Способы криминального снятия зпу
Для устранения ЗПУ применяют разрушающие способы, поскольку в соответствии с требованиями к ним они должны обеспечивать невозможность их размыкания без разрушения хотя бы одного из их элементов.
Способы криминального снятия ЗПУ:
— использование орудий ударного действия. Данный способ
малоэффективен из-за конструктивных особенностей и повышен
ной твердости поверхности большинства типов ЗПУ. Наименее ус
тойчивы к этому способу ЗПУ с гибким блокирующим элементом,
детали других ЗПУ, выполненные из цветных металлов или пласт
масс;
— использование орудий рычажного действия. При этом спосо
бе стараются создать изгибающий момент с помощью прочного
рычага, предварительно надпилив стержень ЗПУ. Большинство ти
пов ЗПУ выдерживают без видимых деформаций значительные
изгибающие моменты до 200 кгм;
— использование орудий рубящего действия. Как правило, этот
способ применяют для снятия ЗПУ с гибким элементом («Спрут»,
«Спрут-универсал» и др.);
— применение орудий пилящего действия. В качестве таковых
может быть применена элетропила с режущим диском («болгар
ка»). Уязвимы почти все ЗПУ, кроме «ЛаВРа» в вагонном исполне
нии и «Ерша»;
— использование дрели с «алмазным» сверлом или фрезой с
твердосплавной головкой. Высверливается стержень-пломба либо
элементы стопорного узла («ЛаВР», «Клещ», «Клещ-М»). Иногда в
просверленное отверстие вкручивают метчик, разрушающий хра
повую насечку фиксатора;
— выбивание стержня из фиксатора («ЛаВР»). При этом пред
варительно извлекают шайбу и пружину, затем стержень-пломбу
выбивают из корпуса вместе с кулачками фиксатора. Иногда в этих
целях используют строительно-монтажный пистолет и твердо
сплавный дюбель со спиленным концом;
— перекусывание блокировочного элемента (тросика или
стержня). Чаще других этим способом снимают «ЛаВР» (контей
нерный), «Клещ», «Спрут». Используют саперные ножницы или ку
сачки с гидравлическим приводом рабочих частей;
— использование винтовых съемников. В основном данный спо
соб применяют для ЗПУ с жестким стержнем. При этом может раз
виваться усилие до 2 тонн;
— химическое воздействие. Внутрь стопорного узла ЗПУ зали
вают кислоту (азотную, серную, фосфорную), нередко замазывая
смолой или мастикой. Процесс достаточно длительный, может про
текать в течение двух-трех недель. Более уязвимы «Спрут» и ана
логичные ему по конструкции стопорного узла ЗПУ, так как их пру
жины могут раствориться за три-четыре дня и шарики перестают
удерживать тросик;
— использование орудий и аппаратов термического действия
(электрогазорезка). В практике встречались случаи применения
жидкого азота, при воздействии которого металл становится очень
хрупким и ЗПУ разрушается при незначительных ударных нагрузках;
— использование взрывных устройств, как заводского так и са
модельного исполнения. При этом разрушается не только ЗПУ, но и
весь запирающий узел (дверные накладки, петли).
Зачастую для криминального снятия ЗПУ прибегают к комбинации различных способов. Выбор того или иного способа определяется видом ЗПУ, интервалом времени, «квалификацией» преступников, другими условиями и обстоятельствами (наличие охраны, удаленность вагона от пункта охраны, освещенность и др.).
Технические требования к большинству ЗПУ исключают возможность маскировки их криминального снятия. Снятие с использованием производственных инструментов (газоэлектросварки, «болгарки» и др.) неизбежно ведет к появлению обширных и характерных следов взлома.
Однако в практике встречаются немногочисленные случаи снятия ЗПУ с попытками маскировки. Так, при наложении ЗПУ типа «Клещ» в результате предварительного сговора отправителя с преступниками в стопорное устройство вместо стальной проволоки вставляют более мягкую (алюминиевую или медную). В условленном месте ЗПУ снимается, а при повторном навешивании в него вставляется уже предусмотренная правилами стальная проволока. Признаками такого способа могут быть следы металлизации от поддельной проволоки (алюминий, медь) внутри стопорного узла ЗПУ.
В ЗПУ «Клещ-М» стопорная проволока помещена внутрь корпуса при его изготовлении в заводских условиях, поэтому описанный способ криминального снятия к нему неприменим.
Санкционированное снятие пломбы-запора «ЛаВР» с помощью специального съемника приводит к образованию специфических
следов — отрыву головки стержня с шероховатой поверхностью излома.
При криминальном снятии другими инструментами вместе с отрывом головки стержня происходит разрушение напаянного на нее пластмассового кольца.
Тем не менее при использовании пломбы-запора «ЛаВР» возможно криминальное его снятие с последующей маскировкой. Для этого перед замыканием, т. е. перед введением стержня в корпус, в последний помещают отрезок кембрика, фольги, тонкостенной трубки. Фиксация стержня при этом крайне ненадежна, что позволяет извлечь его из корпуса, а после совершения хищения замкнуть пломбу-запор в соответствии с правилами.
При снятии ЗПУ «Ерш» с помощью специального съемника разрушаются колпачок, нож и пружина. При этом на них образуются специфические следы. Попытка криминального снятия посторонними предметами вызывает образование их следов, но не приводит к разрушению запорно-пломбировочного устройства. Что касается снятия с помощью газоэлектрооборудования, то их следы легко отличимы от следов съемника.
Санкционированное снятие ЗПУ «Спрут» и «Спрут-универсал» должно проводиться только с помощью клещей-кусачек «Страж». При этом образуются типичные следы встречного разреза, общая длина петли тросика не изменяется.
При криминальном снятии с помощью других инструментов следы разделения тросика будут иметь признаки, характерные для этих видов инструментов и механизма их действия.