колыбели до могилы, счастливы более всего, когда жизнь организована в виде серии экскурсий, дол­гих или коротких, от некой надежной отправной точки, обеспечива­емой нашим(и) объектом(и) привязанности» (Bowlby, 1988, р. 62).

Боулби был одним из первых, кто привлек внимание к потенциально опасным эффектам разлуче­ния с родителями. Его работа с Джеймсом Робертсоном в начале 1950-х гг. убедила многих, что помещение маленького ребенка в больницу при редких контрактах с родителями вызывает у ребен­ка сильные страдания, и с годами все больше и больше больниц стали разрешать матерям и отцам жить в одной палате со своими маленькими детьми.

Наиболее болезненным разлу­чение, скорее всего, будет между 6 месяцами и 3-4 годами. В это время у ребенка интенсивно форми­руются привязанности и отсутствуют независимость и когнитивные способности, позволяющие справиться с разлучением в адаптивной манере.

Боулби также од­ним из первых привлек внимание к потенциально вредным послед­ствиям воспитания в детских домах. В начале 1950-х гг. он заметил, что во многих детских домах контакты между детьми и взрослыми настолько редки, что дети неспособны привязаться к кому-либо из взрослых. Труды Боулби оказали позитивное воздействие и на эту сферу.

Оценка

Боулби и этологи позволили по-новому взглянуть на многие стороны детского поведения. До знакомства с трудами Боулби мы могли рассматривать плач младенцев всего лишь как проявление инфантильности, а их улыбки — как повод для умиления. Но Боул­би помог понять, как эти и другие модели поведения способ­ствовали выживанию нашего вида. Плач подобен сигналам бедствия у других видов; он обеспечивает родительскую помощь в трудные минуты. Улыбки также вызывают у родителей желание быть рядом с ребенком, пробуждая в них любовь и заботу. Мы видим, как дети могут быть запрограммированы от рождения подавать сиг­налы и жесты, которые обеспечивают близость к родителям и упро­чивают узы любви с ними.

Одним из критериев значимости теории является ее способность стимулировать новые исследования. В этом отношении теория Боулби/Эйнсуорт оказалась исключительно успешной. Предложенная Эйнсуорт типология привязанности стала источником огромного числа исследований.

Когда появилась ее работа, исследователи стали переходить от бихевиоризма (который отрицал внутренние мысли и чувства) к когнитивным моделям, но темы исследований по-прежнему выглядели обезличенными. Казалось, люди наделены умом, но лишены эмоций и взаимоотношений. Тем самым Эйнсуорт удовлетворила существовавшую потребность; она собрала объективные данные о человеческих отношениях. Точнее, она показала, как сенситивная забота способствует появлению детей, у которых независи­мость уравновешивается потребностью в других людях (например, как в случае с ребенком, который использует родителя в качестве надеж­ной отправной точки своих исследований).

Несмотря на подобную критику, Боулби и этологи помогают нам осознать важность рассмотрения человеческого развития в эволю­ционном контексте. Они помогают нам осо­знать, что мы не можем менять поведение детей по собственной при­хоти. Эволюция снабдила детей реакциями и сигналами, которые необходимо учитывать, если мы хотим, чтобы развитие протекало должным образом. Если, к примеру, мы не отнесемся со вниманием к детскому плачу, улыбкам и другим сигналам, у детей не сформи­руются надежные привязанности, которые, по-видимому, столь не­обходимы для последующего социального роста. Поэтому, перед тем как пытаться изменить поведение детей, мы должны сначала понять, как оно следует плану Природы, направленному на здоровое развитие. Настаивая на уважительном отношении к Природе, этологи строго придерживаются эволюционной традиции.

Философия образования М. Монтессори (1870-1952)

Теория развития

Мария Монтессори разработала определенные теоретические положе­ния, в основе которых лежали идеи Руссо. По ее мнению, те, кто считает, что дети таковы, какими мы их сделали, ошибаются, так как дети учатся сами по своим возрастным ориентирам (Montessori, 1936, р. 22; 1949, р. 17). Так же как Руссо, она утверждала, что дети думают и обучаются не так, как взрослые.

Центральным компонентом теории Монтессори является концеп­ция периодов чувствительности. Периоды чувствительности сходны с критическими периодами; это генетически запрограммированные от­резки времени, когда ребенок особенно жаждет и способен овладеть определенными навыками. Например, существуют периоды чувстви­тельности для овладения языком и для начала использования рук. Именно в это время ребенок старается изо всех сил, совершенствуя эти навыки. И «если ребенку не дают заниматься тем, чем он хочет, имен­но во время, запланированное самой природой, особые способности к овладению определенным навыком пропадут, что отрицательно скажет­ся на всем ходе развития ребенка» (Montessori, 1949, р. 95).

Наши рекомендации