Развитие познавательной сферы у детей раннего детского возраста.
Развитие восприятия определяется тремя параметрами:перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами(возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) действиями соотнесения.
Л.С. Выготскийрассматривал восприятие как ведущую функцию в раннем возрасте. “...Восприятие до трехлетнего возраста играет ... доминирующую центральную роль." Ребенок воспринимает вещь как знакомую и очень редко вспоминает то, что отсутствует перед его глазами или повод к чему отсутствует; он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему действия.
Память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Хотя в этот период появляется воспоминание, и более того, латентный период воспоминания увеличивается, но ребенок не сам вспоминает, а “ему вспоминается”. Память еще не действует как отдельный процесс. При этом память в раннем возрасте принимает участие в развитии всех видов познания. Представления о действиях, свойствах предметов, их назначении и т.п., возникающие в результате практических действий ребенка, его восприятия, мышления и воображения, закрепляются в памяти и только поэтому могут служить средствами дальнейшего познания.
С года начинаетактивно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты.
С полутора до двух лету него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.
Со второго годаон оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. (Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта и т .д. А после полутора лет появляется реакция выбора по форме и цвету).
Развитие мышления.
Под влиянием предметной деятельностии восприятия происходит развитие мышленияв раннем возрасте.
Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению – важная ступень в развитии детского мышления.Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире.На третьем году у ребенка начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания
В когнитивной (конструктивистской) теории развития Ж. Пиаже данный период онтогенеза интерпретируется через понятие “дооперационная стадия интеллектуального развития” (от 2-х до 6-ти лет). На этой стадии активно формируются образно-символические схемы, основанные на сочетании любых впечатлений ребенка. Эгоцентризм в раннем детстве связан с таким интеллектуальным явлением, отличающим мышление малыша,как анимизм, или одушевление,всех предметов и явлений: ветра, велосипеда, реки. Вторым следствие интеллектуального эгоцентризма становится явление необратимости мышления, ведущее к известному феномену Пиаже. Этим термином обозначают открытую Ж. Пиажеособенность детского интеллекта, заключающуюся в несохранении детьми представлений о количестве при изменении формы предмета.
Развитие речи.
Д.Б. Эльконин писал, что в этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.
В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям:
• совершенствуется понимание речи взрослых (пассивная речь);
• формируется собственная активная речь ребенка.
Процесс развития пассивной речи подробно описан В.С. Мухиной.
По ее мнению, в общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если эти слова многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Например, взрослый говорит ребенку: “Дай ручку” – и сам делает соответствующий жест. Лишь на третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние.
Развитие активной речи ребенкадо полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30–40 до 100 слов и употребляет их очень редко. Первая речь ребенка автономна, ситуативна, понятна только взрослым, эмоционально окрашена, она состоит из отрывков слов и имеет характер указательных жестов.
После полутора лет ребенокделает первое “языковое” открытие. Он открывает, что каждый предмет имеет свое название. Он начинает не только постоянно требовать названия предметов, но и делает попытки произносить слова, обозначающие эти предметы.
К трем годам ребеноковладевает употреблением многих падежных окончаний.1-3 года. Ранний возраст. Ситуативно-деловое общение.
Потребность в сотрудничестве
Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет,наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-тосделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого — некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая