Билет 10. Социальная среда как источник психического развития. Соотношение биологического и социального в развитии психики.

Было установлено, что при отсутствии социальной среды человеческая психика не развивается. Наличие социальной среды определяет становление личности и возникновение подлинной человеческой психики. Можно стать человеком только при помощи обучения.
Среда –окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Средовые влияния могут задерживать или стимулировать рост и развитие человека.
Научение – основной процесс, по средствам которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении.
Происходит путем приобретения человеческого опыта или выполнении серии упражнений. Один из основных процессов научения – обуславливание – установление связей между различными событиями, происходящими в окружающей человека среде.
Социализация –всеобщий процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы. Включает усвоение всех установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей. Этот процесс длится всю жизнь, помогая людям чувствовать себя полноценными членами общества. В детстве эти процессы вырабатывают стереотипы поведения, которые сохраняются в последующей жизни.
Виды среды:
Природная – Влияет на психологическое развитие опосредованно.
Социальная среда – общество, в котором ребенок растет, его культура, традиции, идеология. Это ближнее окружение.
Соотношение биологического и социального.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоих факторов: наследственности и среды.
Штерн: оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют 2 его линии:
1.Созревание наследственно данных способностей и черт характера
2.развитие под влиянием ближайшего окружения
Эти линии развития пересекаются , т.е. происходит конвергенция.
Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но эти 2 фактора играют разную роль в развитии каждой функции.

Человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.

Билет 11
Роль деятельности и общения в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и развития.
Леонтьев показал, как взаимодействует деятельность и развитие.
Ведущая деятельность – понятие вводит Леонтьев.
– каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность. И в этой деятельности:



    • формируются психические процессы;
    • формируется личность;
    • закладываются основы следующей ведущей деятельности.

Ведущие виды деятельности:
0–1 год – эмоциональное общение.
1–3 года – предметно-манипулятивная деятельность.
3–6-7 лет (дошкольный возраст) – ролевая игра.
6-7–10-11 лет (младший школьный возраст) – учебная деятельность.
Подростковый возраст – общение, установление интимно-личностных отношений.
Юношеский возраст – учебно-профессиональная деятельность.
Взрослый возраст – реализация, самореализация через создание каких-либо продуктов = продуктивная деятельность.
Пожилой и старческий возраст – продуктивность и передача опыта (как правило, ведущий тип деятельности не выделяют).

Рубинштейн показал единство деятельности и психики.

Лисина – разные типы общения.

Взаимосвязь между обучением и развитием.
Теория рекапитуляции С.Холла
Развитие организма подготавливает основу для обучения, т.е. развитие ведет за собой обучение.
Бихивиористы.
Отождествляют обучение и психическое развитие.
Гештальт психология.
Обучение может опережать развитие, а может и отставать от него. Чаще они идут параллельно друг другу.

Обучение и развитие.

  • Развитие определяет характер обучения. Роль обучения зависит от условий р-я.
  • Обучение закладывает уровень развития. Нужно построить правильную методику и тогда мы сможем иметь развитие, которое захотим.
  • Единство обучения и развития. Выгодский: Обучение должно всегда предшествовать развитию.
  • Обучение опережает психическое развитие, опирается на него и прокладывает ему дорогу. Мы можем выделить сензитивные периоды. Каждый возраст будет отличаться избирательностью, восприимчивостью к различным видом обучения.


Билет 12.
Закономерности психического развития.Закономерности психического развития – это те механизмы, которые определяют, объясняют, описывают психическое развитие, опираясь на которые можно этим развитием управлять. Существуют общие закономерности развития, которым подчиняются все психические феномены, и существуют частные закономерности развития

Выготский Л.С выделят: 1.Цикличность . 2.Неравномерность. 3.Метаморфозы. 4. Сочетание процессов инволюции и эволюции.

Наши рекомендации