Развитие изобразительной д-ти и конструирования в дошкольном возрасте.

Развитие изобразительной д-ти и конструирования в дошкольном возрасте.

На 2году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий - то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окр.мира. Рисунок включает весь опыт малыша: то, что он видит, знает и чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно-осязательный опыт. По мере освоения изо.д-ти у ребенка создается внутренний идеальный план действия, к-ый отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок. Гл.средствами выразительности, используемыми дошкольниками, яв-ся линия и цвет.

Особенности развития изо.д-ти в дошкольном возрасте:

- изо.д-ть включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

- развивается умение создавать и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Развитие конструктивной д-ти в дошкольном возрасте. Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в к-ых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. В дошкольном возрасте развиваются 2 взаимосвязанные стороны конструктивной д-ти: конструирование-изображение и строительство для игры.

Особенности конструктивной д-ти в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

- расширяется область творческих проявлений.

Развитие общения дошкольника со взрослыми и сверстниками.

Общение младших дошкольников совершенно не похоже на их общение со взрослыми. Они по-другому разговаривают, смотрят друг на друга, иначе ведут себя. Особенности общения дошкольников со сверстниками: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность, преобладание инициативных действий над ответными.

3 этапа дошкольников со сверстниками.

- эмоционально-практическая (2 - 4 годы жизни)-целиком зависит от конкретной обстановки, в к-ой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

- ситуативно-деловая. (4-6 лет). Этот возраст яв-ся периодом расцвета ролевой игры. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество.

- внеситуативная форма общения.С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.

Вопрос № 10. Кризис 6-7 лет.

Л.С. Выготский выделяет 2 симптома кризиса – манерничанье и кривляние и указывает, что 7 лет – это возраст «потери непосредственности». Поведение перестает быть естественным, непосредственным. Причиной этого он называет обобщение переживаний – момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка.

Новые исследования позволили уточнить и расширить перечень симптомов кризиса 7 лет, который можно разделить на 3 категории симптомов.

Первая категория центрируется вокруг некоторого правила, заданного взрослым, некоторых домашних установок. Симптомами, т.е. реакциями ребенка на правила взрослых могут быть следующие:

-Спор-Непослушание-Пауза-Требовательность-упрямство, хитрость, капризы.

второй категории: возникновение новых видов продуктивной деятельности и стремление к выполнению некоторых домашних обязанностей, ранее не принадлежавших ребенку. Например, ребенок «стирает сам свои вещи», «просит разрешения самому сходить в магазин

Общие вопросы – в общении ребенка с родителями возникают новые темы, не связанные с ежедневным бытом. Ключевые темы: происхождение планет, жизнь на Земле и планетах, другие страны, морально-этические вопросы и т.п., семейные связи (дедушки, прадедушки...)

Симптомы третьей категории носят нейтральный характер, но демонстрируют взрослость.

Личности.

Подростковый возраст (10-11 – 15-16 лет) характеризуется значительными физическими и анатомо-физиологическими изменениями организма ребенка. В подростковом возрасте идет интенсивное нарастание массы и длины тела. Вместе с тем он яв-ся сензитивным для приобретения и совершенствования многих сложных движений. Рост различных органов и тканей предъявляет повышенные требования к д-ти сердца. Оно тоже растет, но быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причиной функциональных нарушений в д-ти сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде учащенного сердцебиения, повышенного кровяного давления, головных болей, головокружения, быстрой утомляемости.

В подростковом возрасте происходят резкие изменения и во внутренней среде организма, к-ые связаны с изменениями в эндокринной системе, ЦНС (идет усиленное развитие дендритов), в НС процессы возбуждения преобладают над торможением. Поэтому умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, аффекты, сильные отрицательные эмоции, переживания (страх, гнев) могут быть причиной эндокринных нарушений и функционального расстройства НС. В результате подростки отличаются раздражительностью, утомляемостью, рассеянностью, низкой работоспособностью, бессонницей. Важнейшим биологическим процессом подросткового возраста яв-ся половое созревание, оказывающее огромное влияние на физ. и псих. развитие ребенка. Развиваются половые органы, вторичные половые признаки (изменение тембра голоса у мальчиков, формирование молочных желез у девочек, рост волос на теле).Половое созревание вносит много нового в жизнь подростков. Во-первых, это яв-ся одним из источников возникающего чувства взрослости. Во-вторых, половое созревание стимулирует интерес к своей внешности, поведению. В-третьих, наконец, пробуждается интерес к противоположному полу, появляются новые чувства, переживания, в норме и проявление первой любви. В-четвертых, появляется интерес к сексуальной, эротической продукции, что необходимо контролировать взрослым.Следует отметить, что как в физическом развитии, так и половом созревании существуют заметные индивид. различия в возрасте их начала и завершения. Отклонения от групповых норм в темпах развития и физического облика яв-ся источником беспокойства для многих подростков и могут снизить их самооценку. Нормальные временные вариации пубертата тесным образом связаны с генетическими факторами и фактором питания. Важные физические изменения имеют определенные психологические последствия. В процессе физического созревания дети становятся все больше похожими на взрослых, на них иначе начинают реагировать др.люди, они сами начинают иначе к себе относиться. Положительная самооценка подростка, принятие сверстниками и популярность в их среде во многом зависят от его физической привлекательности и внешнего облика. Это один из важнейших компонентов подростковых взаимоотношений, поэтому подростки (в особенности – девушки) уделяют пристальное внимание своему телу. Иногда желание иметь стройную фигуру доводит подростков до таких крайностей, что у них развиваются такие нарушения питания, как нервная анорексия и булимия.

