Психологические характеристики Сознания

1. Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. Уровень сознания находится в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. Сознание существует благодаря знаниям. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания: ощущения и восприятия, память, мышление, воображение. С помощью ощущений и восприятий при не- посредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

2. Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я» (отделение человеком себя от предметного мира, разделение «Я» и «не Я», противопоставление себя миру предметов). Человек способен осуществлять самопознание, т.е. обратить пси- хическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом (он осознает собственные физические и морально- психологические качества). Отделение «я» от «не-я» – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе форми- рования самосознания человека.

3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека (целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение результатов своей деятельности).

Цель – осознанный образ желаемого будущего.

В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Эта сторона сознания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных действий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность,




ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

4. Четвертая характеристика сознания – включение в его состав определенного отношения (отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе). Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанныхвыше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало до него и для него человечество, закрепило и передало ему в языке. Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием.

Сознание человека характеризуется:

1) активностью (деятельное состояние живых организмов);

2) интенционально (сознание человека всегда направлено на какой- то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Структура Сознания

Артур Владимирович Петровский выделяет следующую структуру сознания.

Психологические характеристики Сознания - student2.ru

Функции сознания

Основная функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознании человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Психологические характеристики Сознания - student2.ru Людмила Дмитриевна Столяренко выделяет следующие функции сознания личности.

Рефле ксия – обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния.

В качестве объекта рефлексии может выступать:

1) отражение мира,

2) мышление о нем,

3) способы регуляции человеком своего поведения,

4) сами процессы рефлексии,

5) свое личное сознание.

САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

План:

1. Понятие «Самосознание».

2. Критерии Самосознания.

3. Структура Самосознания.

4. Самооценка личности.

Понятие «Самосознание»

Венцом развития сознания является самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Самосознание возникает в ходе развития сознания личности. Сознание и самосознание взаимообусловлены: чем выше уровень сознания человека, тем выше уровень его самосознания, и наоборот. С расширением представления человека о внешнем мире, расширяется его самосознание.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своего отношения к природе и к другим людям, своих действий и поступков, своих мыслей, переживаний и разных психических качеств. Это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе.

Развитие самосознания человека проявляется в: самонаблюдении; критическом отношении к самому себе; оценке своих положительных и негативных качеств; ответственности за свои поступки.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция – защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Самосознание характеризуется своим продуктом – представлением осебе, «Я-образом» («Я концепцией»).

Методика: тест «Кто Я» (М.Кун).

Обладая сознанием, человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свой «Я-образ», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в этом обществе.

«Я-образ» является ядром системы саморегуляции человека. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет

через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В.П.Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания – левым полушарием.

Критерии самосознания

1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды);

2. осознание своей активности – «Я управляю собой»;

3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

Структура самосознания

В структуре самосознания можно выделить:

· осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

· осознание своих реальных и желаемых качеств («Я-реальное» и «Я- идеальное»);

· познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

· эмоциональное, чувственное представление о себе («Я как чувственный объект»).

Алексей Александрович Бодалёв подчеркивает, что в самосознании («Я-образе») можно выделить два аспекта:

1. самопознание/знание о себе (интеллектуальный аспект познания себя);

2. самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Алексей Александрович Бодалёв указывает, что в ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представления о себе – его «Я концепцию». Знания о себе самом небезразличны человеку: то, что в ним раскрывается оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Ученый говорит о том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью.

сферам проявления человека. Такие исследователи, как У.Джеймс, К.Роджерс, М.Розенберг и многие другие, выделили различные формы представлений о себе, дифференцированные

либо по сфере проявления человека («социальное Я», «духовное Я»,

«физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «моральное Я», «семейное Я» и т.д.), либо как реальность и идеал («реальное Я» и «идеальное Я»),

либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем»), либо по какому-то иному существенному признаку.

Психологические характеристики Сознания - student2.ru

Самооценка личности

Существенной стороной самосознания является самооценка.

Самооценка– это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств, места среди других людей.

Виды самооценок:

1. адекватная (человек адекватно оценивает себя, свои возможности, способности, качества, место среди других людей;

2. неадекватная (человек неадекватно оценивает себя, свои возможности, способности, качества, место среди других людей):

а) завышенная (человек завышает свои возможности, способности, переоценивает свои позитивные качества, ставит себя выше других людей);

б) заниженная (человек занижает свои возможности, способности, недооценивает свои позитивные качества, видит в себе много недостатков, ставит себя ниже других людей).

Самооценка порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение.

ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ

План:

1. Понятие об ощущениях. Физиологическая основа ощущений.

2. Виды ощущений

3. Свойства ощущений

4. Чувствительность анализатора и порог чувствительности

Наши рекомендации