Способы криминального снятия зпу

Для устранения ЗПУ применяют разрушающие способы, по­скольку в соответствии с требованиями к ним они должны обеспе­чивать невозможность их размыкания без разрушения хотя бы од­ного из их элементов.

Способы криминального снятия ЗПУ:

— использование орудий ударного действия. Данный способ
малоэффективен из-за конструктивных особенностей и повышен­
ной твердости поверхности большинства типов ЗПУ. Наименее ус­
тойчивы к этому способу ЗПУ с гибким блокирующим элементом,
детали других ЗПУ, выполненные из цветных металлов или пласт­
масс;

— использование орудий рычажного действия. При этом спосо­
бе стараются создать изгибающий момент с помощью прочного
рычага, предварительно надпилив стержень ЗПУ. Большинство ти­
пов ЗПУ выдерживают без видимых деформаций значительные
изгибающие моменты до 200 кгм;

— использование орудий рубящего действия. Как правило, этот
способ применяют для снятия ЗПУ с гибким элементом («Спрут»,
«Спрут-универсал» и др.);

— применение орудий пилящего действия. В качестве таковых
может быть применена элетропила с режущим диском («болгар­
ка»). Уязвимы почти все ЗПУ, кроме «ЛаВРа» в вагонном исполне­
нии и «Ерша»;

— использование дрели с «алмазным» сверлом или фрезой с
твердосплавной головкой. Высверливается стержень-пломба либо
элементы стопорного узла («ЛаВР», «Клещ», «Клещ-М»). Иногда в
просверленное отверстие вкручивают метчик, разрушающий хра­
повую насечку фиксатора;

— выбивание стержня из фиксатора («ЛаВР»). При этом пред­
варительно извлекают шайбу и пружину, затем стержень-пломбу
выбивают из корпуса вместе с кулачками фиксатора. Иногда в этих
целях используют строительно-монтажный пистолет и твердо­
сплавный дюбель со спиленным концом;

— перекусывание блокировочного элемента (тросика или
стержня). Чаще других этим способом снимают «ЛаВР» (контей­
нерный), «Клещ», «Спрут». Используют саперные ножницы или ку­
сачки с гидравлическим приводом рабочих частей;

— использование винтовых съемников. В основном данный спо­
соб применяют для ЗПУ с жестким стержнем. При этом может раз­
виваться усилие до 2 тонн;

— химическое воздействие. Внутрь стопорного узла ЗПУ зали­
вают кислоту (азотную, серную, фосфорную), нередко замазывая
смолой или мастикой. Процесс достаточно длительный, может про­
текать в течение двух-трех недель. Более уязвимы «Спрут» и ана­
логичные ему по конструкции стопорного узла ЗПУ, так как их пру­
жины могут раствориться за три-четыре дня и шарики перестают
удерживать тросик;

— использование орудий и аппаратов термического действия
(электрогазорезка). В практике встречались случаи применения
жидкого азота, при воздействии которого металл становится очень
хрупким и ЗПУ разрушается при незначительных ударных нагрузках;

— использование взрывных устройств, как заводского так и са­
модельного исполнения. При этом разрушается не только ЗПУ, но и
весь запирающий узел (дверные накладки, петли).

Зачастую для криминального снятия ЗПУ прибегают к комбина­ции различных способов. Выбор того или иного способа определя­ется видом ЗПУ, интервалом времени, «квалификацией» преступ­ников, другими условиями и обстоятельствами (наличие охраны, удаленность вагона от пункта охраны, освещенность и др.).

Технические требования к большинству ЗПУ исключают воз­можность маскировки их криминального снятия. Снятие с исполь­зованием производственных инструментов (газоэлектросварки, «болгарки» и др.) неизбежно ведет к появлению обширных и харак­терных следов взлома.

Однако в практике встречаются немногочисленные случаи сня­тия ЗПУ с попытками маскировки. Так, при наложении ЗПУ типа «Клещ» в результате предварительного сговора отправителя с пре­ступниками в стопорное устройство вместо стальной проволоки вставляют более мягкую (алюминиевую или медную). В условленном месте ЗПУ снимается, а при повторном навешивании в него вставля­ется уже предусмотренная правилами стальная проволока. Призна­ками такого способа могут быть следы металлизации от поддельной проволоки (алюминий, медь) внутри стопорного узла ЗПУ.

В ЗПУ «Клещ-М» стопорная проволока помещена внутрь корпу­са при его изготовлении в заводских условиях, поэтому описанный способ криминального снятия к нему неприменим.

Санкционированное снятие пломбы-запора «ЛаВР» с помощью специального съемника приводит к образованию специфических




способы криминального снятия зпу - student2.ru способы криминального снятия зпу - student2.ru следов — отрыву головки стержня с шероховатой поверхностью излома.

При криминальном снятии другими инструментами вместе с от­рывом головки стержня происходит разрушение напаянного на нее пластмассового кольца.

Тем не менее при использовании пломбы-запора «ЛаВР» воз­можно криминальное его снятие с последующей маскировкой. Для этого перед замыканием, т. е. перед введением стержня в корпус, в последний помещают отрезок кембрика, фольги, тонкостенной трубки. Фиксация стержня при этом крайне ненадежна, что позво­ляет извлечь его из корпуса, а после совершения хищения замк­нуть пломбу-запор в соответствии с правилами.

При снятии ЗПУ «Ерш» с помощью специального съемника раз­рушаются колпачок, нож и пружина. При этом на них образуются специфические следы. Попытка криминального снятия посторон­ними предметами вызывает образование их следов, но не приво­дит к разрушению запорно-пломбировочного устройства. Что каса­ется снятия с помощью газоэлектрооборудования, то их следы лег­ко отличимы от следов съемника.

Санкционированное снятие ЗПУ «Спрут» и «Спрут-универсал» должно проводиться только с помощью клещей-кусачек «Страж». При этом образуются типичные следы встречного разреза, общая длина петли тросика не изменяется.

При криминальном снятии с помощью других инструментов сле­ды разделения тросика будут иметь признаки, характерные для этих видов инструментов и механизма их действия.

Наши рекомендации