Раннее и позднее созревание у мальчиков и девочек имеет свои различия. Так, рано созревающие мальчики, как правило, яв-ся более успешными в общении со сверстниками и в др.видах де-ти. Они более ответственны, общительны, склонны к сотрудничеству; однако они более конфликтны, озабочены производимым впечатлением. Поздно созревающие мальчики менее уравновешенны, более напряжены, обидчивы. Им чаще свойственны тревожность, импульсивность, стремление командовать другими и находиться в центре внимания. Поздно созревающие мальчики менее популярны среди сверстников.

Причины старения.

К старшему поколению или пожилым принято относить лиц обоего пола в возрасте старше 60 лет. Старшее поколение делится на 2 возрастных периода. Первый - престарелый возраст включает возрастной период 60-75 лет, а второй старческий возраст - включает лиц в возрасте 75 лет и старше. Процесс старения затрагивает весь организм и в целом характеризуется снижением функций отдельных органов и систем. Старение разрушительный процесс, ведущий к снижению физиологических функций организма и их недостаточности, ограничению адаптационных возможностей организма, развитию возрастной патологии и в конечном итоге к увеличению вероятности смерти. Процесс старения у каждого ч-ка протекает с индивидуальной скоростью, к-ая зависит от генетических факторов, пола, образа предшествующей жизни, факторов окр. среды, социально-психологических факторов и многих др.причин. Старение развивается под влиянием комплекса экзо- и эндогенных факторов. Предложено множество теорий и гипотез развития дегенеративных процессов, характеризующих старение организма. Программная теория основывается на признании конечного количества клеточных делений, ко-ое запрограммировано в генетическом аппарате. Теория накопленияошибок предполагает, что под воздействием факторов окр. среды происходит повреждение молекул ДНК, что приводит к нарушению генетической программы биосинтеза нормальных макромолекул, в первую очередь белков. Теория изнашивания клеточных структур основана на допущении, что факторы окр.среды вызывают накопление дегенеративных изменений в клеточных компонентах с образованием перекрестных связей между макромолекулами белков и повреждением ДНК, нарушением функции клеточных мембран. Представление о процессах изнашивания клеточных систем подкрепляется тем, что максимальная продолжительность жизни биологических видов находится в обратной зависимости от скорости метаболических процессов (основного обмена) и продолжительности периода до достижения репродуктивной зрелости. Среди многочисленных теорий, пытающихся найти универсальный механизм старения, можно назвать свободнорадикальную теорию. Согласно этой теории, причиной возрастных изменений и повреждений мембран, макромолекул и генетического аппарата клеток яв-ся свободные радикалы, возникающие под действием кислорода, фоновой радиации, чужеродных химических веществ и других факторов окр.среды. В связи с этой теорией велись поиски геропротекторов среди антиоксидантов. Однако дополнительное назначение экспериментальным животным природных антиоксидантов не увеличивало значительно продолжительность жизни по сравнению с нормальной обеспеченностью антиоксидантами. Процесс старения у ч-ка зависит от множества взаимодействующих факторов. Существенное ограничение потребления энергии на определенных этапах онтогенеза может оказаться небезопасным для ч-ка. Кроме того, ограничение потребления пищи скажется на качестве жизни ч-ка. Тем не менее, факт увеличения продолжительности жизни экспериментальных животных при ограничении калорийности пищи дает дополнительное обоснование необходимости предупреждения ожирения как признака избыточного потребления энергии с пищей.

Развитие изобразительной д-ти и конструирования в дошкольном возрасте.

На 2году жизни у ребенка возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Он просто манипулирует с карандашом, осваивая его функцию, получая удовольствие от самого процесса. Малыш замечает материальную проекцию собственных действий - то, что след получается разным в зависимости от характера движений руки. Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окр.мира. Рисунок включает весь опыт малыша: то, что он видит, знает и чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно-осязательный опыт. По мере освоения изо.д-ти у ребенка создается внутренний идеальный план действия, к-ый отсутствует в раннем детстве. Поэтому важно отметить, что изменения, происходящие в психике ребенка в процессе рисования, имеют гораздо более важное значение, чем сам рисунок. Гл.средствами выразительности, используемыми дошкольниками, яв-ся линия и цвет.

Особенности развития изо.д-ти в дошкольном возрасте:

- изо.д-ть включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

- развивается умение создавать и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

Развитие конструктивной д-ти в дошкольном возрасте. Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в к-ых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. В дошкольном возрасте развиваются 2 взаимосвязанные стороны конструктивной д-ти: конструирование-изображение и строительство для игры.

Особенности конструктивной д-ти в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

- расширяется область творческих проявлений.

Наши рекомендации